Конституционный суд индексация заработной платы
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционный суд индексация заработной платы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 130 "Основные государственные гарантии по оплате труда работников" Трудового кодекса РФ"2.1. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 названного Кодекса должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору (определения от 17 июня 2010 года N 913-О-О, от 26 октября 2021 года N 2184-О и др.)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Индексация зарплаты. Как организации сделать это с выгодой для себя
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2023, N 2)Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм права. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2010 г. N 913-О-О, от 17 июля 2014 г. N 1707-О, от 19 ноября 2015 г. N 2618-О.)
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2023, N 2)Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм права. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2010 г. N 913-О-О, от 17 июля 2014 г. N 1707-О, от 19 ноября 2015 г. N 2618-О.)
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Как указал Конституционный Суд РФ, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников и должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору <1>.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Как указал Конституционный Суд РФ, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников и должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору <1>.
Статья: К вопросу о роли правовых норм по оплате труда в преодолении бедности населения России
(Бондарева Э.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работника <25>. Однако без законодательно установленных критериев и иных параметров индексации такая гарантия может превратиться в фикцию. Поэтому автор статьи солидаризируется с мнением Е.В. Козиной, которая справедливо указывает, что правовой вакуум вокруг процедуры индексации является благоприятной почвой для произвола работодателя и ведет к закреплению в локальных актах гипертрофированных вариантов решения указанных вопросов, не ориентированных на работника. Локальные нормативные правовые акты, например, могут напрямую обусловливать индексацию появлением достаточных денежных средств <26>. Между тем понятие "достаточность" оценочно и относительно; используя данную категорию, всегда можно обосновать, почему работодатель не проводит индексацию или проводит ее для галочки, не ставя задачу защитить заработную плату работников от инфляции и, конечно, по сути не решая задачу обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы, защиты ее покупательной способности.
(Бондарева Э.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работника <25>. Однако без законодательно установленных критериев и иных параметров индексации такая гарантия может превратиться в фикцию. Поэтому автор статьи солидаризируется с мнением Е.В. Козиной, которая справедливо указывает, что правовой вакуум вокруг процедуры индексации является благоприятной почвой для произвола работодателя и ведет к закреплению в локальных актах гипертрофированных вариантов решения указанных вопросов, не ориентированных на работника. Локальные нормативные правовые акты, например, могут напрямую обусловливать индексацию появлением достаточных денежных средств <26>. Между тем понятие "достаточность" оценочно и относительно; используя данную категорию, всегда можно обосновать, почему работодатель не проводит индексацию или проводит ее для галочки, не ставя задачу защитить заработную плату работников от инфляции и, конечно, по сути не решая задачу обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы, защиты ее покупательной способности.
Готовое решение: Как оформить выход работника после окончания декретного отпуска - отпуска по уходу за ребенком
(КонсультантПлюс, 2025)Индексация распространяется на всех работников (ст. 134 ТК РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 N 913-О-О). Поэтому индексация зарплат всем работникам организации, за исключением одного, может быть расценена как дискриминация и может повлечь обращение данного работника в суд (п. 3 ст. 37 Конституции РФ, ч. 4 ст. 3, ч. 2 ст. 132 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Индексация распространяется на всех работников (ст. 134 ТК РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 N 913-О-О). Поэтому индексация зарплат всем работникам организации, за исключением одного, может быть расценена как дискриминация и может повлечь обращение данного работника в суд (п. 3 ст. 37 Конституции РФ, ч. 4 ст. 3, ч. 2 ст. 132 ТК РФ).
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Во-первых, не все работодатели считают обязательным индексировать заработную плату работникам. Конституционный Суд РФ еще в 2020 г. обратил внимание на то, что в силу предписаний ст. 2, 130 и 134 ТК РФ индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору <1>; ст. 134 ТК РФ определяет лишь уровни нормативных актов, которые должны закрепить механизм индексации, для государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений такими источниками будут ТК РФ, иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, для других работодателей - коллективный договор, соглашения, локальные нормативные акты.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Во-первых, не все работодатели считают обязательным индексировать заработную плату работникам. Конституционный Суд РФ еще в 2020 г. обратил внимание на то, что в силу предписаний ст. 2, 130 и 134 ТК РФ индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору <1>; ст. 134 ТК РФ определяет лишь уровни нормативных актов, которые должны закрепить механизм индексации, для государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений такими источниками будут ТК РФ, иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, для других работодателей - коллективный договор, соглашения, локальные нормативные акты.