Контроль за соблюдением правил землепользования и застройки
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за соблюдением правил землепользования и застройки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Полномочия администрации муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)...в рамках осуществления контроля за соблюдением правил землепользования и застройки, за соответствием осуществляемого строительства генеральному плану развития города, параметрам, определяющим архитектурный облик города, Администрация города... вправе предъявлять требования о приведении зданий в первоначальное состояние, в том числе, по основанию нарушения застройщиком требований градостроительного законодательства, выражающихся в осуществлении реконструкции без получения необходимых разрешений. Таким образом, в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов осуществляет орган местного самоуправления.
(КонсультантПлюс, 2025)...в рамках осуществления контроля за соблюдением правил землепользования и застройки, за соответствием осуществляемого строительства генеральному плану развития города, параметрам, определяющим архитектурный облик города, Администрация города... вправе предъявлять требования о приведении зданий в первоначальное состояние, в том числе, по основанию нарушения застройщиком требований градостроительного законодательства, выражающихся в осуществлении реконструкции без получения необходимых разрешений. Таким образом, в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов осуществляет орган местного самоуправления.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 22.12.2022 по делу N 88-38787/2022, 2-1672/2021 (УИД 23RS0036-01-2020-008374-09)
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю.
Требования: 1) О прекращении права собственности на имущество; 2) О записях в ЕГРН; 3) О признании объекта самовольной постройкой (об обязании снести самовольную постройку).
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что часть возведенной спорной постройки расположена за пределами земельного участка, постройка создана на земельном участке, не принадлежащем ответчику и не предоставленном ему в установленном порядке.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.В обоснование заявленного администрацией г. Краснодара иска было указано, что в ходе осуществления муниципального земельного контроля, в целях проверки соблюдения земельного законодательства, (акт от ДД.ММ.ГГГГ N) проведенной Администрацией муниципального образования г. Краснодара, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> расположен объект капитального строительства площадью застройки 169,9 кв. м, помещение которого использовалось для размещения букмекерской конторы. Выявлены нарушение, самовольное занятие земельного участка площадью, 10,9 кв. м и невыполнение утвержденных органами местного самоуправления требования установленных правилами землепользования и застройки п. 1 ст. 26, выразившиеся в возведении объекта капитального строительства площадью застройки 169,9 кв. м, без оформленных в установленном порядке разрешительных документов.
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю.
Требования: 1) О прекращении права собственности на имущество; 2) О записях в ЕГРН; 3) О признании объекта самовольной постройкой (об обязании снести самовольную постройку).
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что часть возведенной спорной постройки расположена за пределами земельного участка, постройка создана на земельном участке, не принадлежащем ответчику и не предоставленном ему в установленном порядке.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.В обоснование заявленного администрацией г. Краснодара иска было указано, что в ходе осуществления муниципального земельного контроля, в целях проверки соблюдения земельного законодательства, (акт от ДД.ММ.ГГГГ N) проведенной Администрацией муниципального образования г. Краснодара, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> расположен объект капитального строительства площадью застройки 169,9 кв. м, помещение которого использовалось для размещения букмекерской конторы. Выявлены нарушение, самовольное занятие земельного участка площадью, 10,9 кв. м и невыполнение утвержденных органами местного самоуправления требования установленных правилами землепользования и застройки п. 1 ст. 26, выразившиеся в возведении объекта капитального строительства площадью застройки 169,9 кв. м, без оформленных в установленном порядке разрешительных документов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С одной стороны, установлена общая обязанность оказывать содействие должностным лицам органа, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в их работе. При этом в рамках общей обязанности выделяются такие конкретные обязанности, как обязанность предоставлять по запросу органа, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, необходимые для осуществления контроля документы и материалы и обязанность направлять в орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, копии документов территориального планирования, правил землепользования и застройки на бумажном или электронном носителе в двухнедельный срок после их утверждения в установленном порядке.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С одной стороны, установлена общая обязанность оказывать содействие должностным лицам органа, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в их работе. При этом в рамках общей обязанности выделяются такие конкретные обязанности, как обязанность предоставлять по запросу органа, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, необходимые для осуществления контроля документы и материалы и обязанность направлять в орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, копии документов территориального планирования, правил землепользования и застройки на бумажном или электронном носителе в двухнедельный срок после их утверждения в установленном порядке.
Статья: Отмена решений об утверждении генеральных планов и документов градостроительного зонирования муниципальных образований: правовые основы и практика правоприменения
(Кустов С.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)В России стандарт осуществления судебного нормоконтроля устанавливается в ч. 8 ст. 213 КАС РФ. Применительно к решениям, которыми утверждены генеральные планы или правила землепользования и застройки муниципальных образований, осуществление судебного контроля предполагает проверку наличия компетенции у органа и соблюдение им процедуры утверждения указанных документов, в том числе соблюдение процедуры организации и проведения публичных слушаний или общественных обсуждений проекта решения. Несоблюдение данной процедуры рассматривается в качестве существенного процедурного дефекта при издании органом правового акта. Перечень таких существенных процедурных дефектов в градостроительном законодательстве не определен. В судебной практике в качестве таких существенных процедурных дефектов признается, например, непредставление картографических материалов генерального плана в полном объеме на публичные слушания и нарушение срока их проведения, который предусмотрен градостроительным законодательством <12>.
