Международный кодекс мОрской перевозки навалочных грузов
Подборка наиболее важных документов по запросу Международный кодекс мОрской перевозки навалочных грузов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Претензия (требование) потерпевшего о возмещении собственником судна ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)обладающие опасными химическими свойствами твердые материалы, содержащиеся в дополнении В к Кодексу безопасной практики перевозки навалочных грузов 1965 года, с поправками, в той мере, в какой такие материалы подпадают также под действие Международного кодекса морской перевозки опасных грузов 1965 года, с поправками, если они перевозятся в упакованном виде;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)обладающие опасными химическими свойствами твердые материалы, содержащиеся в дополнении В к Кодексу безопасной практики перевозки навалочных грузов 1965 года, с поправками, в той мере, в какой такие материалы подпадают также под действие Международного кодекса морской перевозки опасных грузов 1965 года, с поправками, если они перевозятся в упакованном виде;
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2006 год: Статья 165 "Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "Налоговая помощь")Отклоняя довод налогового органа о том, что экспедитор необоснованно применил налоговую ставку 0 процентов в отношении оказанных экспортеру услуг по сертификации груза, суд указал, что стороны договора использовали термин "сертификация" в ином значении, отличном от установленного в ст. 2 Федерального закона "О техническом регулировании". В соответствии с договором на экспедитора возлагалась обязанность путем отбора и исследования проб определять транспортные характеристики и свойства отгружаемых минеральных удобрений с точки зрения соблюдения условий безопасности морской перевозки, определенных Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (МК СОЛАС-74), национальными правилами Российской Федерации - Правилами безопасности морской перевозки незерновых навалочных грузов (РД 31.11.01-92), Кодексом практики для безопасной погрузки и выгрузки судов, перевозящих навалочные грузы (Кодекс ИМО), а не проверять соответствие качества минеральных удобрений установленным стандартам качества. Поэтому оказанная экспедитором услуга по "сертифицированию" грузов в данном случае является дополнительной услугой, оказываемой в рамках транспортно-экспедиционного обслуживания, и должна облагаться НДС по ставке 0 процентов на основании подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ.
(Юридическая компания "Налоговая помощь")Отклоняя довод налогового органа о том, что экспедитор необоснованно применил налоговую ставку 0 процентов в отношении оказанных экспортеру услуг по сертификации груза, суд указал, что стороны договора использовали термин "сертификация" в ином значении, отличном от установленного в ст. 2 Федерального закона "О техническом регулировании". В соответствии с договором на экспедитора возлагалась обязанность путем отбора и исследования проб определять транспортные характеристики и свойства отгружаемых минеральных удобрений с точки зрения соблюдения условий безопасности морской перевозки, определенных Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (МК СОЛАС-74), национальными правилами Российской Федерации - Правилами безопасности морской перевозки незерновых навалочных грузов (РД 31.11.01-92), Кодексом практики для безопасной погрузки и выгрузки судов, перевозящих навалочные грузы (Кодекс ИМО), а не проверять соответствие качества минеральных удобрений установленным стандартам качества. Поэтому оказанная экспедитором услуга по "сертифицированию" грузов в данном случае является дополнительной услугой, оказываемой в рамках транспортно-экспедиционного обслуживания, и должна облагаться НДС по ставке 0 процентов на основании подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Модификации пула взаимного страхования при трансграничной морской перевозке опасных грузов
(Скачков Н.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2016, N 5)Однако и страхователь никогда не удовлетворится коннотациями того же, скажем, Международного кодекса морской перевозки навалочных грузов (IMSBC Code), где предостережения от ошибок при совершении транспортной операции удостаиваются весьма критических сентенций. Фактор невозвратности потерь ощущается между тем достаточно остро. Так складывается та логическая взаимосвязь, что прослеживается между безусловностью покрытия по полису и составом сопутствующего тому правоотношения на фоне избыточного страхового возмещения. Стратегия, какую ни выбери, скорее всего, окажется шаткой, страховые компании обрекаются на самую широкую квалификацию одних видов страхования, противопоставляя их другим. Таким образом, пусть отчасти, но удается компенсировать растущую убыточность, хотя интересы страхователя едва ли здесь до конца соблюдены (он стремится к покрытию максимума рисков именно по минимальной цене).
