Квалификационные требования к руководителю унитарного предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Квалификационные требования к руководителю унитарного предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2025 N 2462-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Михайлик Оксаны Владимировны на нарушение ее конституционных прав рядом положений Трудового кодекса Российской Федерации и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"руководителю федерального государственного унитарного предприятия произвольно устанавливать размеры должностных окладов (без учета занимаемой работником должности, его квалификации, опыта, стажа работы и других объективных факторов).
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Михайлик Оксаны Владимировны на нарушение ее конституционных прав рядом положений Трудового кодекса Российской Федерации и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"руководителю федерального государственного унитарного предприятия произвольно устанавливать размеры должностных окладов (без учета занимаемой работником должности, его квалификации, опыта, стажа работы и других объективных факторов).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая"
(постатейный)
(Гришаев С.П., Богачева Т.В., Свит Ю.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)6. Согласно п. 5 комментируемой статьи органом унитарного предприятия является руководитель - физическое лицо, которое в соответствии с нормативными правовыми актами, уставом унитарного предприятия и локальными нормативными актами осуществляет управление этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Руководитель унитарного предприятия несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, уставом и заключенным с ним трудовым договором. Учитывая специфичные полномочия собственников имущества унитарного предприятия, закон устанавливает особый порядок получения должности руководителя предприятия - назначение. Назначение руководителей федеральных унитарных предприятий осуществляется на конкурсной основе (п. 3 Постановления Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий"). В целях избрания кандидатуры на должность руководителя федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять права собственника федерального государственного унитарного предприятия, образует комиссию по проведению конкурса и утверждает состав, сроки и порядок ее работы; публикует информацию о проведении конкурса; принимает заявки от претендентов и ведет их учет; проверяет правильность их оформления и прилагаемых к ним документов; передает в комиссию поступившие заявки; утверждает перечень вопросов для тестовых испытаний претендентов. Руководитель унитарного предприятия должен соблюдать ряд требований (запретов), установленных п. 2 ст. 21 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Законом также предусмотрена аттестация руководителей унитарных предприятий, т.е. оценка квалификации руководителя на соответствие занимаемой должности. Аттестация руководителей унитарных предприятий, как правило, проводится один раз в три года. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику унитарного предприятия. Для федеральных предприятий порядок предоставления отчетности руководителей установлен Постановлением Правительства РФ от 4 октября 1999 г. N 1116 "Об утверждении Порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ".
(постатейный)
(Гришаев С.П., Богачева Т.В., Свит Ю.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)6. Согласно п. 5 комментируемой статьи органом унитарного предприятия является руководитель - физическое лицо, которое в соответствии с нормативными правовыми актами, уставом унитарного предприятия и локальными нормативными актами осуществляет управление этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Руководитель унитарного предприятия несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, уставом и заключенным с ним трудовым договором. Учитывая специфичные полномочия собственников имущества унитарного предприятия, закон устанавливает особый порядок получения должности руководителя предприятия - назначение. Назначение руководителей федеральных унитарных предприятий осуществляется на конкурсной основе (п. 3 Постановления Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий"). В целях избрания кандидатуры на должность руководителя федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять права собственника федерального государственного унитарного предприятия, образует комиссию по проведению конкурса и утверждает состав, сроки и порядок ее работы; публикует информацию о проведении конкурса; принимает заявки от претендентов и ведет их учет; проверяет правильность их оформления и прилагаемых к ним документов; передает в комиссию поступившие заявки; утверждает перечень вопросов для тестовых испытаний претендентов. Руководитель унитарного предприятия должен соблюдать ряд требований (запретов), установленных п. 2 ст. 21 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Законом также предусмотрена аттестация руководителей унитарных предприятий, т.е. оценка квалификации руководителя на соответствие занимаемой должности. Аттестация руководителей унитарных предприятий, как правило, проводится один раз в три года. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику унитарного предприятия. Для федеральных предприятий порядок предоставления отчетности руководителей установлен Постановлением Правительства РФ от 4 октября 1999 г. N 1116 "Об утверждении Порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ".
"Комментарий к Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(постатейный)
(Ласкина Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)Требованием, не связанным с запретами и ограничениями правоспособности руководителя предприятия, обусловленным необходимостью разумного руководства унитарным предприятием, является аттестация руководителей унитарных предприятий, т.е. оценка квалификации руководителя на соответствие занимаемой должности. Аттестация руководителей унитарных предприятий проводится в целях объективной оценки их деятельности и определения соответствия занимаемой должности; оказания содействия в повышении эффективности работы предприятий; стимулирования профессионального роста руководителей предприятий. Аттестация руководителей унитарных предприятий, как правило, проводится один раз в три года. Однако по инициативе Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ может назначаться внеочередная аттестация руководителей унитарных предприятий, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ (п. 4 Постановления Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234). При этом аттестации не подлежат руководители предприятий, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, и беременные женщины, а руководители предприятий, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, подлежат аттестации не ранее чем через год после выхода на работу (п. 1 Положения о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234).
(постатейный)
(Ласкина Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)Требованием, не связанным с запретами и ограничениями правоспособности руководителя предприятия, обусловленным необходимостью разумного руководства унитарным предприятием, является аттестация руководителей унитарных предприятий, т.е. оценка квалификации руководителя на соответствие занимаемой должности. Аттестация руководителей унитарных предприятий проводится в целях объективной оценки их деятельности и определения соответствия занимаемой должности; оказания содействия в повышении эффективности работы предприятий; стимулирования профессионального роста руководителей предприятий. Аттестация руководителей унитарных предприятий, как правило, проводится один раз в три года. Однако по инициативе Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ может назначаться внеочередная аттестация руководителей унитарных предприятий, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ (п. 4 Постановления Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234). При этом аттестации не подлежат руководители предприятий, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, и беременные женщины, а руководители предприятий, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, подлежат аттестации не ранее чем через год после выхода на работу (п. 1 Положения о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234).
Нормативные акты
"Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих"
(утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37)
(ред. от 27.03.2018)<*> Здесь и далее под "предприятием" понимаются коммерческие организации, создаваемые в форме хозяйственных товариществ и обществ, в том числе открытых и закрытых акционерных обществ, акционерных обществ работников (народных предприятий), производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
(утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37)
(ред. от 27.03.2018)<*> Здесь и далее под "предприятием" понимаются коммерческие организации, создаваемые в форме хозяйственных товариществ и обществ, в том числе открытых и закрытых акционерных обществ, акционерных обществ работников (народных предприятий), производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
<Информация> ФАНО России
<Ответы на вопросы, возникающие в процессе реализации образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры>1.4. несоответствие кандидата квалификационным требованиям к должности руководителя научной организации.
<Ответы на вопросы, возникающие в процессе реализации образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры>1.4. несоответствие кандидата квалификационным требованиям к должности руководителя научной организации.
"Научно-практический комментарий к разделу VI Трудового кодекса Российской Федерации (главы 20 - 22) "Оплата и нормирование труда"
(постатейный)
(под ред. Т.Ю. Коршуновой)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2020)2. Необходимо обратить внимание на появление в перечне организаций, которые при определении оплаты труда руководителей связаны специальными требованиями, внебюджетных фондов, территориальных фондов ОМС, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных корпораций и компаний. В их числе также хозяйственные общества с долей участия государства или местного самоуправления.
(постатейный)
(под ред. Т.Ю. Коршуновой)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2020)2. Необходимо обратить внимание на появление в перечне организаций, которые при определении оплаты труда руководителей связаны специальными требованиями, внебюджетных фондов, территориальных фондов ОМС, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных корпораций и компаний. В их числе также хозяйственные общества с долей участия государства или местного самоуправления.
Статья: Злоупотребление правом со стороны работника, или Как уволить работника в отсутствие для этого формальных оснований
(Устюшенко А.)
("Управление персоналом", 2012, N 22; "Трудовое право", 2013, N 1)Также работодатель должен предложить работнику вакантную должность при увольнении по причине несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81). Поскольку вопросы проведения аттестации регулируются множеством нормативных актов, которые касаются только отдельных категорий работников, работодателю в первую очередь необходимо определить, не подпадают ли работники организации под действие какого-либо правового акта. К примеру, законодательно определены: категория работников, для которых закреплены определенный порядок и требования к проведению аттестации (спасатели, прокурорские работники, руководители унитарных предприятий и т. д.); категории работников, не подлежащих увольнению вследствие непрохождения аттестации (ч. 1, 4 ст. 261, ст. 264 ТК РФ); ограничения на увольнение по инициативе работодателя (ч. 6 ст. 81, ч. 3 ст. 39, ч. 2 ст. 82, ст. ст. 269, 405, 415, 171, 373, 374, 376 ТК РФ).
(Устюшенко А.)
("Управление персоналом", 2012, N 22; "Трудовое право", 2013, N 1)Также работодатель должен предложить работнику вакантную должность при увольнении по причине несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81). Поскольку вопросы проведения аттестации регулируются множеством нормативных актов, которые касаются только отдельных категорий работников, работодателю в первую очередь необходимо определить, не подпадают ли работники организации под действие какого-либо правового акта. К примеру, законодательно определены: категория работников, для которых закреплены определенный порядок и требования к проведению аттестации (спасатели, прокурорские работники, руководители унитарных предприятий и т. д.); категории работников, не подлежащих увольнению вследствие непрохождения аттестации (ч. 1, 4 ст. 261, ст. 264 ТК РФ); ограничения на увольнение по инициативе работодателя (ч. 6 ст. 81, ч. 3 ст. 39, ч. 2 ст. 82, ст. ст. 269, 405, 415, 171, 373, 374, 376 ТК РФ).
Статья: Статус руководителя унитарного предприятия
(Камынин И.)
("Законность", N 10, 2000)Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. утверждено Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий. В нем нашли отражение административные механизмы, позволяющие объективно оценивать деятельность руководителей унитарных предприятий и на основании этого делать вывод о соответствии их занимаемой должности.
(Камынин И.)
("Законность", N 10, 2000)Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. утверждено Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий. В нем нашли отражение административные механизмы, позволяющие объективно оценивать деятельность руководителей унитарных предприятий и на основании этого делать вывод о соответствии их занимаемой должности.
"Постатейный комментарий к Федеральному закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ"
(под ред. В.А. Вайпана)
("Юстицинформ", 2003)4. Комментируемая статья формулирует одно из требований, предъявляемых к руководителю унитарного предприятия: он подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия. В настоящее время аттестация руководителя унитарного предприятия проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 234 "О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий". Аттестация дает возможность проверить деловую квалификацию руководителя, определить уровень его профессиональной подготовки и соответствие имеющихся знаний и практического опыта занимаемой должности. Аттестация проводится в обязательном порядке один раз в три года. Ответственность за ее проведение возлагается на тот федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится унитарное предприятие. Например, Минатом России осуществляет организацию и проведение аттестации руководителей атомных электростанций.
(под ред. В.А. Вайпана)
("Юстицинформ", 2003)4. Комментируемая статья формулирует одно из требований, предъявляемых к руководителю унитарного предприятия: он подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия. В настоящее время аттестация руководителя унитарного предприятия проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 234 "О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий". Аттестация дает возможность проверить деловую квалификацию руководителя, определить уровень его профессиональной подготовки и соответствие имеющихся знаний и практического опыта занимаемой должности. Аттестация проводится в обязательном порядке один раз в три года. Ответственность за ее проведение возлагается на тот федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится унитарное предприятие. Например, Минатом России осуществляет организацию и проведение аттестации руководителей атомных электростанций.
Статья: Виды публичного аудита
(Пономаренко К.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2018, N 5)Внутренний аудит публично-правовых компаний. Это новое направление в ВФА, так как напрямую оно не относится к системе государственного и муниципального управления. В соответствии с требованиями Международного стандарта аудита 610 "Использование работы внутренних аудиторов" <7> (пересмотрен в 2013 г.) в организациях помимо внешнего аудита необходимо проводить и внутренний аудит. Так, например, в соответствии с ч. ч. 11 и 12 п. 2 ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" лицензия выдается при условии, если в организации, помимо всего прочего, имеются: "11) сведения о внутреннем аудиторе, руководителе службы внутреннего аудита соискателя лицензии с приложением документов, подтверждающих их соответствие установленным квалификационным и иным требованиям; 12) положение о внутреннем аудите" <8>. Также службы внутреннего аудита или должностные лица, отвечающие за него, должны быть в государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
(Пономаренко К.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2018, N 5)Внутренний аудит публично-правовых компаний. Это новое направление в ВФА, так как напрямую оно не относится к системе государственного и муниципального управления. В соответствии с требованиями Международного стандарта аудита 610 "Использование работы внутренних аудиторов" <7> (пересмотрен в 2013 г.) в организациях помимо внешнего аудита необходимо проводить и внутренний аудит. Так, например, в соответствии с ч. ч. 11 и 12 п. 2 ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" лицензия выдается при условии, если в организации, помимо всего прочего, имеются: "11) сведения о внутреннем аудиторе, руководителе службы внутреннего аудита соискателя лицензии с приложением документов, подтверждающих их соответствие установленным квалификационным и иным требованиям; 12) положение о внутреннем аудите" <8>. Также службы внутреннего аудита или должностные лица, отвечающие за него, должны быть в государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Статья: Гражданско-правовые свойства трудового договора
(Егоров В.И., Харитонова Ю.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)Действующее законодательство предусматривает также возможность заключения трудового договора по результатам конкурсного отбора, в котором вправе участвовать любое лицо, соответствующее объявленным требованиям, на замещение должности руководителя государственного унитарного предприятия, главы местной администрации при некоторых моделях муниципального самоуправления и в других случаях.
(Егоров В.И., Харитонова Ю.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)Действующее законодательство предусматривает также возможность заключения трудового договора по результатам конкурсного отбора, в котором вправе участвовать любое лицо, соответствующее объявленным требованиям, на замещение должности руководителя государственного унитарного предприятия, главы местной администрации при некоторых моделях муниципального самоуправления и в других случаях.