Льготы по уплате госпошлины в суд общей юрисдикции
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы по уплате госпошлины в суд общей юрисдикции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Права третьего лица в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Третье лицо без самостоятельных требований имеет право на льготу по уплате государственной пошлины, если относится к льготируемым категориям
(КонсультантПлюс, 2025)Третье лицо без самостоятельных требований имеет право на льготу по уплате государственной пошлины, если относится к льготируемым категориям
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взгляд на судебную медиацию с культурологического ракурса
(Лаврикова И.Н., Магомедова З.И.)
("Мировой судья", 2025, N 2)В частности: 1) дать судье право для приостановления производства по делу на срок до 60 дней в случае обращения сторон к медиатору, дополнив соответствующим положением ст. 216 ГПК РФ); 2) создать Службу социальной медиации, финансируемую из государственного бюджета, которая бы оказывала бесплатные услуги гражданам, желающим обратиться к услугам медиатора для заключения медиативного соглашения (по направлению суда); 3) внести в ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации п. 22, в котором предусмотреть льготу в виде освобождения истцов, обращающихся в суды общей юрисдикции, от уплаты государственной пошлины по делам, в отношении которых имело место досудебное обращение к медиатору; 4) закрепить в образовательных программах юристов, психологов и педагогов учебную дисциплину "Медиация" и включить в профессиональный стандарт медиатора наличие профессионального образования юриста, психолога или педагога не ниже уровня бакалавра.
(Лаврикова И.Н., Магомедова З.И.)
("Мировой судья", 2025, N 2)В частности: 1) дать судье право для приостановления производства по делу на срок до 60 дней в случае обращения сторон к медиатору, дополнив соответствующим положением ст. 216 ГПК РФ); 2) создать Службу социальной медиации, финансируемую из государственного бюджета, которая бы оказывала бесплатные услуги гражданам, желающим обратиться к услугам медиатора для заключения медиативного соглашения (по направлению суда); 3) внести в ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации п. 22, в котором предусмотреть льготу в виде освобождения истцов, обращающихся в суды общей юрисдикции, от уплаты государственной пошлины по делам, в отношении которых имело место досудебное обращение к медиатору; 4) закрепить в образовательных программах юристов, психологов и педагогов учебную дисциплину "Медиация" и включить в профессиональный стандарт медиатора наличие профессионального образования юриста, психолога или педагога не ниже уровня бакалавра.
Ситуация: Какие льготы предусмотрены при уплате госпошлины?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Перечень таких льгот довольно обширен. В качестве примера можно привести следующие случаи освобождения от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Верховном Суде РФ и Конституционный Суд РФ:
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Перечень таких льгот довольно обширен. В качестве примера можно привести следующие случаи освобождения от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Верховном Суде РФ и Конституционный Суд РФ:
Нормативные акты
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 89. Льготы по уплате государственной пошлины
(ред. от 31.07.2025)Статья 89. Льготы по уплате государственной пошлины
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 333.36. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям
(ред. от 17.11.2025)Статья 333.36. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям
Статья: О некоторых вопросах признания смерти военнослужащего войск национальной гвардии Российской Федерации, находящейся в прямой причинной связи с приведением себя в состояние опьянения (алкогольного, наркотического или токсического), в сфере обязательного государственного страхования жизни и здоровья
(Наумов П.Ю., Мелентьев И.С., Утюганов А.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 8)В силу подп. "а" п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N" 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии Российской Федерации входят в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. В состав войск национальной гвардии входят воинские части, соединения, организации, учреждения и другие органы, которые освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суд <21>.
(Наумов П.Ю., Мелентьев И.С., Утюганов А.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 8)В силу подп. "а" п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N" 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии Российской Федерации входят в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. В состав войск национальной гвардии входят воинские части, соединения, организации, учреждения и другие органы, которые освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суд <21>.
Вопрос: О повышении размеров госпошлины при подаче заявлений в суд.
(Письма Минфина России от 16.12.2024 N 03-05-06-03/126863, от 16.12.2024 N 03-05-06-03/126908, от 13.12.2024 N 03-05-06-03/126205, от 02.12.2024 N 03-05-06-03/120726)В этой связи в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) Федеральным законом N 259-ФЗ были внесены изменения, которые увеличили размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, а также арбитражными судами.
