Кому обязаны предоставлять информацию о бенефициарах
Подборка наиболее важных документов по запросу Кому обязаны предоставлять информацию о бенефициарах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Перечень документов для выплаты по банковской гарантии
(КонсультантПлюс, 2025)В рассматриваемом случае представленный бенефициаром документ именовался "платежное поручение" и содержал информацию, которую обычно содержат документы такого рода. В тексте гарантии отсутствовали положения о том, что копия платежного поручения о перечислении аванса принципалу должна быть заверена, не устанавливались какие-либо общие или особые требования к порядку заверения копии.
(КонсультантПлюс, 2025)В рассматриваемом случае представленный бенефициаром документ именовался "платежное поручение" и содержал информацию, которую обычно содержат документы такого рода. В тексте гарантии отсутствовали положения о том, что копия платежного поручения о перечислении аванса принципалу должна быть заверена, не устанавливались какие-либо общие или особые требования к порядку заверения копии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Для открытия расчетного счета сегодня банк потребует предоставить информацию о конечном бенефициаре. Кроме того, банки обязаны собирать и представлять в местные налоговые органы информацию о владельцах счетов из иностранных государств.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Для открытия расчетного счета сегодня банк потребует предоставить информацию о конечном бенефициаре. Кроме того, банки обязаны собирать и представлять в местные налоговые органы информацию о владельцах счетов из иностранных государств.
Готовое решение: Как общества осуществляют учет и раскрытие информации о бенефициарах
(КонсультантПлюс, 2025)Лица, получившие запрос, обязаны представить имеющуюся у них информацию, необходимую для установления бенефициарных владельцев, а также сведения об изменении такой информации (п. 5 ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов). Однако административной ответственности за непредоставление информации (сведений) для них не предусмотрено.
(КонсультантПлюс, 2025)Лица, получившие запрос, обязаны представить имеющуюся у них информацию, необходимую для установления бенефициарных владельцев, а также сведения об изменении такой информации (п. 5 ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов). Однако административной ответственности за непредоставление информации (сведений) для них не предусмотрено.
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)6. Юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций. Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению в отношении таких бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, определяются Правительством Российской Федерации.
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)6. Юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций. Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению в отношении таких бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, определяются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"19. Банк России вправе запросить у лица, выпустившего цифровые финансовые активы, или у оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, сведения о бенефициарном владельце лица, выпустившего цифровые финансовые активы. Лицо, выпустившее цифровые финансовые активы, и оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязаны по запросу Банка России представлять сведения о бенефициарном владельце лица, выпустившего цифровые финансовые активы.
(ред. от 27.10.2025)
"О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"19. Банк России вправе запросить у лица, выпустившего цифровые финансовые активы, или у оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, сведения о бенефициарном владельце лица, выпустившего цифровые финансовые активы. Лицо, выпустившее цифровые финансовые активы, и оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязаны по запросу Банка России представлять сведения о бенефициарном владельце лица, выпустившего цифровые финансовые активы.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью"
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)Статус конечного бенефициара корпоративной структуры, куда входит общество, не приравнивается к статусу его участника. Соответственно такой бенефициар, не будучи участником общества, не приобретает право на получение информации о деятельности общества <1>. Требования лица об обязании общества предоставить информацию, если такое лицо не является его участником, удовлетворению не подлежат (абз. 1 п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 144). Вместе с тем в отдельных случаях лица, не обладающие статусом участника общества, все-таки могут получить доступ к его документам. Таким лицом, например, является аудитор, проводящий аудиторскую проверку общества по требованию его участника <2>, или бывший участник общества, которому необходима информация для осуществления оставшихся у него корпоративных прав. Так, лицо, которому общество с ограниченной ответственностью обязано выплатить действительную стоимость доли (ст. 23 Закона об ООО), вправе требовать предоставления информации о деятельности общества, связанной с определением действительной стоимости доли, подлежащей выплате обществом (абз. 2 п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 144) <3>.
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)Статус конечного бенефициара корпоративной структуры, куда входит общество, не приравнивается к статусу его участника. Соответственно такой бенефициар, не будучи участником общества, не приобретает право на получение информации о деятельности общества <1>. Требования лица об обязании общества предоставить информацию, если такое лицо не является его участником, удовлетворению не подлежат (абз. 1 п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 144). Вместе с тем в отдельных случаях лица, не обладающие статусом участника общества, все-таки могут получить доступ к его документам. Таким лицом, например, является аудитор, проводящий аудиторскую проверку общества по требованию его участника <2>, или бывший участник общества, которому необходима информация для осуществления оставшихся у него корпоративных прав. Так, лицо, которому общество с ограниченной ответственностью обязано выплатить действительную стоимость доли (ст. 23 Закона об ООО), вправе требовать предоставления информации о деятельности общества, связанной с определением действительной стоимости доли, подлежащей выплате обществом (абз. 2 п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 144) <3>.
