Мена земельного участка находящегося в государственной собственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Мена земельного участка находящегося в государственной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с правами на общее имущество многоквартирного дома: Собственник хочет признать незаконным бездействие или отказ в формировании, постановке на учет или регистрации земельного участка, относящегося к многоквартирному жилому дому
(КонсультантПлюс, 2025)право собственности на помещение в многоквартирном доме (выпиской из реестра, договорами (купли-продажи, дарения, мены и др.), свидетельством о праве на наследство и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)право собственности на помещение в многоквартирном доме (выпиской из реестра, договорами (купли-продажи, дарения, мены и др.), свидетельством о праве на наследство и т.п.)
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18.07.2023 по делу N 88-23990/2023, 2-1245/2022 (УИД 92RS0001-01-2022-001675-92)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: Об установлении и исправлении кадастровой ошибки в части пересечения земельного участка с земельным участком лесного фонда, об обязании внести изменения в ГКН.
Обстоятельства: Собственником спорного земельного участка является не истец, а субъект РФ, поскольку земельный участок истребован вступившим в законную силу решением суда у прежнего собственника, в связи с чем истец не обладает правом на обращение в суд с иском об установлении границ лесного земельного участка, поскольку правом на обращение в суд с иском об установлении границ обладает только собственник этого имущества или иное лицо, владеющее земельным участком, каковым истец не является.
Решение: Отказано.Пунктом 1 статьи 6.1 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" предусмотрено, что документами, подтверждающими наличие прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, являются изданные (выданные, оформленные) в установленном порядке государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок; заключенный в установленном законом порядке гражданско-правовой договор, предметом которого является недвижимое имущество, права на которое подлежат государственной регистрации, в том числе договор аренды, мены, дарения, раздела, объединения недвижимого имущества.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: Об установлении и исправлении кадастровой ошибки в части пересечения земельного участка с земельным участком лесного фонда, об обязании внести изменения в ГКН.
Обстоятельства: Собственником спорного земельного участка является не истец, а субъект РФ, поскольку земельный участок истребован вступившим в законную силу решением суда у прежнего собственника, в связи с чем истец не обладает правом на обращение в суд с иском об установлении границ лесного земельного участка, поскольку правом на обращение в суд с иском об установлении границ обладает только собственник этого имущества или иное лицо, владеющее земельным участком, каковым истец не является.
Решение: Отказано.Пунктом 1 статьи 6.1 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" предусмотрено, что документами, подтверждающими наличие прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, являются изданные (выданные, оформленные) в установленном порядке государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок; заключенный в установленном законом порядке гражданско-правовой договор, предметом которого является недвижимое имущество, права на которое подлежат государственной регистрации, в том числе договор аренды, мены, дарения, раздела, объединения недвижимого имущества.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы взаимодействия органов муниципального и государственного контроля (надзора) на примере контроля за землями, государственная собственность на которые не разграничена
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Пунктом 4 ст. 3.3 этого же Закона установлено, что орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является органом, уполномоченным на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом РФ.
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Пунктом 4 ст. 3.3 этого же Закона установлено, что орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является органом, уполномоченным на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом РФ.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3) заключение договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности. Регулирование осуществления такой мены осуществляется в соответствии с гл. V.2 ЗК;
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3) заключение договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности. Регулирование осуществления такой мены осуществляется в соответствии с гл. V.2 ЗК;
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.22. Условия договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.22. Условия договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Статья: Правовые аспекты реализации прав на публичные земельные участки в условиях реформы законодательства о недвижимости
(Бандурина Н.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10)2) по договору купли-продажи без проведения торгов (в отношении земельного участка, на котором расположено сооружение, принадлежащее лицу на праве собственности, пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ);
(Бандурина Н.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10)2) по договору купли-продажи без проведения торгов (в отношении земельного участка, на котором расположено сооружение, принадлежащее лицу на праве собственности, пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ);
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Одним из наиболее распространенных является приобретение права собственности на земельный участок по договору купли-продажи. Право собственности на такой земельный участок можно приобрести также по договору мены. Это возможно также в случаях, предусмотренных ст. 39.21 ЗК РФ. В частности, если земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, а взамен предоставлен другой.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Одним из наиболее распространенных является приобретение права собственности на земельный участок по договору купли-продажи. Право собственности на такой земельный участок можно приобрести также по договору мены. Это возможно также в случаях, предусмотренных ст. 39.21 ЗК РФ. В частности, если земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, а взамен предоставлен другой.
Статья: Особенности осуществления сделок с земельными участками как объектами недвижимости (на примере мены и ипотеки)
(Инжиева Б.Б.)
("Цивилист", 2022, N 4)д) в настоящий момент ст. 39.21 ЗК РФ предусматривает только два основания обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности: в случае изъятия частного земельного участка для государственных или муниципальных нужд; в случае, если частный земельный участок предназначен согласно проекту планировки территории и проекту межевания для размещения объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты. Между тем представляется, что потенциал договора мены частными и публичными земельными участками намного шире, что дает ряд оснований для дискуссий, например, в части дополнения перечня случаями мены публичных и частных участков, попавших в зонах с особыми условиями использования территории.