(Скачков Н.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2016, N 5)Однако и страхователь никогда не удовлетворится коннотациями того же, скажем, Международного кодекса морской перевозки навалочных грузов (IMSBC Code), где предостережения от ошибок при совершении транспортной операции удостаиваются весьма критических сентенций. Фактор невозвратности потерь ощущается между тем достаточно остро. Так складывается та логическая взаимосвязь, что прослеживается между безусловностью покрытия по полису и составом сопутствующего тому правоотношения на фоне избыточного страхового возмещения. Стратегия, какую ни выбери, скорее всего, окажется шаткой, страховые компании обрекаются на самую широкую квалификацию одних видов страхования, противопоставляя их другим. Таким образом, пусть отчасти, но удается компенсировать растущую убыточность, хотя интересы страхователя едва ли здесь до конца соблюдены (он стремится к покрытию максимума рисков именно по минимальной цене).
"Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: Монография"
(отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова)
("Юстицинформ", 2019)- ущербу, причиненному радиоактивным веществом класса 7, указанным в Кодексе ММОГ и правила, указанные в части "B" Конвенции СОЛАС, содержащие обязательные требования по перевозке навалочных грузов и перевозке опасных грузов навалом. Надо отметить, что эти обязательные правила получили дальнейшее развитие в Международном кодексе морской перевозки навалочных грузов (далее - МКМПНГ), принятом Комитетом ИМО и одобренный Резолюцией MSC. 268 (85);
(отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова)
("Юстицинформ", 2019)- ущербу, причиненному радиоактивным веществом класса 7, указанным в Кодексе ММОГ и правила, указанные в части "B" Конвенции СОЛАС, содержащие обязательные требования по перевозке навалочных грузов и перевозке опасных грузов навалом. Надо отметить, что эти обязательные правила получили дальнейшее развитие в Международном кодексе морской перевозки навалочных грузов (далее - МКМПНГ), принятом Комитетом ИМО и одобренный Резолюцией MSC. 268 (85);
Нормативные акты
"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)2) ущербу, причиненному радиоактивным веществом класса 7, указанным в Международном кодексе морской перевозки опасных грузов 1965 года, с поправками или в дополнении В к Кодексу безопасной практики перевозки навалочных грузов 1965 года, с поправками;
(ред. от 24.06.2025)2) ущербу, причиненному радиоактивным веществом класса 7, указанным в Международном кодексе морской перевозки опасных грузов 1965 года, с поправками или в дополнении В к Кодексу безопасной практики перевозки навалочных грузов 1965 года, с поправками;
Постановление Правительства РФ от 29.08.2025 N 1307
"Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта"любой материал, за исключением жидкости и газа, состоящий из смеси частиц, гранул или любых крупных кусков материала, как правило, однородных по составу, на который распространяются положения Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (с поправками) и Международного кодекса морской перевозки навалочных грузов (с поправками), загружаемый в грузовые помещения судна без тары и включающий такие же материалы, погруженные в лихтеры лихтеровоза;
"Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта"любой материал, за исключением жидкости и газа, состоящий из смеси частиц, гранул или любых крупных кусков материала, как правило, однородных по составу, на который распространяются положения Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (с поправками) и Международного кодекса морской перевозки навалочных грузов (с поправками), загружаемый в грузовые помещения судна без тары и включающий такие же материалы, погруженные в лихтеры лихтеровоза;
Статья: Понятие "стандарты" в сфере безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения: международно-правовые аспекты
(Ермолина М.А.)