(Письма Минфина России от 16.12.2024 N 03-05-06-03/126863, от 16.12.2024 N 03-05-06-03/126908, от 13.12.2024 N 03-05-06-03/126205, от 02.12.2024 N 03-05-06-03/120726)В этой связи в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) Федеральным законом N 259-ФЗ были внесены изменения, которые увеличили размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, а также арбитражными судами.
Вопрос: Об увеличении с 01.01.2025 размеров госпошлины при рассмотрении дел в судах.
(Письмо Минфина России от 03.12.2024 N 03-05-06-03/121465)В этой связи в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) Федеральным законом N 259-ФЗ были внесены изменения, которые увеличили размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, а также арбитражными судами.
(Письмо Минфина России от 03.12.2024 N 03-05-06-03/121465)В этой связи в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) Федеральным законом N 259-ФЗ были внесены изменения, которые увеличили размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, а также арбитражными судами.
Статья: Повышение государственной пошлины при обращении в суды: предпосылки и последствия
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 10)- установление дополнительных льгот по уплате государственной пошлины.
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 10)- установление дополнительных льгот по уплате государственной пошлины.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 03.02.2025 N 03-02-08/9075 <О повышении госпошлин, ЕНС и других вопросах>
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 14)Повышение государственной пошлины обусловлено тем, что ее прежние размеры, долгое время остававшиеся неизменными, перестали соответствовать экономической реальности. Они не покрывали расходы на содержание судебной системы и не выполняли свою регулирующую функцию по ограничению необоснованных исков, особенно в сфере взыскания задолженностей. Поэтому законодатели скорректировали размеры пошлины для Верховного Суда, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 14)Повышение государственной пошлины обусловлено тем, что ее прежние размеры, долгое время остававшиеся неизменными, перестали соответствовать экономической реальности. Они не покрывали расходы на содержание судебной системы и не выполняли свою регулирующую функцию по ограничению необоснованных исков, особенно в сфере взыскания задолженностей. Поэтому законодатели скорректировали размеры пошлины для Верховного Суда, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
"Участие государства в современном цивилистическом процессе: монография"
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)В первоначальной редакции подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ предусматривал, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов. Льготы также предусматривались для прокуроров по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ). По делам, рассматриваемым арбитражными судами, льгота была сформулирована следующим образом: прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов (подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ).
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)В первоначальной редакции подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ предусматривал, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов. Льготы также предусматривались для прокуроров по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ). По делам, рассматриваемым арбитражными судами, льгота была сформулирована следующим образом: прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов (подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ).
Ситуация: Как составить и подать заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документ, подтверждающий уплату госпошлины или право на получение льготы по ее уплате, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины или об освобождении от ее уплаты;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документ, подтверждающий уплату госпошлины или право на получение льготы по ее уплате, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины или об освобождении от ее уплаты;
Статья: К вопросу о понятии института финансирования судебных расходов третьими лицами
(Михайлова Е.В.)
("Мировой судья", 2021, N 10)Таким образом, на сегодняшний день обращение за судебной защитой субъективных гражданских прав, свобод и законных интересов осуществляется на платной основе. Бремя несения судебных расходов по общему правилу возлагается на проигравшую сторону как предполагаемого нарушителя права. К числу судебных расходов отнесены уплата государственной пошлины, а также судебные издержки, включающие в себя расходы, связанные с рассмотрением и разрешением дела. Законодательство о налогах и сборах предусматривает отдельные случаи освобождения от уплаты государственной пошлины. Суд общей юрисдикции, мировой судья вправе, с учетом материального положения стороны, освободить ее от судебных расходов. Отдельные финансовые льготы предусмотрены и в системе арбитражных судов. Но все эти послабления недостаточны для стимулирования граждан и субъектов предпринимательской деятельности обращаться в государственные суды за защитой своих прав и одновременно являются бременем для бюджетной системы.
(Михайлова Е.В.)
("Мировой судья", 2021, N 10)Таким образом, на сегодняшний день обращение за судебной защитой субъективных гражданских прав, свобод и законных интересов осуществляется на платной основе. Бремя несения судебных расходов по общему правилу возлагается на проигравшую сторону как предполагаемого нарушителя права. К числу судебных расходов отнесены уплата государственной пошлины, а также судебные издержки, включающие в себя расходы, связанные с рассмотрением и разрешением дела. Законодательство о налогах и сборах предусматривает отдельные случаи освобождения от уплаты государственной пошлины. Суд общей юрисдикции, мировой судья вправе, с учетом материального положения стороны, освободить ее от судебных расходов. Отдельные финансовые льготы предусмотрены и в системе арбитражных судов. Но все эти послабления недостаточны для стимулирования граждан и субъектов предпринимательской деятельности обращаться в государственные суды за защитой своих прав и одновременно являются бременем для бюджетной системы.
"Судебные расходы в гражданском судопроизводстве"
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)3. Установленные законом случаи освобождения истцов от возмещения такой разновидности судебных расходов, как государственная пошлина, не зависят от результатов рассмотрения дела. Статьей 333.36 НК РФ установлены льготы для ряда категорий граждан в виде освобождения от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями. Толкуя эту статью, Верховный Суд РФ говорит, что установленные льготы применяются независимо от результатов рассмотрения дела. Например, согласно пп. 5 п. 2 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождены истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду РФ, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу. "Из содержания приведенной нормы Налогового кодекса Российской Федерации следует, что льгота названной категории лиц предоставляется в виде освобождения их от уплаты государственной пошлины не только при подаче иска в суд, но и на всех стадиях рассмотрения дела... Таким образом, на гражданина - пенсионера, обратившегося в суд с иском к пенсионному органу, в том числе с требованием о включении в страховой стаж периода работы, перерасчете размера страховой пенсии по старости, не может быть возложена обязанность по оплате судебных расходов пенсионного органа, в пользу которого состоялось решение суда, включая оплату им государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы..." <1>.
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)3. Установленные законом случаи освобождения истцов от возмещения такой разновидности судебных расходов, как государственная пошлина, не зависят от результатов рассмотрения дела. Статьей 333.36 НК РФ установлены льготы для ряда категорий граждан в виде освобождения от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями. Толкуя эту статью, Верховный Суд РФ говорит, что установленные льготы применяются независимо от результатов рассмотрения дела. Например, согласно пп. 5 п. 2 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождены истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду РФ, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу. "Из содержания приведенной нормы Налогового кодекса Российской Федерации следует, что льгота названной категории лиц предоставляется в виде освобождения их от уплаты государственной пошлины не только при подаче иска в суд, но и на всех стадиях рассмотрения дела... Таким образом, на гражданина - пенсионера, обратившегося в суд с иском к пенсионному органу, в том числе с требованием о включении в страховой стаж периода работы, перерасчете размера страховой пенсии по старости, не может быть возложена обязанность по оплате судебных расходов пенсионного органа, в пользу которого состоялось решение суда, включая оплату им государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы..." <1>.
Статья: Влияние изменения налогового законодательства на стадию возбуждения производства по пересмотру судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам
(Тимофеев Ю.А.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 2)В течение длительного периода своего существования институт пересмотра по новым или вновь открывшимся обстоятельствам не предусматривал возложения на инициировавшее такой пересмотр лицо дополнительного финансового обременения в виде обязанности по уплате государственной пошлины ни в судах общей юрисдикции, ни в арбитражных судах, и такое положение, как льгота при обращении в суды общей юрисдикции, было закреплено в подп. 7 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса (НК) РФ. С 2024 г. ситуация изменилась: п. 1 ст. 333.21 НК изложен в новой редакции <5>, включающей подп. 16, согласно которому по делам, рассматриваемым в соответствии с арбитражным законодательством, государственная пошлина при подаче заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам уплачивается в размере 30 тыс. руб. Применительно к судам общей юрисдикции обязанность по уплате государственной пошлины в меньшем размере установлена новой редакцией п. 14 ст. 333.19 НК, а подп. 7 п. 1 ч. 333.36 признан утратившим силу.
(Тимофеев Ю.А.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 2)В течение длительного периода своего существования институт пересмотра по новым или вновь открывшимся обстоятельствам не предусматривал возложения на инициировавшее такой пересмотр лицо дополнительного финансового обременения в виде обязанности по уплате государственной пошлины ни в судах общей юрисдикции, ни в арбитражных судах, и такое положение, как льгота при обращении в суды общей юрисдикции, было закреплено в подп. 7 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса (НК) РФ. С 2024 г. ситуация изменилась: п. 1 ст. 333.21 НК изложен в новой редакции <5>, включающей подп. 16, согласно которому по делам, рассматриваемым в соответствии с арбитражным законодательством, государственная пошлина при подаче заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам уплачивается в размере 30 тыс. руб. Применительно к судам общей юрисдикции обязанность по уплате государственной пошлины в меньшем размере установлена новой редакцией п. 14 ст. 333.19 НК, а подп. 7 п. 1 ч. 333.36 признан утратившим силу.