Комплексное экологическое обследование

Подборка наиболее важных документов по запросу Комплексное экологическое обследование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.12.2023 N 88а-33583/2023
Категория: Споры с прочими органами государственной власти.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к подготовке проекта решения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения памятника природы, обязании совершить действия.
Обстоятельства: Материалы дела не содержат доказательств установления охранной зоны в отношении спорного памятника природы.
Решение: Удовлетворено в части.
Довод кассационной жалобы о том, что судами не учтены результаты комплексного экологического обследования, в котором имеется предложение об изменении категории памятника природы "Д. р. Талицы" на охраняемый природный комплекс, для которого действующим законодательством установление охранных зон не предусмотрено, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку правового значения для разрешения заявленных требований не имеет ввиду того, что данное обследование не подтверждает утрату памятником природы "Д. р. Талицы" особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного значения памятника природы регионального значения.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правовой режим особо охраняемых природных территорий: современные тенденции к снижению правовых гарантий
(Суюнчев М.У.)
("Экологическое право", 2023, N 1)
В частности, речь идет про Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2> (далее - Закон N 321-ФЗ), которым из законодательства исключен институт комплексного экологического обследования территорий как необходимый фактор придания им правового режима ООПТ.
Статья: Изменение границ, преобразование и ликвидация особо охраняемых природных территорий: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)
Наоборот, соблюдение предусмотренных региональными законами требований влечет признание решения правомочным. Например, в одном из дел было признано обоснованным решение правительства Ростовской области в части преобразования ООПТ областного значения - изменения категории 70 памятников природы на 41 охраняемый ландшафт и 20 охраняемых природных объектов с изменением их границ. Процедура изменения категории ООПТ соблюдена, а правительство Ростовской области вправе было изменить категорию ООПТ, при этом измененный статус объектов позволяет сохранить их охрану. Реорганизация ООПТ не является произвольной, а варианты реорганизации научно обосновывались в материалах комплексного экологического обследования. С другой стороны, этим же судебным решением признано недействительным упразднение (снятие с государственной охраны) 8 памятников природы Ростовской области. Суд указал, что соблюдение в целом при подготовке оспариваемого акта процедуры изменения категории ООПТ не исключает факта отсутствия надлежащего обоснования данных об утрате объектов и невозможности их восстановления. При этом суд руководствовался показаниями свидетелей - представителей научного сообщества <26>.

Нормативные акты

Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ
(ред. от 19.12.2023)
"Об экологической экспертизе"
6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)
Введенные оспариваемыми нормами Положения ограничения установлены по результатам комплексного экологического обследования территории, обосновывающим придание ей статуса особо охраняемой природной территории федерального значения, и обусловлены необходимостью восстановления численности объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов, в границах национального парка и на прилегающей территории.