("Известия вузов. Правоведение", 2010, N 5)Успешной реализации договоров и соглашений, принятых под эгидой ИМО, во многом способствуют многочисленные резолюции: Международный кодекс морской перевозки опасных грузов 1965 г. (МКМПОГ); Кодекс безопасной практики перевозки навалочных грузов 1965 г. (Кодекс НГ); Международный свод сигналов (все функции в отношении Свода взяла на себя ИМО в 1965 г.); Кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом, 1971 г. (Кодекс КХ); Кодекс безопасной практики для судов, перевозящих палубные лесные грузы, 1973 г.; Кодекс безопасности рыбаков и рыболовных судов 1974 г.; Кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом, 1975 г.; Кодекс безопасности судов с динамическими принципами поддержания 1977 г.; Кодекс постройки и оборудования плавучих буровых установок 1979 г. (Кодекс ПБУ); Кодекс по уровням шума на судах 1981 г.; Кодекс по безопасности ядерных торговых судов 1981 г.; Кодекс по безопасности судов специального назначения 1983 г.; Международный кодекс по газовозам 1983 г. (Кодекс МКГ); Международный кодекс по химовозам 1983 г. (Кодекс МКХ); Кодекс по безопасности водолазных комплексов 1983 г.; Международный кодекс по безопасной перевозке зерна насыпью 1991 г. (Международный кодекс по перевозке зерна); Международный кодекс по управлению безопасностью 1993 г. (МКУБ); Международный кодекс безопасности высокоскоростных судов 1994 и 2000 гг. (Кодекс ВС); Международный кодекс по спасательным средствам 1996 г. (Кодекс КСС); Международный кодекс по применению методик испытаний на огнестойкость 1996 г. (Кодекс МИО); Технический кодекс по контролю за выбросами окислов азота из судовых дизельных двигателей 1997 г. (Технический кодекс N Ox); Международный кодекс по охране судов и портовых средств 2002 г. (Кодекс ОСПС); Международный кодекс остойчивости судов в неповрежденном состоянии 2008 г. (2008 IS CODE); Кодекс по безопасности судов специального назначения 2008 г. и ряд других <10>.
(Ермолина М.А.)
("Известия вузов. Правоведение", 2010, N 5)Успешной реализации договоров и соглашений, принятых под эгидой ИМО, во многом способствуют многочисленные резолюции: Международный кодекс морской перевозки опасных грузов 1965 г. (МКМПОГ); Кодекс безопасной практики перевозки навалочных грузов 1965 г. (Кодекс НГ); Международный свод сигналов (все функции в отношении Свода взяла на себя ИМО в 1965 г.); Кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом, 1971 г. (Кодекс КХ); Кодекс безопасной практики для судов, перевозящих палубные лесные грузы, 1973 г.; Кодекс безопасности рыбаков и рыболовных судов 1974 г.; Кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом, 1975 г.; Кодекс безопасности судов с динамическими принципами поддержания 1977 г.; Кодекс постройки и оборудования плавучих буровых установок 1979 г. (Кодекс ПБУ); Кодекс по уровням шума на судах 1981 г.; Кодекс по безопасности ядерных торговых судов 1981 г.; Кодекс по безопасности судов специального назначения 1983 г.; Международный кодекс по газовозам 1983 г. (Кодекс МКГ); Международный кодекс по химовозам 1983 г. (Кодекс МКХ); Кодекс по безопасности водолазных комплексов 1983 г.; Международный кодекс по безопасной перевозке зерна насыпью 1991 г. (Международный кодекс по перевозке зерна); Международный кодекс по управлению безопасностью 1993 г. (МКУБ); Международный кодекс безопасности высокоскоростных судов 1994 и 2000 гг. (Кодекс ВС); Международный кодекс по спасательным средствам 1996 г. (Кодекс КСС); Международный кодекс по применению методик испытаний на огнестойкость 1996 г. (Кодекс МИО); Технический кодекс по контролю за выбросами окислов азота из судовых дизельных двигателей 1997 г. (Технический кодекс N Ox); Международный кодекс по охране судов и портовых средств 2002 г. (Кодекс ОСПС); Международный кодекс остойчивости судов в неповрежденном состоянии 2008 г. (2008 IS CODE); Кодекс по безопасности судов специального назначения 2008 г. и ряд других <10>.
