Меры ответственности за налоговое правонарушение
Подборка наиболее важных документов по запросу Меры ответственности за налоговое правонарушение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 75 "Пеня" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Кроме того, начисляемые пени являются одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а не мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Кроме того, начисляемые пени являются одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а не мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил решение налогового органа о принятии обеспечительных мер, которым были приостановлены все расходные операции по расчетным счетам налогоплательщика. Суд отказал в удовлетворении требования налогоплательщика, поскольку непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обеспечительные меры приняты в пределах доначисленной по результатам проверки суммы, направлены на обеспечение возможности последующего исполнения решения налогового органа, принятого по результатам проверки, являются разумными и достаточными, соблюдают баланс частных и публичных интересов. Также суд отметил, что в рамках оспаривания в суде решения налогового органа, которым доначислена недоимка, судом приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия данного решения инспекции, то есть установлен статус-кво для участников настоящего судебного разбирательства.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил решение налогового органа о принятии обеспечительных мер, которым были приостановлены все расходные операции по расчетным счетам налогоплательщика. Суд отказал в удовлетворении требования налогоплательщика, поскольку непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обеспечительные меры приняты в пределах доначисленной по результатам проверки суммы, направлены на обеспечение возможности последующего исполнения решения налогового органа, принятого по результатам проверки, являются разумными и достаточными, соблюдают баланс частных и публичных интересов. Также суд отметил, что в рамках оспаривания в суде решения налогового органа, которым доначислена недоимка, судом приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия данного решения инспекции, то есть установлен статус-кво для участников настоящего судебного разбирательства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафовВ каких случаях неудержание и (или) неперечисление налога (в том числе нарушение срока перечисления) влечет для налогового агента применение мер ответственности (штраф), уплату пеней
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"г) нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации не могут устанавливаться санкции (меры ответственности) за нарушения налогового законодательства (подпункт 6 пункта 2 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации);
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"г) нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации не могут устанавливаться санкции (меры ответственности) за нарушения налогового законодательства (подпункт 6 пункта 2 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации);
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"30. Пункт 10 статьи 101 НК РФ предусматривает возможность принятия налоговым органом после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения мер, направленных на обеспечение исполнения названных решений.
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"30. Пункт 10 статьи 101 НК РФ предусматривает возможность принятия налоговым органом после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения мер, направленных на обеспечение исполнения названных решений.
Информация: На сайте ФНС России размещены сведения о налоговых правонарушениях за 2023 год
("Официальный сайт ФНС России", 2024)На сайте ФНС России в форме открытых данных размещены сведения организаций за 2023 год о наличии налоговых правонарушений и мерах ответственности за их совершение с указанием общего размера штрафа.
("Официальный сайт ФНС России", 2024)На сайте ФНС России в форме открытых данных размещены сведения организаций за 2023 год о наличии налоговых правонарушений и мерах ответственности за их совершение с указанием общего размера штрафа.
Статья: Проблема возбуждения уголовных дел с соблюдением требований налогового законодательства
(Якубяк Ю.Ю.)
("Российский судья", 2025, N 9)При совершении налоговых преступлений в любом случае первично нарушаются нормы налогового законодательства (неисполнение обязанности по оплате обязательных платежей), причиняется ущерб бюджету. Привлечение лица к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений должно являться крайней мерой ответственности за нарушение норм налогового законодательства, к которой лицо может быть привлечено только в исключительных случаях неоплаты обязательных платежей в установленные сроки. Возбуждение уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198 - 199.2 УК РФ, фактически является продолжением деятельности налоговых органов по выявлению факта неуплаты налогоплательщиком обязательных платежей в определенных размерах. Целью правового регулирования отношений, связанных с оплатой налоговых платежей, является стимулирование лица к добровольной индивидуальной безвозмездной оплате налоговых и иных обязательных платежей.
(Якубяк Ю.Ю.)
("Российский судья", 2025, N 9)При совершении налоговых преступлений в любом случае первично нарушаются нормы налогового законодательства (неисполнение обязанности по оплате обязательных платежей), причиняется ущерб бюджету. Привлечение лица к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений должно являться крайней мерой ответственности за нарушение норм налогового законодательства, к которой лицо может быть привлечено только в исключительных случаях неоплаты обязательных платежей в установленные сроки. Возбуждение уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198 - 199.2 УК РФ, фактически является продолжением деятельности налоговых органов по выявлению факта неуплаты налогоплательщиком обязательных платежей в определенных размерах. Целью правового регулирования отношений, связанных с оплатой налоговых платежей, является стимулирование лица к добровольной индивидуальной безвозмездной оплате налоговых и иных обязательных платежей.
Статья: Налоговая обязанность в условиях цифровизации: трансформация понятия
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Налоговая обязанность представляет собой один из институтов российского налогового права, поскольку является обособленной совокупностью норм с собственным предметом и методом правового регулирования, и характеризуется спецификой источников налогового законодательства, содержащих нормы о налоговой обязанности. При этом роль налоговой обязанности в системе налогового права значительна, поскольку от того, как законодатель на том или ином этапе развития общества и государства устанавливает "правила игры" в вопросах уплаты налога, определения круга обязанных зарегистрироваться в качестве его плательщиков, а также реального объема ресурсов, необходимых к затратам при работе с бухгалтерской и налоговой отчетностью, во многом зависит направленность правового регулирования иных институтов налогового права. Действительно, решение указанных вопросов коррелирует с масштабами налогово-контрольных мероприятий, а также определяет диапазон мер ответственности за налоговые правонарушения. Это означает, что налоговая обязанность играет весьма значимую роль в системе налогового права, и с развитием налогово-правового регулирования она продолжает неуклонно возрастать.
