Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Уставы организаций, осуществляющих отдельные виды деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)"...Общество с ограниченной ответственностью... обратилось в Арбитражный суд... с заявлением о признании недействительным... решения Лицензионной комиссии по обеспечению лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами... об отказе в предоставлении обществу лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Общество с ограниченной ответственностью... обратилось в Арбитражный суд... с заявлением о признании недействительным... решения Лицензионной комиссии по обеспечению лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами... об отказе в предоставлении обществу лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры с органами жилищного надзора: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)3. Споры о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами
(КонсультантПлюс, 2025)3. Споры о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Раздел X. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Раздел X. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для юриста"Порядок выдачи лицензий на управление МКД изменится - закон опубликован (20.10.2025)
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Раздел X. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ
(ред. от 31.07.2025)Раздел X. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Вместе с тем предоставление коммунальной услуги автоматически не влечет присвоения налогоплательщику статуса управляющей организации, которая должна действовать на основании договора управления МКД и иметь лицензию на осуществление деятельности по управлению МКД.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Вместе с тем предоставление коммунальной услуги автоматически не влечет присвоения налогоплательщику статуса управляющей организации, которая должна действовать на основании договора управления МКД и иметь лицензию на осуществление деятельности по управлению МКД.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)1.3. Лицензирование деятельности по управлению МКД
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)1.3. Лицензирование деятельности по управлению МКД
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Одним из доводов управляющей жилищной компании было положение ч. 7 ст. 20 ЖК РФ (в ред. до 28 июня 2021 г.) о том, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление. Однако суд пояснил, что данное положение не устанавливает запрет на осуществление муниципального жилищного контроля в отношении управляющих организаций, что также содержится в упомянутом выше Определении Верховного Суда РФ. Суд подтвердил полномочие префектуры по осуществлению муниципального жилищного контроля, исходя из того, что содержание и эксплуатация многоквартирного дома осуществлялись управляющей компанией с нарушениями, которые касаются общего имущества МКД и жилых помещений, относящихся к муниципальному жилому фонду (конкретных квартир).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Одним из доводов управляющей жилищной компании было положение ч. 7 ст. 20 ЖК РФ (в ред. до 28 июня 2021 г.) о том, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление. Однако суд пояснил, что данное положение не устанавливает запрет на осуществление муниципального жилищного контроля в отношении управляющих организаций, что также содержится в упомянутом выше Определении Верховного Суда РФ. Суд подтвердил полномочие префектуры по осуществлению муниципального жилищного контроля, исходя из того, что содержание и эксплуатация многоквартирного дома осуществлялись управляющей компанией с нарушениями, которые касаются общего имущества МКД и жилых помещений, относящихся к муниципальному жилому фонду (конкретных квартир).
Ситуация: Куда и как жаловаться на управляющую компанию?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению МКД и лицензионный контроль за осуществлением указанной деятельности осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта РФ (далее - лицензирующий орган). В г. Москве таким органом является Мосжилинспекция (ч. 1, 2 ст. 196 ЖК РФ; п. п. 2, 20 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110; п. п. 1.1, 1.2, 4.6 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению МКД и лицензионный контроль за осуществлением указанной деятельности осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта РФ (далее - лицензирующий орган). В г. Москве таким органом является Мосжилинспекция (ч. 1, 2 ст. 196 ЖК РФ; п. п. 2, 20 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110; п. п. 1.1, 1.2, 4.6 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП).
Статья: Особенности квалификации административных правонарушений, связанных с управлением многоквартирными домами
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)В настоящее время вопросы лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами в полной мере урегулированы разд. X ЖК РФ, включенным в него Законом N 255-ФЗ.
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)В настоящее время вопросы лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами в полной мере урегулированы разд. X ЖК РФ, включенным в него Законом N 255-ФЗ.