Статья: Административно-правовое регулирование перевозки специальных грузов в России
(Васильев Ф.П., Емельянова А.Н.)
("Административное право и процесс", 2011, N 10)Перевозки опасных грузов морским и речным транспортом регулируются рядом международных и национальных нормативных актов, в их числе: Правила перевозок грузов, утвержденные Приказом Минречфлота РСФСР и переизданные в 1989 г., Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям, Правила морской перевозки опасных грузов, Правила безопасности морской перевозки незерновых навалочных грузов, общие и специальные правила перевозки наливных грузов. В качестве международного стандарта на морском транспорте действует Международный морской кодекс по опасным грузам, разработанный и поддерживаемый Международной морской организацией (ИМО). Главой VII "Перевозка опасных грузов" Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) данному Кодексу придан статус обязательного.
(Васильев Ф.П., Емельянова А.Н.)
("Административное право и процесс", 2011, N 10)Перевозки опасных грузов морским и речным транспортом регулируются рядом международных и национальных нормативных актов, в их числе: Правила перевозок грузов, утвержденные Приказом Минречфлота РСФСР и переизданные в 1989 г., Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям, Правила морской перевозки опасных грузов, Правила безопасности морской перевозки незерновых навалочных грузов, общие и специальные правила перевозки наливных грузов. В качестве международного стандарта на морском транспорте действует Международный морской кодекс по опасным грузам, разработанный и поддерживаемый Международной морской организацией (ИМО). Главой VII "Перевозка опасных грузов" Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) данному Кодексу придан статус обязательного.
"Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Иванов Г.Г.)
("Морские вести России", 2009)Общие положения. Глава XIX КТМ регламентирует вопросы ответственности за внедоговорный ущерб, причиненный в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ. Правила главы XIX основаны на главах I и II Международной конвенции об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г. (Конвенция 1996 г.), которые являются (с учетом специфики этих веществ) аналогом положений Конвенции 1992 г., а главы III и IV (также с учетом особенностей) - Конвенции о Фонде 1992 г. Как Конвенция о Фонде 1992 г., так и главы III и IV Конвенции 1996 г. в КТМ не имплементированы. Исторически сложилось так, что первоначально основное внимание было уделено возмещению ущерба от загрязнения нефтью, когда и были созданы две Конвенции, относящиеся только к этому виду ущерба. Конвенция 1996 г., как будет показано ниже, регламентирует ответственность за любой внедоговорный ущерб в связи с перевозкой (за некоторым исключением) любых опасных и вредных веществ, в том числе и нефти, за исключением загрязнения нефтью, который возмещается в соответствии с конвенциями 1992 г. В связи с этим п. 2 ст. 326 КТМ установлено, что правила главы XIX не применяются к ущербу от загрязнения, как он определен в подп. 5 п. 2 ст. 316 КТМ. Учитывая особый характер ущерба, причиняемого радиоактивными веществами класса 7 (Международный кодекс морской перевозки опасных грузов 1965 г. или дополнение "B" к Кодексу безопасной практики перевозки навалочных грузов 1965 г.), правила главы XIX КТМ к такому ущербу не применяются.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Иванов Г.Г.)
("Морские вести России", 2009)Общие положения. Глава XIX КТМ регламентирует вопросы ответственности за внедоговорный ущерб, причиненный в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ. Правила главы XIX основаны на главах I и II Международной конвенции об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г. (Конвенция 1996 г.), которые являются (с учетом специфики этих веществ) аналогом положений Конвенции 1992 г., а главы III и IV (также с учетом особенностей) - Конвенции о Фонде 1992 г. Как Конвенция о Фонде 1992 г., так и главы III и IV Конвенции 1996 г. в КТМ не имплементированы. Исторически сложилось так, что первоначально основное внимание было уделено возмещению ущерба от загрязнения нефтью, когда и были созданы две Конвенции, относящиеся только к этому виду ущерба. Конвенция 1996 г., как будет показано ниже, регламентирует ответственность за любой внедоговорный ущерб в связи с перевозкой (за некоторым исключением) любых опасных и вредных веществ, в том числе и нефти, за исключением загрязнения нефтью, который возмещается в соответствии с конвенциями 1992 г. В связи с этим п. 2 ст. 326 КТМ установлено, что правила главы XIX не применяются к ущербу от загрязнения, как он определен в подп. 5 п. 2 ст. 316 КТМ. Учитывая особый характер ущерба, причиняемого радиоактивными веществами класса 7 (Международный кодекс морской перевозки опасных грузов 1965 г. или дополнение "B" к Кодексу безопасной практики перевозки навалочных грузов 1965 г.), правила главы XIX КТМ к такому ущербу не применяются.
"Полярное право: Монография"
(Мордвинова Т.Б., Скаридов А.С., Скаридова М.А.)
(под ред. А.С. Скаридова)
("Юстиция", 2017)б) к ущербу, причиненному радиоактивным веществом класса 7, как он определен в Международном кодексе морской перевозки опасных грузов с поправками или в дополнении к Кодексу безопасной практики перевозки навалочных грузов;
(Мордвинова Т.Б., Скаридов А.С., Скаридова М.А.)
(под ред. А.С. Скаридова)
("Юстиция", 2017)б) к ущербу, причиненному радиоактивным веществом класса 7, как он определен в Международном кодексе морской перевозки опасных грузов с поправками или в дополнении к Кодексу безопасной практики перевозки навалочных грузов;
"Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики"
(2-е издание, исправленное и дополненное)
(Агапов А.Б.)
("Статут", 2004)- обладающие опасными химическими свойствами твердые материалы, содержащиеся в дополнении В к Кодексу безопасной практики перевозки навалочных грузов 1965 г., с поправками, в той мере, в какой такие материалы подпадают также под действие Международного кодекса морской перевозки опасных грузов 1985 г., с поправками, если они перевозятся в упакованном виде.
(2-е издание, исправленное и дополненное)
(Агапов А.Б.)
("Статут", 2004)- обладающие опасными химическими свойствами твердые материалы, содержащиеся в дополнении В к Кодексу безопасной практики перевозки навалочных грузов 1965 г., с поправками, в той мере, в какой такие материалы подпадают также под действие Международного кодекса морской перевозки опасных грузов 1985 г., с поправками, если они перевозятся в упакованном виде.
"Постатейный комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях"
(Агапов А.Б.)
("Статут", 2001)- обладающие опасными химическими свойствами твердые материалы, содержащиеся в дополнении В к Кодексу безопасной практики перевозки навалочных грузов 1965 г., с поправками, в той мере, в какой такие материалы подпадают также под действие Международного кодекса морской перевозки опасных грузов 1985 г., с поправками, если они перевозятся в упакованном виде.
(Агапов А.Б.)
("Статут", 2001)- обладающие опасными химическими свойствами твердые материалы, содержащиеся в дополнении В к Кодексу безопасной практики перевозки навалочных грузов 1965 г., с поправками, в той мере, в какой такие материалы подпадают также под действие Международного кодекса морской перевозки опасных грузов 1985 г., с поправками, если они перевозятся в упакованном виде.
"Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации"
(постатейный)
(Симоненко А.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)Опасные и вредные вещества комментируемой статьей не определены, но имеются ссылки на Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом 1983 года, Международный кодекс морской перевозки опасных грузов 1965 года, Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом, Кодекс безопасной практики перевозки навалочных грузов 1965 года. Статья лишь выделяет жидкие вещества, перевозимые наливом, с температурой вспышки, не превышающей 60 градусов по Цельсию (указанные вещества с учетом некоторых исключений подпадают под действие главы XIX независимо от способа их перевозки (наливом, навалом, в упаковке). Если они перевозились в предыдущем рейсе наливом или навалом и на борту судна находятся их остатки, ущерб, причиненный ими, также подпадает под действие главы XIX КТМ РФ.
(постатейный)
(Симоненко А.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)Опасные и вредные вещества комментируемой статьей не определены, но имеются ссылки на Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом 1983 года, Международный кодекс морской перевозки опасных грузов 1965 года, Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом, Кодекс безопасной практики перевозки навалочных грузов 1965 года. Статья лишь выделяет жидкие вещества, перевозимые наливом, с температурой вспышки, не превышающей 60 градусов по Цельсию (указанные вещества с учетом некоторых исключений подпадают под действие главы XIX независимо от способа их перевозки (наливом, навалом, в упаковке). Если они перевозились в предыдущем рейсе наливом или навалом и на борту судна находятся их остатки, ущерб, причиненный ими, также подпадает под действие главы XIX КТМ РФ.
"Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ"
(постатейный)
(Амелин Р.В., Бевзюк Е.А., Волков Ю.В., Воробьев Н.И., Вахрушева Ю.Н., Жеребцов А.Н., Корнеева О.В., Марченко Ю.А., Степаненко О.В., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)- обладающие опасными химическими свойствами твердые материалы, содержащиеся в дополнении к Кодексу безопасной практики перевозки навалочных грузов 1965 г., в той мере, в какой такие материалы подпадают под действие Международного кодекса морской перевозки опасных грузов 1965 г., если они перевозятся в упакованном виде;
(постатейный)
(Амелин Р.В., Бевзюк Е.А., Волков Ю.В., Воробьев Н.И., Вахрушева Ю.Н., Жеребцов А.Н., Корнеева О.В., Марченко Ю.А., Степаненко О.В., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)- обладающие опасными химическими свойствами твердые материалы, содержащиеся в дополнении к Кодексу безопасной практики перевозки навалочных грузов 1965 г., в той мере, в какой такие материалы подпадают под действие Международного кодекса морской перевозки опасных грузов 1965 г., если они перевозятся в упакованном виде;
"Международная морская перевозка груза: право и практика"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Кокин А.С.)
("Инфотропик Медиа", 2012)<582> См.: Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Союза ССР / Под ред. А.Л. Маковского. М.: Транспорт, 1973. С. 163 - 164 (автор коммент. - К.Ф. Егоров); Садиков О.А. Споры по перевозкам наливных и навалочных грузов в практике Морской арбитражной комиссии // ТМ/МП. М., 1982. Вып. 10. С. 17 - 23; Рябова Е.В. Правовое значение и действительность оговорки о "неизвестности" в коносаменте на перевозку массовых грузов. Морское право и международное судоходство: Сборник научных трудов. М.: Транспорт, 1985. С. 44 - 45; Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. С. 252 - 259 (автор коммент. - Г.Г. Иванов).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Кокин А.С.)
("Инфотропик Медиа", 2012)<582> См.: Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Союза ССР / Под ред. А.Л. Маковского. М.: Транспорт, 1973. С. 163 - 164 (автор коммент. - К.Ф. Егоров); Садиков О.А. Споры по перевозкам наливных и навалочных грузов в практике Морской арбитражной комиссии // ТМ/МП. М., 1982. Вып. 10. С. 17 - 23; Рябова Е.В. Правовое значение и действительность оговорки о "неизвестности" в коносаменте на перевозку массовых грузов. Морское право и международное судоходство: Сборник научных трудов. М.: Транспорт, 1985. С. 44 - 45; Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. С. 252 - 259 (автор коммент. - Г.Г. Иванов).