Контроль за соблюдением правил землепользования и застройки

Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за соблюдением правил землепользования и застройки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Полномочия администрации муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2024)
...в рамках осуществления контроля за соблюдением правил землепользования и застройки, за соответствием осуществляемого строительства генеральному плану развития города, параметрам, определяющим архитектурный облик города, Администрация города... вправе предъявлять требования о приведении зданий в первоначальное состояние, в том числе, по основанию нарушения застройщиком требований градостроительного законодательства, выражающихся в осуществлении реконструкции без получения необходимых разрешений. Таким образом, в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов осуществляет орган местного самоуправления.
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 31.05.2022 по делу N 33-336/2022, 2-3105/2020
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О признании объекта самовольной постройкой, об обязании снести самовольную постройку.
Обстоятельства: Требования мотивированы тем, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ответчика установлено, что на земельном участке, принадлежащем на праве собственности истцу, размещен двухэтажный объект неоконченного строительства и одноэтажное капитальное строение. Документы разрешительного характера на строительство объекта незавершенного строительства не регистрировались и не выдавались.
Решение: Удовлетворено.
Тот факт, что в производстве суда имеется иное гражданское дело по аналогичному иску Ч. к Б. о сносе постройки, не свидетельствует о необоснованности заявленных требований, поскольку в данном случае администрация <адрес> действует в пределах своих полномочий в порядке муниципального контроля за соблюдением застройщиками Правил землепользования и застройки муниципальный округ <адрес>, что соответствует Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закону Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым".

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Отмена решений об утверждении генеральных планов и документов градостроительного зонирования муниципальных образований: правовые основы и практика правоприменения
(Кустов С.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)
В России стандарт осуществления судебного нормоконтроля устанавливается в ч. 8 ст. 213 КАС РФ. Применительно к решениям, которыми утверждены генеральные планы или правила землепользования и застройки муниципальных образований, осуществление судебного контроля предполагает проверку наличия компетенции у органа и соблюдение им процедуры утверждения указанных документов, в том числе соблюдение процедуры организации и проведения публичных слушаний или общественных обсуждений проекта решения. Несоблюдение данной процедуры рассматривается в качестве существенного процедурного дефекта при издании органом правового акта. Перечень таких существенных процедурных дефектов в градостроительном законодательстве не определен. В судебной практике в качестве таких существенных процедурных дефектов признается, например, непредставление картографических материалов генерального плана в полном объеме на публичные слушания и нарушение срока их проведения, который предусмотрен градостроительным законодательством <12>.

Нормативные акты

Федеральный закон от 14.03.2022 N 58-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
1) срок согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа, проекта документа о внесении изменений в соответствующий генеральный план с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), не может превышать один месяц со дня поступления в указанные органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана, проекту документа о внесении изменений в генеральный план и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования. Уполномоченный орган местного самоуправления обязан обеспечить доступ к проектам генеральных планов поселений, проектам генеральных планов городских округов и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за один месяц до их утверждения;
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 10-П
"По делу о проверке конституционности части 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 23 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в связи с запросом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга"
2.2. Оспоренная норма по своему содержанию имеет целью изменить орган государственной власти в городах федерального значения - субъектах Российской Федерации, который уполномочен утверждать правила землепользования и застройки, с органа законодательного (представительного) на орган исполнительный, поэтому возникает вопрос о том, как это изменение отразится на соблюдении режима законности, в том числе конституционной, утверждаемой статьей 15 Конституции Российской Федерации.