Кем проводится независимая антикоррупционная экспертиза
Подборка наиболее важных документов по запросу Кем проводится независимая антикоррупционная экспертиза (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 193 "Окончание срока в нерабочий день" ГК РФ"Ссылка в апелляционной жалобе на статьи 191, 193 и 194 Гражданского кодекса Российской Федерации не опровергает указанный вывод, поскольку содержащиеся в названных статьях нормы регламентируют порядок исчисления сроков, касающихся гражданских правоотношений, и не регулируют вопросы, входящие в сферу публично-правовых отношений, в частности исчисления сроков при проведении независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 194 "Порядок совершения действий в последний день срока" ГК РФ"Ссылка в апелляционной жалобе на статьи 191, 193 и 194 Гражданского кодекса Российской Федерации не опровергает указанный вывод, поскольку содержащиеся в названных статьях нормы регламентируют порядок исчисления сроков, касающихся гражданских правоотношений, и не регулируют вопросы, входящие в сферу публично-правовых отношений, в частности исчисления сроков при проведении независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Независимая антикоррупционная экспертиза: порядок и сроки проведения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Лица, проводящие независимую антикоррупционную экспертизу
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Лица, проводящие независимую антикоррупционную экспертизу
Вопрос: Какой порядок проведения независимой антикоррупционной экспертизы?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Минюстом России в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование в государственные органы и организации, размещают эти проекты на сайте https://regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении. Эксперты направляют на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы и их копии. Органы, нормативные правовые акты которых подлежат государственной регистрации, размещают информацию об адресах электронной почты, предназначенных для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, на своих официальных сайтах.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Минюстом России в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование в государственные органы и организации, размещают эти проекты на сайте https://regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении. Эксперты направляют на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы и их копии. Органы, нормативные правовые акты которых подлежат государственной регистрации, размещают информацию об адресах электронной почты, предназначенных для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, на своих официальных сайтах.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"1. Институты гражданского общества и граждане Российской Федерации (далее - граждане) могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.
(ред. от 30.09.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"1. Институты гражданского общества и граждане Российской Федерации (далее - граждане) могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.
Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96
(ред. от 20.04.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
(вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов")4. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96.
(ред. от 20.04.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
(вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов")4. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96.
Статья: Перспективные направления деятельности органов прокуратуры в активизации института независимой антикоррупционной экспертизы
(Бородина О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)Анализ проблем независимых экспертов (многие из них называют отсутствие обратной связи со стороны правотворческих органов после получения заключений: неполучение ответов, получение ответов об учете предложений и о разработке проектов правовых актов с полным отсутствием такого учета) позволяет предложить законодателю урегулировать данный вопрос путем закрепления обязанности независимых экспертов направлять копию своего заключения не только в территориальные органы юстиции, но и в органы прокуратуры (в том числе в отношении муниципальных правовых актов). Это позволит обратить внимание прокурора на нормативный правовой акт, ставший предметом независимой антикоррупционной экспертизы, провести самостоятельную антикоррупционную экспертизу, а также осуществить надзорные мероприятия за исполнением закона об антикоррупционной экспертизе правотворческими органами.
(Бородина О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)Анализ проблем независимых экспертов (многие из них называют отсутствие обратной связи со стороны правотворческих органов после получения заключений: неполучение ответов, получение ответов об учете предложений и о разработке проектов правовых актов с полным отсутствием такого учета) позволяет предложить законодателю урегулировать данный вопрос путем закрепления обязанности независимых экспертов направлять копию своего заключения не только в территориальные органы юстиции, но и в органы прокуратуры (в том числе в отношении муниципальных правовых актов). Это позволит обратить внимание прокурора на нормативный правовой акт, ставший предметом независимой антикоррупционной экспертизы, провести самостоятельную антикоррупционную экспертизу, а также осуществить надзорные мероприятия за исполнением закона об антикоррупционной экспертизе правотворческими органами.
Статья: Формирование единой системы публичной власти в России как вектор новой конституционности
(Аристов Е.В., Щепетильников В.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)А уже 14 июля 2022 года Президент РФ подписал Федеральный закон N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" <36>, называемый также Законом об иноагентах, который с 1 декабря 2022 года вступил в силу. Иноагенты - это лица, получившие иностранную поддержку или находящиеся под иностранным влиянием в других формах. Теперь для признания иноагентом обязательно фактическое иностранное финансирование. Деятельность иностранного агента должна быть связана с политикой, сбором сведений в области военной и военно-технической деятельности страны, распространением сообщений и материалов, рассчитанных на неограниченный круг лиц или участием в их создании. При этом определен перечень тех, кто не признается иноагентом. Это органы власти, государственные компании, религиозные организации, политические партии, объединения работодателей, торгово-промышленные палаты. Всех иноагентов заносят в один реестр. Кроме того, ведется также реестр лиц, аффилированных с иностранными агентами. На них, правда, не распространяются требования и ограничения, установленные для иностранных агентов. Исключить из реестра могут за отсутствие соответствующей деятельности в течение года до подачи иностранным агентом заявления об исключении. Иностранные агенты не могут быть государственными служащими, членами избирательных комиссий (которых, к слову, уже выявила у себя ЦИК РФ <37>) и совещательных органов при органах власти, не могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, а также организовывать публичные мероприятия, проводить просветительскую деятельность с несовершеннолетними, не могут преподавать в государственных образовательных организациях, участвовать в госзакупках, получать государственную финансовую поддержку, применять упрощенную систему налогообложения.
(Аристов Е.В., Щепетильников В.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)А уже 14 июля 2022 года Президент РФ подписал Федеральный закон N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" <36>, называемый также Законом об иноагентах, который с 1 декабря 2022 года вступил в силу. Иноагенты - это лица, получившие иностранную поддержку или находящиеся под иностранным влиянием в других формах. Теперь для признания иноагентом обязательно фактическое иностранное финансирование. Деятельность иностранного агента должна быть связана с политикой, сбором сведений в области военной и военно-технической деятельности страны, распространением сообщений и материалов, рассчитанных на неограниченный круг лиц или участием в их создании. При этом определен перечень тех, кто не признается иноагентом. Это органы власти, государственные компании, религиозные организации, политические партии, объединения работодателей, торгово-промышленные палаты. Всех иноагентов заносят в один реестр. Кроме того, ведется также реестр лиц, аффилированных с иностранными агентами. На них, правда, не распространяются требования и ограничения, установленные для иностранных агентов. Исключить из реестра могут за отсутствие соответствующей деятельности в течение года до подачи иностранным агентом заявления об исключении. Иностранные агенты не могут быть государственными служащими, членами избирательных комиссий (которых, к слову, уже выявила у себя ЦИК РФ <37>) и совещательных органов при органах власти, не могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, а также организовывать публичные мероприятия, проводить просветительскую деятельность с несовершеннолетними, не могут преподавать в государственных образовательных организациях, участвовать в госзакупках, получать государственную финансовую поддержку, применять упрощенную систему налогообложения.
Статья: О некоторых проблемных аспектах осуществления общественной экспертизы в России
(Липунцова А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Среди наиболее острых вопросов, которые требуют разрешения, уточнение статуса субъектов, осуществляющих экспертизу, совершенствование механизмов взаимодействия независимых экспертов и разработчиков нормативных правовых актов, учет экспертного мнения при подготовке проектов актов. Для решения данных вопросов, в частности, предлагается объединение независимых экспертов в сообщества, например в Национальную палату или ассоциацию антикоррупционных экспертов; создание экспертных советов при органах власти; подготовка Этического кодекса или Хартии антикоррупционных экспертов; разработка информационного ресурса "в целях содействия коммуникациям между аккредитованными экспертами" <11>; "создание единой системы стимулирования деятельности независимых экспертов" <12>; "применение дисциплинарной ответственности к экспертам за качество проводимой независимой антикоррупционной экспертизы" <13>.
(Липунцова А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Среди наиболее острых вопросов, которые требуют разрешения, уточнение статуса субъектов, осуществляющих экспертизу, совершенствование механизмов взаимодействия независимых экспертов и разработчиков нормативных правовых актов, учет экспертного мнения при подготовке проектов актов. Для решения данных вопросов, в частности, предлагается объединение независимых экспертов в сообщества, например в Национальную палату или ассоциацию антикоррупционных экспертов; создание экспертных советов при органах власти; подготовка Этического кодекса или Хартии антикоррупционных экспертов; разработка информационного ресурса "в целях содействия коммуникациям между аккредитованными экспертами" <11>; "создание единой системы стимулирования деятельности независимых экспертов" <12>; "применение дисциплинарной ответственности к экспертам за качество проводимой независимой антикоррупционной экспертизы" <13>.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Абзацем 1 п. 6 названных Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от 18 декабря 2012 г. N 1334 <194>) установлено, что в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации - разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в юридическую службу федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, размещают эти проекты на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Абзацем 1 п. 6 названных Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от 18 декабря 2012 г. N 1334 <194>) установлено, что в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации - разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в юридическую службу федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, размещают эти проекты на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<313> Так, подготовка проектов федеральных законов осуществляется на основе ежегодно утверждаемого плана законопроектной деятельности Правительства РФ; для рассмотрения проекта федерального закона в Правительство представляются как сам проект, так и необходимые материалы, в том числе заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; законопроекты предварительно рассматриваются Комиссией Правительства по законопроектной деятельности и вносятся на заседание Правительства, проведение которого также четко регламентировано, и только по результатам этого заседания может быть принято решение о внесении законопроекта в Государственную Думу РФ. Кроме того, в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекты федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ подлежат обязательному размещению на сайте regulation.gov.ru и вносятся Президенту РФ или в Правительство РФ вместе с заключением по результатам такой экспертизы. Сама процедура принятия федерального закона Государственной Думой осуществляется в трех чтениях. См.: п. VI Регламента Правительства РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 23. Ст. 2313; Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 7. Ст. 801; п. п. 5 - 8 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 // Собрание законодательства РФ. 2010. N 10. Ст. 1084.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<313> Так, подготовка проектов федеральных законов осуществляется на основе ежегодно утверждаемого плана законопроектной деятельности Правительства РФ; для рассмотрения проекта федерального закона в Правительство представляются как сам проект, так и необходимые материалы, в том числе заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; законопроекты предварительно рассматриваются Комиссией Правительства по законопроектной деятельности и вносятся на заседание Правительства, проведение которого также четко регламентировано, и только по результатам этого заседания может быть принято решение о внесении законопроекта в Государственную Думу РФ. Кроме того, в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекты федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ подлежат обязательному размещению на сайте regulation.gov.ru и вносятся Президенту РФ или в Правительство РФ вместе с заключением по результатам такой экспертизы. Сама процедура принятия федерального закона Государственной Думой осуществляется в трех чтениях. См.: п. VI Регламента Правительства РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 23. Ст. 2313; Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 7. Ст. 801; п. п. 5 - 8 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 // Собрание законодательства РФ. 2010. N 10. Ст. 1084.
Статья: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона N 172-ФЗ институты гражданского общества и граждане РФ могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами РФ, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции. В случае если в процессе проведения экспертизы возникшие разногласия не были разрешены, они могут быть переданы на рассмотрение суда. Так, например, прокурор оспаривал в суде областной закон, которым было предусмотрено представительство интересов субъекта РФ в коммерческих организациях. Однако суд заявленное требование отклонил, сославшись на то, что поведение представителей государственных органов не может быть произвольным, оно определяется соответствующими директивами и доверенностью уполномоченного органа исполнительной власти, поэтому признаков коррупции в таком законе нет (Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2015 N 47-АПГ15-6).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона N 172-ФЗ институты гражданского общества и граждане РФ могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами РФ, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции. В случае если в процессе проведения экспертизы возникшие разногласия не были разрешены, они могут быть переданы на рассмотрение суда. Так, например, прокурор оспаривал в суде областной закон, которым было предусмотрено представительство интересов субъекта РФ в коммерческих организациях. Однако суд заявленное требование отклонил, сославшись на то, что поведение представителей государственных органов не может быть произвольным, оно определяется соответствующими директивами и доверенностью уполномоченного органа исполнительной власти, поэтому признаков коррупции в таком законе нет (Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2015 N 47-АПГ15-6).
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Эта последовательность в действительности гораздо более сложная. На каждой из стадий можно найти признаки элементов (но лишь элементов, что важно, как будет показано ниже) других стадий. Например, на стадии правового нормирования или нормотворчества используемые административные процедуры предусматривают допуск к определенным действиям конкретных лиц, аккредитацию независимых экспертов для проведения антикоррупционной экспертизы, отбор кандидатов в составы рабочих групп и подкомиссий правительственной комиссии по административной реформе. Контроль осуществляется в различных формах, начиная с текущего контроля руководителей за исполнением ответственных сотрудников своих обязанностей и заканчивая заслушиванием разработчиков проектов нормативных правовых актов на заседаниях правительственной комиссии по административной реформе, правительственной комиссии по законопроектной деятельности и т.д. В качестве мер принуждения на данной стадии применяются преимущественно меры дисциплинарного воздействия (дисциплинарные взыскания к нарушителям исполнительской дисциплины, кадровые решения) и правовосстановительные меры (снятие проекта нормативного правового акта с рассмотрения или его корректировка). Нормотворческая деятельность оценивается, субъекты нормотворчества представляют отчеты и доклады в Правительство РФ, где проводится анализ, выявляются недостатки и проблемы, вносятся изменения в документы, регламентирующие порядок разработки законопроектов и проектов иных нормативных правовых актов, меняются требования к ним и к сопровождающим документам (заключениям об оценке регулирующего воздействия, пояснительным запискам с разбором ситуации, рассмотрением альтернативных подходов, анализом отечественного и зарубежного опыта, финансово-экономическим обоснованием, включающим в себя обзор затрат и выгод).
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Эта последовательность в действительности гораздо более сложная. На каждой из стадий можно найти признаки элементов (но лишь элементов, что важно, как будет показано ниже) других стадий. Например, на стадии правового нормирования или нормотворчества используемые административные процедуры предусматривают допуск к определенным действиям конкретных лиц, аккредитацию независимых экспертов для проведения антикоррупционной экспертизы, отбор кандидатов в составы рабочих групп и подкомиссий правительственной комиссии по административной реформе. Контроль осуществляется в различных формах, начиная с текущего контроля руководителей за исполнением ответственных сотрудников своих обязанностей и заканчивая заслушиванием разработчиков проектов нормативных правовых актов на заседаниях правительственной комиссии по административной реформе, правительственной комиссии по законопроектной деятельности и т.д. В качестве мер принуждения на данной стадии применяются преимущественно меры дисциплинарного воздействия (дисциплинарные взыскания к нарушителям исполнительской дисциплины, кадровые решения) и правовосстановительные меры (снятие проекта нормативного правового акта с рассмотрения или его корректировка). Нормотворческая деятельность оценивается, субъекты нормотворчества представляют отчеты и доклады в Правительство РФ, где проводится анализ, выявляются недостатки и проблемы, вносятся изменения в документы, регламентирующие порядок разработки законопроектов и проектов иных нормативных правовых актов, меняются требования к ним и к сопровождающим документам (заключениям об оценке регулирующего воздействия, пояснительным запискам с разбором ситуации, рассмотрением альтернативных подходов, анализом отечественного и зарубежного опыта, финансово-экономическим обоснованием, включающим в себя обзор затрат и выгод).