Статья: О практике применения ограничительных мер в отношении лицензируемых видов деятельности
(Гусаков С.Ю.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 1)В силу п. 1 ч. 1 ст. 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестрах, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
(Гусаков С.Ю.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 1)В силу п. 1 ч. 1 ст. 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестрах, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Статья: Неправомочность состава субъекта публичной администрации при принятии коллегиального административного акта
(Андреев Д.С.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)<20> См. п. 3.9 Указа губернатора Красноярского края от 27 мая 2019 г. N 132-уг "О создании лицензионной комиссии Красноярского края по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами".
(Андреев Д.С.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)<20> См. п. 3.9 Указа губернатора Красноярского края от 27 мая 2019 г. N 132-уг "О создании лицензионной комиссии Красноярского края по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами".
Статья: Ретроспективный анализ института оплаты за жилищные и коммунальные услуги: практический аспект в условиях пандемии
(Шахова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)<7> Измайлов Р.Р. Правовые проблемы лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 4. С. 137 - 142.
(Шахова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)<7> Измайлов Р.Р. Правовые проблемы лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 4. С. 137 - 142.
Статья: О некоторых аспектах договорно-правового регулирования отношений по управлению многоквартирным домом
(Голышев В.Г., Голышева А.В.)
("Право и экономика", 2022, N 10)Вместе с тем если исходить из того, что любые аспекты правового регулирования рассматриваемых нами отношений так или иначе обусловлены особенностями правовой природы договора управления многоквартирным домом, то следует признать, что максимально точное определение и уяснение его правовой природы со стороны законодателя и правоприменителя является гарантией успешной эволюции данного соглашения в качестве инструмента управления. В данном контексте уместно отметить, что правовое регулирование отношений, связанных с управлением многоквартирными домами, довольно активно продолжает совершенствоваться. Так, в течение 2021 года законодатель ввел несколько изменений в ЖК РФ. В частности: ст. 15 была дополнена ч. 6, содержащей определение многоквартирного дома <2>; уточнено содержание ч. 3 ст. 192, посвященной лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами <3>; существенно изменено содержание ст. 196, посвященной региональному государственному лицензионному контролю за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами <4>. Такое положение дел, по нашему мнению, лишь подтверждает выдвинутый нами ранее тезис о том, что эволюция правового регулирования рассматриваемых нами отношений является прямым следствием уяснения законодателем особенностей правовой природы данного соглашения. При этом под правовой природой договора мы понимаем совокупную характеристику таких его свойств, которые не только определяют специфические закономерности возникновения и развития возникающего правоотношения, но и подчиняют себе логику и смысл нормативного и договорного регулирования этих отношений [1, с. 8].
(Голышев В.Г., Голышева А.В.)
("Право и экономика", 2022, N 10)Вместе с тем если исходить из того, что любые аспекты правового регулирования рассматриваемых нами отношений так или иначе обусловлены особенностями правовой природы договора управления многоквартирным домом, то следует признать, что максимально точное определение и уяснение его правовой природы со стороны законодателя и правоприменителя является гарантией успешной эволюции данного соглашения в качестве инструмента управления. В данном контексте уместно отметить, что правовое регулирование отношений, связанных с управлением многоквартирными домами, довольно активно продолжает совершенствоваться. Так, в течение 2021 года законодатель ввел несколько изменений в ЖК РФ. В частности: ст. 15 была дополнена ч. 6, содержащей определение многоквартирного дома <2>; уточнено содержание ч. 3 ст. 192, посвященной лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами <3>; существенно изменено содержание ст. 196, посвященной региональному государственному лицензионному контролю за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами <4>. Такое положение дел, по нашему мнению, лишь подтверждает выдвинутый нами ранее тезис о том, что эволюция правового регулирования рассматриваемых нами отношений является прямым следствием уяснения законодателем особенностей правовой природы данного соглашения. При этом под правовой природой договора мы понимаем совокупную характеристику таких его свойств, которые не только определяют специфические закономерности возникновения и развития возникающего правоотношения, но и подчиняют себе логику и смысл нормативного и договорного регулирования этих отношений [1, с. 8].