Коррупциогенными факторами при экспертизе нормативных правовых актов являются
Подборка наиболее важных документов по запросу Коррупциогенными факторами при экспертизе нормативных правовых актов являются (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Соответствие нормативных административных актов законодательству о защите конкуренции как предмет антимонопольного контроля: теоретико-прикладные проблемы
(Домченко А.С.)
("Конкурентное право", 2022, N 2)Наконец, оценка нормативных правовых актов и содержащихся в них норм на предмет соответствия антимонопольному законодательству, представляя собой деятельность субъектов, обладающих специальными познаниями в сфере экономики и права, может быть рассмотрена в качестве превращенной формы правовой и антикоррупционной экспертиз. Действительно, оценка соответствия одних нормативных правовых актов другим ложится в основу проведения правовой экспертизы актов (их проектов), тогда как поиск и устранение коррупциогенных факторов является основным содержанием антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. В частности, сравнительный анализ положений ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ и Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов <9> обнаруживает определенные сходства. К примеру, такие коррупциогенные факторы, как широта дискреционных полномочий, выборочное изменение объема прав, отсутствие или неполнота административных процедур, отказ от конкурсных (аукционных) процедур, нормативные коллизии и ряд других по своему смыслу совпадают с целым рядом "факторов монополизации" (необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров, создание дискриминационных условий и т.д.).
(Домченко А.С.)
("Конкурентное право", 2022, N 2)Наконец, оценка нормативных правовых актов и содержащихся в них норм на предмет соответствия антимонопольному законодательству, представляя собой деятельность субъектов, обладающих специальными познаниями в сфере экономики и права, может быть рассмотрена в качестве превращенной формы правовой и антикоррупционной экспертиз. Действительно, оценка соответствия одних нормативных правовых актов другим ложится в основу проведения правовой экспертизы актов (их проектов), тогда как поиск и устранение коррупциогенных факторов является основным содержанием антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. В частности, сравнительный анализ положений ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ и Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов <9> обнаруживает определенные сходства. К примеру, такие коррупциогенные факторы, как широта дискреционных полномочий, выборочное изменение объема прав, отсутствие или неполнота административных процедур, отказ от конкурсных (аукционных) процедур, нормативные коллизии и ряд других по своему смыслу совпадают с целым рядом "факторов монополизации" (необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров, создание дискриминационных условий и т.д.).
Статья: Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов (по материалам Муромской городской прокуратуры)
(Каткова Л.В., Телешина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)Одним из основных способов выявления и устранения коррупциогенных факторов в муниципальных нормативно-правовых актах является их антикоррупционная экспертиза. При этом среди субъектов, проводящих антикоррупционную экспертизу, особое место занимает прокуратура. Прокурорская антикоррупционная экспертиза представляется наиболее эффективной, по мнению ряда ученых <4>.
(Каткова Л.В., Телешина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)Одним из основных способов выявления и устранения коррупциогенных факторов в муниципальных нормативно-правовых актах является их антикоррупционная экспертиза. При этом среди субъектов, проводящих антикоррупционную экспертизу, особое место занимает прокуратура. Прокурорская антикоррупционная экспертиза представляется наиболее эффективной, по мнению ряда ученых <4>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
(ред. от 30.09.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Приказ Росстата от 26.12.2011 N 507
(ред. от 15.05.2025)
"Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федеральной службы государственной статистики"
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2012 N 23130)3. Целью антикоррупционной экспертизы является выявление и последующее устранение коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и в проектах нормативных правовых актов.
(ред. от 15.05.2025)
"Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федеральной службы государственной статистики"
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2012 N 23130)3. Целью антикоррупционной экспертизы является выявление и последующее устранение коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и в проектах нормативных правовых актов.
Статья: Проблемы правового регулирования использования и охраны лесов на землях сельскохозяйственного назначения
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <17> коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <17> коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Статья: Проблемы понятия "значительность" в гражданском праве
(Пачулия Г.Т.)
("Российский судья", 2021, N 9)В этой части можно согласиться с судом, и верно указано, что на сегодняшний день понятие значительности является оценочным и ничем не закрепленным понятием. Считать ли сумму задолженности значительной, зависит от материального положения должника и исключительно от понимания самого определения судом. Аналогичной позиции придерживаются и арбитражные суда. Так, Арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 3 октября 2019 г. по делу N А40-189262/2015 <4> указал, что понятие значительности просрочки является оценочным и устанавливается судом в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств по делу и имеющихся в материалах дела доказательств. Справедливо отмечает по данному поводу Э.Е. Бершицкий, что опасность оценочных категорий была признана даже на уровне Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <5>, который гласит: "Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям, тем самым создающие условия для проявления коррупции" <6>.
(Пачулия Г.Т.)
("Российский судья", 2021, N 9)В этой части можно согласиться с судом, и верно указано, что на сегодняшний день понятие значительности является оценочным и ничем не закрепленным понятием. Считать ли сумму задолженности значительной, зависит от материального положения должника и исключительно от понимания самого определения судом. Аналогичной позиции придерживаются и арбитражные суда. Так, Арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 3 октября 2019 г. по делу N А40-189262/2015 <4> указал, что понятие значительности просрочки является оценочным и устанавливается судом в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств по делу и имеющихся в материалах дела доказательств. Справедливо отмечает по данному поводу Э.Е. Бершицкий, что опасность оценочных категорий была признана даже на уровне Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <5>, который гласит: "Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям, тем самым создающие условия для проявления коррупции" <6>.
Статья: Коррупциогенные факторы, возникающие при обеспечении некоторых прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
(Садыкова Р.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 5)Одним из средств противодействия коррупции является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, целями которой выступают выявление коррупциогенных факторов и их последующее устранение. Указанная экспертиза проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", утвердившим правила и методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов <6>.
(Садыкова Р.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 5)Одним из средств противодействия коррупции является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, целями которой выступают выявление коррупциогенных факторов и их последующее устранение. Указанная экспертиза проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", утвердившим правила и методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов <6>.