Критерии отнесения к субъектам естественной монополии
Подборка наиболее важных документов по запросу Критерии отнесения к субъектам естественной монополии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые вопросы заключения государственного (муниципального) контракта путем закупки у единственного поставщика
(Гурьева С.Р.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)Говоря о закупках у субъектов естественных монополий, требуется разграничивать рынок естественной монополии и субъекта, который там осуществляет деятельность, поскольку субъект естественной монополии потенциально может осуществлять деятельность и на других товарных рынках. В правоприменительной практике есть примеры, когда такие закупки признавали недействительными [9].
(Гурьева С.Р.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)Говоря о закупках у субъектов естественных монополий, требуется разграничивать рынок естественной монополии и субъекта, который там осуществляет деятельность, поскольку субъект естественной монополии потенциально может осуществлять деятельность и на других товарных рынках. В правоприменительной практике есть примеры, когда такие закупки признавали недействительными [9].
Статья: Бланкетность в юридической конструкции налога на имущество организаций: проблема правовой определенности
(Копина А.А., Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2024, N 10)<14> Например, в Решении от 7 июня 2017 г. по делу N А05-1595/2017 Арбитражный суд Архангельской области ссылается на Приказ Минпромэнерго России от 1 августа 2007 г. N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса" (утратил силу), в котором трансформаторные подстанции, воздушные линии электропередачи (питающая линия от генерирующего источника при наличии, отходящие линии переменного и постоянного тока, распределительные электропередачи), кабельные линии электропередачи отнесены к объектам недвижимого имущества.
(Копина А.А., Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2024, N 10)<14> Например, в Решении от 7 июня 2017 г. по делу N А05-1595/2017 Арбитражный суд Архангельской области ссылается на Приказ Минпромэнерго России от 1 августа 2007 г. N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса" (утратил силу), в котором трансформаторные подстанции, воздушные линии электропередачи (питающая линия от генерирующего источника при наличии, отходящие линии переменного и постоянного тока, распределительные электропередачи), кабельные линии электропередачи отнесены к объектам недвижимого имущества.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 01.03.2018 N 213
"Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации"Субъекты естественных монополий <1> и субъекты, осуществляющие регулируемые виды деятельности <2>, имеющие размер необходимой валовой выручки за предыдущий год свыше 10 млрд. рублей
"Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации"Субъекты естественных монополий <1> и субъекты, осуществляющие регулируемые виды деятельности <2>, имеющие размер необходимой валовой выручки за предыдущий год свыше 10 млрд. рублей
Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"
(вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике")25. Решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий, о согласовании заключения соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности, заключаемых между исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и территориальными сетевыми организациями, заключении соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности между Федеральной антимонопольной службой и организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа.
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"
(вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике")25. Решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий, о согласовании заключения соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности, заключаемых между исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и территориальными сетевыми организациями, заключении соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности между Федеральной антимонопольной службой и организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа.
Статья: Компенсация за использование газопровода основного абонента при транспортировке газа
(Тарасенко В.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)Согласно письму ФАС России от 6 июля 2018 г. N АЦ/51469/18 "Об отнесении организации к субъектам естественной монополии в случае отсутствия указанной организации в реестре субъектов естественных монополий", основанному в том числе на анализе судебной практики, отнесение хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии происходит независимо от включения его в реестр субъектов естественных монополий и установления тарифов. Наличие тарифов является только косвенным признаком. При отнесении хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии оценивается его соответствие следующим признакам: 1) наличие во владении на праве собственности или ином законном основании имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности; 2) наличие факта осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в ст. 4 Закона о естественных монополиях.
(Тарасенко В.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)Согласно письму ФАС России от 6 июля 2018 г. N АЦ/51469/18 "Об отнесении организации к субъектам естественной монополии в случае отсутствия указанной организации в реестре субъектов естественных монополий", основанному в том числе на анализе судебной практики, отнесение хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии происходит независимо от включения его в реестр субъектов естественных монополий и установления тарифов. Наличие тарифов является только косвенным признаком. При отнесении хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии оценивается его соответствие следующим признакам: 1) наличие во владении на праве собственности или ином законном основании имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности; 2) наличие факта осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в ст. 4 Закона о естественных монополиях.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Юридическое лицо - должник считается неспособным удовлетворить требования кредиторов при наличии следующих дополнительных признаков: 1) обязанность платежа не исполнена им в течение 3 месяцев с момента наступления срока платежа, если иной срок не предусмотрен законом (например, для кредитных организаций он составляет 14 дней); 2) требования кредиторов к юридическому лицу - должнику в совокупности составляют не менее 300 000 руб., если иной размер не предусмотрен законом (например, для субъектов естественных монополий он составляет не менее 1 000 000 руб.). В основе признания банкротом юридического лица - должника лежит критерий неплатежеспособности, т.е. предполагаемой неоплатности, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Юридическое лицо - должник считается неспособным удовлетворить требования кредиторов при наличии следующих дополнительных признаков: 1) обязанность платежа не исполнена им в течение 3 месяцев с момента наступления срока платежа, если иной срок не предусмотрен законом (например, для кредитных организаций он составляет 14 дней); 2) требования кредиторов к юридическому лицу - должнику в совокупности составляют не менее 300 000 руб., если иной размер не предусмотрен законом (например, для субъектов естественных монополий он составляет не менее 1 000 000 руб.). В основе признания банкротом юридического лица - должника лежит критерий неплатежеспособности, т.е. предполагаемой неоплатности, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.