(Инжиева Б.Б.)
("Цивилист", 2022, N 4)д) в настоящий момент ст. 39.21 ЗК РФ предусматривает только два основания обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности: в случае изъятия частного земельного участка для государственных или муниципальных нужд; в случае, если частный земельный участок предназначен согласно проекту планировки территории и проекту межевания для размещения объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты. Между тем представляется, что потенциал договора мены частными и публичными земельными участками намного шире, что дает ряд оснований для дискуссий, например, в части дополнения перечня случаями мены публичных и частных участков, попавших в зонах с особыми условиями использования территории.
Готовое решение: По каким основаниям возникает право собственности на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)по договору мены. Это возможно в случаях, предусмотренных ст. 39.21 ЗК РФ. В частности, если ваш земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, а взамен предоставлен другой.
(КонсультантПлюс, 2025)по договору мены. Это возможно в случаях, предусмотренных ст. 39.21 ЗК РФ. В частности, если ваш земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, а взамен предоставлен другой.
Ситуация: Как оформить сделку купли-продажи земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Правоустанавливающий документ, подтверждающий основания приобретения (получения) продавцом земельного участка в собственность (акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении земельного участка, договор купли-продажи, мены, дарения, свидетельство о праве на наследство и т.д.).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Правоустанавливающий документ, подтверждающий основания приобретения (получения) продавцом земельного участка в собственность (акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении земельного участка, договор купли-продажи, мены, дарения, свидетельство о праве на наследство и т.д.).
Вопрос: Как воспользоваться правом на "дачную амнистию"?
("Официальный сайт Росреестра", 2022)- правоустанавливающий документ на земельный участок. К ним относятся договоры дарения, купли-продажи, мены, свидетельства о праве наследство, решения судов о признании права собственности на земельный участок, акты органов государственной власти или местного самоуправления (постановления о предоставлении участка).
("Официальный сайт Росреестра", 2022)- правоустанавливающий документ на земельный участок. К ним относятся договоры дарения, купли-продажи, мены, свидетельства о праве наследство, решения судов о признании права собственности на земельный участок, акты органов государственной власти или местного самоуправления (постановления о предоставлении участка).
Готовое решение: Как обменять земельный участок, находящийся в государственной собственности, на земельный участок в частной собственности
(КонсультантПлюс, 2025)Обмен государственного земельного участка на частный возможен только в случаях, установленных законодательством. Например, когда земельный участок в частной собственности изымается у собственника для госнужд и он согласен получить взамен участок, который находится в государственной собственности.
(КонсультантПлюс, 2025)Обмен государственного земельного участка на частный возможен только в случаях, установленных законодательством. Например, когда земельный участок в частной собственности изымается у собственника для госнужд и он согласен получить взамен участок, который находится в государственной собственности.
Статья: Кадастровый учет земельного участка
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. ст. 131, 164 ГК РФ, Федеральным законом 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости) право собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. ст. 131, 164 ГК РФ, Федеральным законом 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости) право собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации.
Статья: Защита прав собственников жилых помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу
(Челышева Н.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 6)Основной целью сноса жилых помещений, признанных непригодными для проживания, является не получение права государственной или муниципальной собственности на земельные участки, на которых они находятся, а решение жилищной проблемы и обеспечение граждан доступным и качественным жильем. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд выступает второстепенным моментом, принимая во внимание, что оно осуществляется с целью строительства современных жилых домов, соответствующих современным стандартам понятия "благоустроенное жилье" <4>. Следовательно, снос жилых домов, переставших отвечать критериям объектов, пригодных для проживания, является безусловным основанием для предоставления гражданам других пригодных для проживания жилых помещений и не может быть квалифицирован как государственные или муниципальные нужды. Предоставление гражданам другого жилья взамен утраченного вследствие сноса не обладает правовой природой компенсации убытков собственнику имущества, изъятого для государственных (муниципальных) нужд, а представляет собой функцию публично-правового образования по реализации ч. 1 ст. 40 Конституции России, гарантирующей каждому право на жилище.
(Челышева Н.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 6)Основной целью сноса жилых помещений, признанных непригодными для проживания, является не получение права государственной или муниципальной собственности на земельные участки, на которых они находятся, а решение жилищной проблемы и обеспечение граждан доступным и качественным жильем. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд выступает второстепенным моментом, принимая во внимание, что оно осуществляется с целью строительства современных жилых домов, соответствующих современным стандартам понятия "благоустроенное жилье" <4>. Следовательно, снос жилых домов, переставших отвечать критериям объектов, пригодных для проживания, является безусловным основанием для предоставления гражданам других пригодных для проживания жилых помещений и не может быть квалифицирован как государственные или муниципальные нужды. Предоставление гражданам другого жилья взамен утраченного вследствие сноса не обладает правовой природой компенсации убытков собственнику имущества, изъятого для государственных (муниципальных) нужд, а представляет собой функцию публично-правового образования по реализации ч. 1 ст. 40 Конституции России, гарантирующей каждому право на жилище.