Статья: Бизнес современной России: новые проблемы и пути их преодоления
(Шиткина И.С.)
("Право и бизнес", 2023, N 3)Так, согласно подп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <24> организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных указанным Законом, указанные организации должны, в том числе под риском привлечения к административной ответственности, получить и представить Росфинмониторингу информацию о фактических (конечных) бенефициарах. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 7 указанного Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять в уполномоченный орган по его запросу имеющуюся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов, объем, характер и порядок представления которой определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а кредитные организации - также представлять информацию о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Порядок направления уполномоченным органом запросов определяется Правительством Российской Федерации. Непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (п. 2.3 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <25>).
(Шиткина И.С.)
("Право и бизнес", 2023, N 3)Так, согласно подп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <24> организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных указанным Законом, указанные организации должны, в том числе под риском привлечения к административной ответственности, получить и представить Росфинмониторингу информацию о фактических (конечных) бенефициарах. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 7 указанного Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять в уполномоченный орган по его запросу имеющуюся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов, объем, характер и порядок представления которой определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а кредитные организации - также представлять информацию о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Порядок направления уполномоченным органом запросов определяется Правительством Российской Федерации. Непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (п. 2.3 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <25>).
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)При этом признать бывшего учредителя реальным собственником бизнеса помогут инспекторам сотрудники банков, так как в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ банки обязаны в числе прочего принимать обоснованные и доступные меры по идентификации бенефициарных владельцев (другими словами, реальных собственников бизнеса), а клиенты обязаны такую информацию представлять.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)При этом признать бывшего учредителя реальным собственником бизнеса помогут инспекторам сотрудники банков, так как в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ банки обязаны в числе прочего принимать обоснованные и доступные меры по идентификации бенефициарных владельцев (другими словами, реальных собственников бизнеса), а клиенты обязаны такую информацию представлять.
"Правовая адгезия, или Реабилитация по-французски: о значимости компромисса в урегулировании несостоятельности"
(Ионцев М.А.)
("Статут", 2023)В доверительной собственности возникают отношения общности. Так, управляющий фидуцией должен обосновывать свои расходы на управление, подчиняться указаниям учредителя (в той или иной мере), предоставлять информацию по запросу учредителя. Очевидно, что такие же отношения складываются и между директорами и учредителями в юридическом лице корпоративного типа. Управляющий должен сообщать о том, что имущество находится в фидуции, однако не обязан раскрывать бенефициаров и учредителя, такое представительство можно назвать косвенным, установленным в интересах скрытого лица.
(Ионцев М.А.)
("Статут", 2023)В доверительной собственности возникают отношения общности. Так, управляющий фидуцией должен обосновывать свои расходы на управление, подчиняться указаниям учредителя (в той или иной мере), предоставлять информацию по запросу учредителя. Очевидно, что такие же отношения складываются и между директорами и учредителями в юридическом лице корпоративного типа. Управляющий должен сообщать о том, что имущество находится в фидуции, однако не обязан раскрывать бенефициаров и учредителя, такое представительство можно назвать косвенным, установленным в интересах скрытого лица.
Вопрос: Обязан ли банк при приеме на обслуживание юридических лиц - резидентов для подтверждения нахождения клиента по адресу требовать представления договора аренды? Если не обязан, то вправе ли банк установить такое условие во внутренних банковских правилах?
(Консультация эксперта, 2025)На основании п. 1.5 Инструкции N 204-И из числа своих работников банк должен определить должностных лиц, ответственных за работу по открытию и закрытию счетов клиентам. Должностные лица банка осуществляют сбор сведений и документов, необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации и банковскими правилами для открытия счета соответствующего вида, проверку надлежащего оформления документов, полноты представленных сведений и их достоверности, наличия у клиента правоспособности (дееспособности), а также выполняют другие функции, предусмотренные Инструкцией N 204-И и банковскими правилами. В указанных целях должностные лица банка взаимодействуют с клиентами, их представителями, бенефициарами, иными лицами, запрашивают и получают необходимую информацию.
(Консультация эксперта, 2025)На основании п. 1.5 Инструкции N 204-И из числа своих работников банк должен определить должностных лиц, ответственных за работу по открытию и закрытию счетов клиентам. Должностные лица банка осуществляют сбор сведений и документов, необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации и банковскими правилами для открытия счета соответствующего вида, проверку надлежащего оформления документов, полноты представленных сведений и их достоверности, наличия у клиента правоспособности (дееспособности), а также выполняют другие функции, предусмотренные Инструкцией N 204-И и банковскими правилами. В указанных целях должностные лица банка взаимодействуют с клиентами, их представителями, бенефициарами, иными лицами, запрашивают и получают необходимую информацию.