(Кустов С.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)В России стандарт осуществления судебного нормоконтроля устанавливается в ч. 8 ст. 213 КАС РФ. Применительно к решениям, которыми утверждены генеральные планы или правила землепользования и застройки муниципальных образований, осуществление судебного контроля предполагает проверку наличия компетенции у органа и соблюдение им процедуры утверждения указанных документов, в том числе соблюдение процедуры организации и проведения публичных слушаний или общественных обсуждений проекта решения. Несоблюдение данной процедуры рассматривается в качестве существенного процедурного дефекта при издании органом правового акта. Перечень таких существенных процедурных дефектов в градостроительном законодательстве не определен. В судебной практике в качестве таких существенных процедурных дефектов признается, например, непредставление картографических материалов генерального плана в полном объеме на публичные слушания и нарушение срока их проведения, который предусмотрен градостроительным законодательством <12>.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2) направлять в орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, копии документов территориального планирования, правил землепользования и застройки на бумажном или электронном носителе в двухнедельный срок после их утверждения в установленном порядке;
(ред. от 31.07.2025)2) направлять в орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, копии документов территориального планирования, правил землепользования и застройки на бумажном или электронном носителе в двухнедельный срок после их утверждения в установленном порядке;
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 10-П
"По делу о проверке конституционности части 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 23 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в связи с запросом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга"2.2. Оспоренная норма по своему содержанию имеет целью изменить орган государственной власти в городах федерального значения - субъектах Российской Федерации, который уполномочен утверждать правила землепользования и застройки, с органа законодательного (представительного) на орган исполнительный, поэтому возникает вопрос о том, как это изменение отразится на соблюдении режима законности, в том числе конституционной, утверждаемой статьей 15 Конституции Российской Федерации.
"По делу о проверке конституционности части 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 23 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в связи с запросом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга"2.2. Оспоренная норма по своему содержанию имеет целью изменить орган государственной власти в городах федерального значения - субъектах Российской Федерации, который уполномочен утверждать правила землепользования и застройки, с органа законодательного (представительного) на орган исполнительный, поэтому возникает вопрос о том, как это изменение отразится на соблюдении режима законности, в том числе конституционной, утверждаемой статьей 15 Конституции Российской Федерации.
Статья: Объекты вспомогательного использования: критерии утверждены
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)- возведение объектов вспомогательного использования должно соответствовать правилам землепользования и застройки, обеспечивать соблюдение предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции);
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)- возведение объектов вспомогательного использования должно соответствовать правилам землепользования и застройки, обеспечивать соблюдение предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции);
Статья: Тенденции в перераспределении муниципальных полномочий в области градостроительной деятельности
(Гудзь Т.В., Бабейкин Р.В., Самоловских Н.В.)
("Закон", 2024, N 2)Невозможность объяснить перераспределение муниципальных полномочий на уровень субъекта РФ через связь с социально-экономическими показателями также указывает на наличие дискреции в перераспределении полномочий. Умеренная связь с некоторыми показателями, посвященными оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления <25>, свидетельствует о том, что значимым мотивом для принятия решения о перераспределении могут быть показатели, характеризующие ситуацию с жилищным вопросом в соответствующем субъекте РФ. Стремление субъектов РФ осуществлять контроль, что и где строить, а также влиять на сроки жилищного строительства, может стимулировать регионы забирать ключевые полномочия (утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки), оставляя на муниципальном уровне рутинные полномочия, в целом реально не оказывающие влияния на конечный результат. Воспроизводство классической модели в части симметричного распределения полномочий между исполнительными и законодательными органами власти делало недостижимым контроль строительной деятельности исполнительной властью, ввиду чего при перераспределении полномочий эта симметричность не соблюдалась в пользу исполнительной власти. В управленческой деятельности, когда ключевым показателем оценивания руководителей регионов является ввод жилья, в приоритете оказывается оптимизация сроков административных процедур. А при перераспределении с "территориальной оговоркой" к тому же встает вопрос о логике представительства интересов конкретных территорий в законодательном органе субъекта РФ. Такое усиление исполнительной власти снизило необходимость во взаимодействии исполнительных и законодательных органов власти в процессе принятия дальнейших решений по внесению изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования.
(Гудзь Т.В., Бабейкин Р.В., Самоловских Н.В.)
("Закон", 2024, N 2)Невозможность объяснить перераспределение муниципальных полномочий на уровень субъекта РФ через связь с социально-экономическими показателями также указывает на наличие дискреции в перераспределении полномочий. Умеренная связь с некоторыми показателями, посвященными оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления <25>, свидетельствует о том, что значимым мотивом для принятия решения о перераспределении могут быть показатели, характеризующие ситуацию с жилищным вопросом в соответствующем субъекте РФ. Стремление субъектов РФ осуществлять контроль, что и где строить, а также влиять на сроки жилищного строительства, может стимулировать регионы забирать ключевые полномочия (утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки), оставляя на муниципальном уровне рутинные полномочия, в целом реально не оказывающие влияния на конечный результат. Воспроизводство классической модели в части симметричного распределения полномочий между исполнительными и законодательными органами власти делало недостижимым контроль строительной деятельности исполнительной властью, ввиду чего при перераспределении полномочий эта симметричность не соблюдалась в пользу исполнительной власти. В управленческой деятельности, когда ключевым показателем оценивания руководителей регионов является ввод жилья, в приоритете оказывается оптимизация сроков административных процедур. А при перераспределении с "территориальной оговоркой" к тому же встает вопрос о логике представительства интересов конкретных территорий в законодательном органе субъекта РФ. Такое усиление исполнительной власти снизило необходимость во взаимодействии исполнительных и законодательных органов власти в процессе принятия дальнейших решений по внесению изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования.