Крым свободная экономическая зона налоги
Подборка наиболее важных документов по запросу Крым свободная экономическая зона налоги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 427 "Пониженные тарифы страховых взносов" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая доводы налогового органа необоснованными, законом определена единая свободная экономическая зона, которая включает в себя территории двух субъектов РФ - Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Участники свободной экономической зоны обладают равными правами на применение пониженных ставок взносов, вне зависимости от того, на какой из территорий, входящих в свободную экономическую зону, осуществлялась их деятельность.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая доводы налогового органа необоснованными, законом определена единая свободная экономическая зона, которая включает в себя территории двух субъектов РФ - Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Участники свободной экономической зоны обладают равными правами на применение пониженных ставок взносов, вне зависимости от того, на какой из территорий, входящих в свободную экономическую зону, осуществлялась их деятельность.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 209 "Основные понятия" главы 33 "Общие положения" раздела X "Охрана труда" Трудового кодекса РФ"Из системного толкования статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации, а также статьи 13 Федеральный закон от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" следует, что рабочее место должно быть вновь созданным. Разделяя уже существующее место между несколькими новыми лицами, работодатель не создает нового рабочего места. Такие действия работодателя следует квалифицировать, как создание видимости достижения результатов договора об условиях деятельности в СЭЗ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О применении участником СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе пониженных ставок налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 07.10.2024 N 03-03-06/1/96878)Вопрос: О применении участником СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе пониженных ставок налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 07.10.2024 N 03-03-06/1/96878)Вопрос: О применении участником СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе пониженных ставок налога на прибыль.
Вопрос: О налоге на прибыль при реализации инвестиционных проектов участником СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе, имеющим обособленные подразделения.
(Письмо Минфина России от 09.09.2025 N 03-03-06/1/87670)Вопрос: О налоге на прибыль при реализации инвестиционных проектов участником СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе, имеющим обособленные подразделения.
(Письмо Минфина России от 09.09.2025 N 03-03-06/1/87670)Вопрос: О налоге на прибыль при реализации инвестиционных проектов участником СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе, имеющим обособленные подразделения.
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(разработаны Минфином России)Таким образом, режим СЭЗ Крым по ряду направлений требует "донастройки". В этой связи на основе результатов анализа эффективности ИНЛ Минфином России продолжается работа по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленных на совершенствование налогового регулирования режима СЭЗ Крым (более подробно см. "Результаты анализа эффективности ИНЛ").
(разработаны Минфином России)Таким образом, режим СЭЗ Крым по ряду направлений требует "донастройки". В этой связи на основе результатов анализа эффективности ИНЛ Минфином России продолжается работа по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленных на совершенствование налогового регулирования режима СЭЗ Крым (более подробно см. "Результаты анализа эффективности ИНЛ").
Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038
(ред. от 09.06.2025)
"О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации")5.4.111. направление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, выписки из единого реестра участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя, содержащей информацию о включении лица в единый реестр участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя, заключении с лицом, имеющим статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя, другого договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и г. Севастополя и об исключении лица из единого реестра участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя, а также копий заключенных договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и г. Севастополя;
(ред. от 09.06.2025)
"О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации")5.4.111. направление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, выписки из единого реестра участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя, содержащей информацию о включении лица в единый реестр участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя, заключении с лицом, имеющим статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя, другого договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и г. Севастополя и об исключении лица из единого реестра участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя, а также копий заключенных договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и г. Севастополя;
Готовое решение: Какие ставки применяются по налогу на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Нулевая ставка действует для налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в течение периода применения пониженной ставки для региональной части налога (п. 2 ст. 284.9 НК РФ). Субъект РФ может понизить ставку до 0% (п. 3 ст. 284.9 НК РФ). Особенности применения налоговых ставок предусмотрены ст. 284.9 НК РФ;
(КонсультантПлюс, 2025)Нулевая ставка действует для налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в течение периода применения пониженной ставки для региональной части налога (п. 2 ст. 284.9 НК РФ). Субъект РФ может понизить ставку до 0% (п. 3 ст. 284.9 НК РФ). Особенности применения налоговых ставок предусмотрены ст. 284.9 НК РФ;
Готовое решение: Налоговые льготы по налогу на имущество организаций
(КонсультантПлюс, 2025)участники свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и Севастополя (есть исключения).
(КонсультантПлюс, 2025)участники свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и Севастополя (есть исключения).
Статья: Правовое регулирование редомициляции: современные тенденции и зарубежный опыт
(Чистякова Ю.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)Государства, которые фактически теряли капитал вследствие популярности офшорных зон, старались предпринимать попытки по созданию альтернативных, но при этом подконтрольных аналогов офшоров. Так, в Российской Федерации проводился эксперимент по заключению с предпринимателями соглашений об инвестициях в местную экономику в обмен на налоговые льготы, а также эксперимент с созданием особых экономических зон <4>. Позднее создавались и иные зоны льготного налогообложения <5>: инвестиционный центр "Сколково", свободные экономические зоны в Республике Крым и Севастополе, Свободный порт Владивосток и другие особые зоны, целью создания которых являлись удержание капитала внутри страны и укрепление идей импортозамещения <6>. Тем не менее конкурировать с преимуществами, которые предоставлялись офшорами, и привлекать существующие компании, уже зарегистрированные в офшорах, было очень трудно.
(Чистякова Ю.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)Государства, которые фактически теряли капитал вследствие популярности офшорных зон, старались предпринимать попытки по созданию альтернативных, но при этом подконтрольных аналогов офшоров. Так, в Российской Федерации проводился эксперимент по заключению с предпринимателями соглашений об инвестициях в местную экономику в обмен на налоговые льготы, а также эксперимент с созданием особых экономических зон <4>. Позднее создавались и иные зоны льготного налогообложения <5>: инвестиционный центр "Сколково", свободные экономические зоны в Республике Крым и Севастополе, Свободный порт Владивосток и другие особые зоны, целью создания которых являлись удержание капитала внутри страны и укрепление идей импортозамещения <6>. Тем не менее конкурировать с преимуществами, которые предоставлялись офшорами, и привлекать существующие компании, уже зарегистрированные в офшорах, было очень трудно.
Вопрос: О применении пониженных ставок по налогу на прибыль участником СЭЗ в Республике Крым.
(Письмо Минфина России от 14.07.2023 N 03-03-06/1/65930)Вопрос: О применении пониженных ставок по налогу на прибыль участником СЭЗ в Республике Крым.
(Письмо Минфина России от 14.07.2023 N 03-03-06/1/65930)Вопрос: О применении пониженных ставок по налогу на прибыль участником СЭЗ в Республике Крым.
Вопрос: О применении участниками СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе при реализации инвестиционных проектов ставок по налогу на прибыль, в том числе при их изменении.
(Письмо Минфина России от 07.11.2024 N 03-03-06/1/109451)Вопрос: 09.02.2018 Правительством Российской Федерации внесен законопроект N 385588-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", подготовленный в целях совершенствования системы налогообложения участников свободной экономической зоны (далее - СЭЗ), созданной в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
(Письмо Минфина России от 07.11.2024 N 03-03-06/1/109451)Вопрос: 09.02.2018 Правительством Российской Федерации внесен законопроект N 385588-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", подготовленный в целях совершенствования системы налогообложения участников свободной экономической зоны (далее - СЭЗ), созданной в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Вопрос: Об условии применения льготы по налогу на имущество организаций участником СЭЗ в г. Севастополе.
(Письмо Минфина России от 26.06.2024 N 03-05-05-01/59268)Одновременно сообщается, что в соответствии с пунктом 26 статьи 381 Кодекса освобождаются от обложения налогом на имущество организаций организации - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - участника свободной экономической зоны (далее - СЭЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, созданного или приобретенного в целях выполнения договора об условиях деятельности в СЭЗ и расположенного на территории данной СЭЗ, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.
(Письмо Минфина России от 26.06.2024 N 03-05-05-01/59268)Одновременно сообщается, что в соответствии с пунктом 26 статьи 381 Кодекса освобождаются от обложения налогом на имущество организаций организации - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - участника свободной экономической зоны (далее - СЭЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, созданного или приобретенного в целях выполнения договора об условиях деятельности в СЭЗ и расположенного на территории данной СЭЗ, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Для получения статуса участника СЭЗ необходимо иметь регистрацию на территории Республики Крым или Севастополя, состоять на налоговом учете в налоговом органе и подать в Совет министров Республики Крым или Правительство Севастополя следующие документы:
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Для получения статуса участника СЭЗ необходимо иметь регистрацию на территории Республики Крым или Севастополя, состоять на налоговом учете в налоговом органе и подать в Совет министров Республики Крым или Правительство Севастополя следующие документы:
Статья: Стабильность условий предоставления налоговых льгот как принципиальная основа режима инвестиционной деятельности в Российской Федерации
(Алпатов П.С.)
("Закон", 2023, N 8)Сходные по содержанию разъяснения даны по мерам поддержки в рамках свободной экономической зоны (СЭЗ) в Крыму. В понимании Минфина России из-за отсутствия стабилизационной оговорки по ст. 5 НК РФ введенные с 2019 года требования к использованию пониженной ставки по налогу на прибыль распространялись на уже начатые проекты резидентов СЭЗ <7>.
(Алпатов П.С.)
("Закон", 2023, N 8)Сходные по содержанию разъяснения даны по мерам поддержки в рамках свободной экономической зоны (СЭЗ) в Крыму. В понимании Минфина России из-за отсутствия стабилизационной оговорки по ст. 5 НК РФ введенные с 2019 года требования к использованию пониженной ставки по налогу на прибыль распространялись на уже начатые проекты резидентов СЭЗ <7>.
Вопрос: Об условиях применения участником СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе пониженных ставок по налогу на прибыль.
(Письмо Минфина России от 06.11.2024 N 03-03-05/109262)Вопрос: Об условиях применения участником СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе пониженных ставок по налогу на прибыль.
(Письмо Минфина России от 06.11.2024 N 03-03-05/109262)Вопрос: Об условиях применения участником СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе пониженных ставок по налогу на прибыль.
Статья: Особенности правового регулирования пониженного тарифа страховых взносов для участников специальных инвестиционных контрактов
(Исаев А.Г.)
("Финансовое право", 2023, N 7)В отсутствие нормативно закрепленной методики инвестору может быть рекомендовано обратиться к письменным разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации, касающимся аналогичного пробела в части обложения страховыми взносами лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя <12>. Так, департамент налоговой и таможенной политики министерства рекомендовал организации использовать метод определения таких выплат через удельный вес выручки, полученной от видов деятельности, указанных в договоре об условиях деятельности в свободной экономической зоне, в общей сумме выручки, полученной от всех видов деятельности, или через удельный вес соответствующих расходов, связанных с той или иной деятельностью.
(Исаев А.Г.)
("Финансовое право", 2023, N 7)В отсутствие нормативно закрепленной методики инвестору может быть рекомендовано обратиться к письменным разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации, касающимся аналогичного пробела в части обложения страховыми взносами лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя <12>. Так, департамент налоговой и таможенной политики министерства рекомендовал организации использовать метод определения таких выплат через удельный вес выручки, полученной от видов деятельности, указанных в договоре об условиях деятельности в свободной экономической зоне, в общей сумме выручки, полученной от всех видов деятельности, или через удельный вес соответствующих расходов, связанных с той или иной деятельностью.