Готовое решение: Какой порядок открытия номинального счета
(КонсультантПлюс, 2025)В нем обязательно должны быть существенные условия договора. В частности, необходимо указать бенефициара или порядок, в котором владелец счета предоставляет информацию о нем, а также основания участия бенефициара в отношениях по номинальному счету (п. 2 ст. 860.1 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В нем обязательно должны быть существенные условия договора. В частности, необходимо указать бенефициара или порядок, в котором владелец счета предоставляет информацию о нем, а также основания участия бенефициара в отношениях по номинальному счету (п. 2 ст. 860.1 ГК РФ).
Статья: Сравнительно-правовой анализ законодательства о товариществах в России и Германии
(Звенигородская Т.С.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 4)Также одним из основных нововведений является внесение GbR и иными товариществами информации о своих бенефициарах в реестр транспарентности (прозрачности). Данный реестр появился в соответствии с положениями Закона о борьбе с отмыванием денег (GwG) в ходе реализации 4-й Европейской директивы по борьбе с отмыванием денег (ЕС) 2015/849. Ранее простые товарищества не должны были вносить информацию в специальный реестр, достаточно было лишь заключить договор между участниками данной формы организации. В реестр должна быть подана информация не только о названии и местонахождении товарищества, но также персональные данные товарищей и иных бенефициаров, их место жительства и род занятия. Отдельный спор вызывает необходимость внесения в реестр прозрачности информации о семейных GbR, ведь семейная тайна защищена законом. Требование о раскрытии информации о членах данных товариществ до сих пор отсутствует, возможно, это дело времени, но также возможно, что из-за коллизии правовых норм данное требование так и не будет внесено в законодательные акты в качестве императивной нормы.
(Звенигородская Т.С.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 4)Также одним из основных нововведений является внесение GbR и иными товариществами информации о своих бенефициарах в реестр транспарентности (прозрачности). Данный реестр появился в соответствии с положениями Закона о борьбе с отмыванием денег (GwG) в ходе реализации 4-й Европейской директивы по борьбе с отмыванием денег (ЕС) 2015/849. Ранее простые товарищества не должны были вносить информацию в специальный реестр, достаточно было лишь заключить договор между участниками данной формы организации. В реестр должна быть подана информация не только о названии и местонахождении товарищества, но также персональные данные товарищей и иных бенефициаров, их место жительства и род занятия. Отдельный спор вызывает необходимость внесения в реестр прозрачности информации о семейных GbR, ведь семейная тайна защищена законом. Требование о раскрытии информации о членах данных товариществ до сих пор отсутствует, возможно, это дело времени, но также возможно, что из-за коллизии правовых норм данное требование так и не будет внесено в законодательные акты в качестве императивной нормы.
Статья: Установление требований к участникам корпоративных закупок. Административная ответственность члена закупочной комиссии
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)Из материалов дела следует, что приведенные нормы заказчиком были соблюдены. Среди прочего в составе заявке каждый участник должен представить:
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)Из материалов дела следует, что приведенные нормы заказчиком были соблюдены. Среди прочего в составе заявке каждый участник должен представить:
Готовое решение: В каком порядке осуществляется эмиссия акций при учреждении АО
(КонсультантПлюс, 2025)Банк России вправе запросить у лица, выпустившего ЦФА, или у оператора информационной системы, в которой выпускаются ЦФА, сведения о бенефициарном владельце лица, выпустившего ЦФА. Они обязаны представлять Банку России такие сведения по запросу (ч. 19 ст. 5 Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Банк России вправе запросить у лица, выпустившего ЦФА, или у оператора информационной системы, в которой выпускаются ЦФА, сведения о бенефициарном владельце лица, выпустившего ЦФА. Они обязаны представлять Банку России такие сведения по запросу (ч. 19 ст. 5 Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ).
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Рассмотрение и оценка заявок на участие в закупке по Закону N 223-ФЗ.
Можно ли при закупке по Закону N 223-ФЗ отклонить заявку из-за отсутствия информации о собственниках, бенефициарах
(КонсультантПлюс, 2025)"...Согласно... Документации участник закупки в составе заявки... должен представить, в том числе, информацию о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных)... с приложением подтверждающих документов.
Можно ли при закупке по Закону N 223-ФЗ отклонить заявку из-за отсутствия информации о собственниках, бенефициарах
(КонсультантПлюс, 2025)"...Согласно... Документации участник закупки в составе заявки... должен представить, в том числе, информацию о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных)... с приложением подтверждающих документов.