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Налоговая обязанность представляет собой один из институтов российского налогового права, поскольку является обособленной совокупностью норм с собственным предметом и методом правового регулирования, и характеризуется спецификой источников налогового законодательства, содержащих нормы о налоговой обязанности. При этом роль налоговой обязанности в системе налогового права значительна, поскольку от того, как законодатель на том или ином этапе развития общества и государства устанавливает "правила игры" в вопросах уплаты налога, определения круга обязанных зарегистрироваться в качестве его плательщиков, а также реального объема ресурсов, необходимых к затратам при работе с бухгалтерской и налоговой отчетностью, во многом зависит направленность правового регулирования иных институтов налогового права. Действительно, решение указанных вопросов коррелирует с масштабами налогово-контрольных мероприятий, а также определяет диапазон мер ответственности за налоговые правонарушения. Это означает, что налоговая обязанность играет весьма значимую роль в системе налогового права, и с развитием налогово-правового регулирования она продолжает неуклонно возрастать.
Готовое решение: Общий порядок привлечения к налоговой ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)Мерой ответственности за нарушение является денежный штраф (налоговая санкция) в пользу государства (п. п. 1, 2 ст. 114 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Мерой ответственности за нарушение является денежный штраф (налоговая санкция) в пользу государства (п. п. 1, 2 ст. 114 НК РФ).
Статья: Вопросы совершенствования законодательства об ответственности за налоговые правонарушения
(Тимофеев С.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)В статье рассматриваются вопросы применения мер юридической ответственности за налоговые правонарушения, исследуются современные способы борьбы с подобными правонарушениями, анализируются материалы судебной практики. Отдельное место в статье посвящено рассмотрению положений Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся перечня обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за налоговые правонарушения, что, на взгляд автора, приводит к определенной степени субъективизма при принятии решения. Делается вывод о том, что ст. 112 Налогового кодекса Российской Федерации должна содержать закрытый список, смягчающий обстоятельства для предотвращения расширенного толкования и субъективной оценки. Также в статье предлагается провести дифференциацию ответственности юридического лица - нарушителя налогового законодательства, в частности, в зависимости от масштаба его хозяйственной деятельности. По тексту статьи делаются предложения по совершенствованию современного отечественного законодательства, закрепляющего систему мер государственного принуждения в отношении лиц, нарушающих правовые нормы, регулирующие уплату налогов.
(Тимофеев С.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)В статье рассматриваются вопросы применения мер юридической ответственности за налоговые правонарушения, исследуются современные способы борьбы с подобными правонарушениями, анализируются материалы судебной практики. Отдельное место в статье посвящено рассмотрению положений Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся перечня обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за налоговые правонарушения, что, на взгляд автора, приводит к определенной степени субъективизма при принятии решения. Делается вывод о том, что ст. 112 Налогового кодекса Российской Федерации должна содержать закрытый список, смягчающий обстоятельства для предотвращения расширенного толкования и субъективной оценки. Также в статье предлагается провести дифференциацию ответственности юридического лица - нарушителя налогового законодательства, в частности, в зависимости от масштаба его хозяйственной деятельности. По тексту статьи делаются предложения по совершенствованию современного отечественного законодательства, закрепляющего систему мер государственного принуждения в отношении лиц, нарушающих правовые нормы, регулирующие уплату налогов.
Статья: Применение и развитие специального повода возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации
(Панкратьев А.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 6)- установление меры ответственности налоговых органов за нарушение порядка и сроков направления материалов.
(Панкратьев А.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 6)- установление меры ответственности налоговых органов за нарушение порядка и сроков направления материалов.
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Вместе с тем помимо взятых на себя договорных обязательств, волеизъявление участников гражданского оборота ограничивается контролем за уровнем, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет со стороны компетентных государственных органов. Прежде всего речь идет о налоговых и правоохранительных органах, в чью компетенцию входит не только выявление налоговой недоимки, но и применение мер ответственности в случае нарушения налогового законодательства.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Вместе с тем помимо взятых на себя договорных обязательств, волеизъявление участников гражданского оборота ограничивается контролем за уровнем, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет со стороны компетентных государственных органов. Прежде всего речь идет о налоговых и правоохранительных органах, в чью компетенцию входит не только выявление налоговой недоимки, но и применение мер ответственности в случае нарушения налогового законодательства.
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)5.1. Под предлогом борьбы с обходом закона в отношении налогоплательщика применяются меры ответственности за налоговые нарушения, предположительно совершенные неустановленными представителями его контрагента (его контрагентов).
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)5.1. Под предлогом борьбы с обходом закона в отношении налогоплательщика применяются меры ответственности за налоговые нарушения, предположительно совершенные неустановленными представителями его контрагента (его контрагентов).
Информация: На сайте ФНС России размещены сведения о налоговых правонарушениях за 2022 год
("Официальный сайт ФНС России", 2023)На сайте ФНС России в формате открытых данных размещены сведения организаций за 2022 год о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение.
("Официальный сайт ФНС России", 2023)На сайте ФНС России в формате открытых данных размещены сведения организаций за 2022 год о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение.
Вопрос: О приостановлении вступления в силу решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налоговых правонарушений и принятии налоговым органом обеспечительных мер.
(Письмо Минфина России от 13.03.2025 N 03-02-08/24911)Вопрос: О приостановлении вступления в силу решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налоговых правонарушений и принятии налоговым органом обеспечительных мер.
(Письмо Минфина России от 13.03.2025 N 03-02-08/24911)Вопрос: О приостановлении вступления в силу решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налоговых правонарушений и принятии налоговым органом обеспечительных мер.