Камеральная проверка крупнейших налогоплательщиков
Подборка наиболее важных документов по запросу Камеральная проверка крупнейших налогоплательщиков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2024 N 09АП-26135/2024 по делу N А40-306027/2023
Категория спора: Налог на добычу полезных ископаемых.
Требования налогоплательщика: О признании недействительным мотивированного мнения, составленного налоговым органом в рамках проведения налогового мониторинга в связи с установлением обстоятельств, свидетельствующих о занижении НДПИ.
Обстоятельства: Мотивированное мнение налогового органа не является ненормативным правовым актом, носит разъяснительный характер, отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога. Общество представило уточненную налоговую декларацию, тем самым выразило свое согласие с мотивированным мнением, как это предусмотрено процедурой проведения налогового мониторинга.
Решение: Отказано.При этом важным отличием налогового мониторинга от иных форм налогового контроля (выездных и камеральных налоговых проверок) является возможность его применения только на добровольной основе. Пока налогоплательщик не подаст в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика заявление о проведении налогового мониторинга и прилагаемые к нему документы, подтверждающие готовность для перехода к этому режиму, а налоговый орган не примет решения о проведении налогового мониторинга, такая форма контроля невозможна (статья 105.27 НК РФ).
Категория спора: Налог на добычу полезных ископаемых.
Требования налогоплательщика: О признании недействительным мотивированного мнения, составленного налоговым органом в рамках проведения налогового мониторинга в связи с установлением обстоятельств, свидетельствующих о занижении НДПИ.
Обстоятельства: Мотивированное мнение налогового органа не является ненормативным правовым актом, носит разъяснительный характер, отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога. Общество представило уточненную налоговую декларацию, тем самым выразило свое согласие с мотивированным мнением, как это предусмотрено процедурой проведения налогового мониторинга.
Решение: Отказано.При этом важным отличием налогового мониторинга от иных форм налогового контроля (выездных и камеральных налоговых проверок) является возможность его применения только на добровольной основе. Пока налогоплательщик не подаст в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика заявление о проведении налогового мониторинга и прилагаемые к нему документы, подтверждающие готовность для перехода к этому режиму, а налоговый орган не примет решения о проведении налогового мониторинга, такая форма контроля невозможна (статья 105.27 НК РФ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Пример. МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9 провела камеральную проверку налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Пример. МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9 провела камеральную проверку налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.
Статья: Обзор антикризисных мер налоговой поддержки компаний: итоги 2022 года
(Кабанова М.О.)
("Финансы", 2023, N 1)Ранее заявительный порядок возмещения НДС был доступен только ограниченному кругу налогоплательщиков, входящих в число крупнейших. При этом возмещение НДС в общем порядке происходит только после окончания камеральной проверки и на практике занимает не менее 2 - 3 месяцев.
(Кабанова М.О.)
("Финансы", 2023, N 1)Ранее заявительный порядок возмещения НДС был доступен только ограниченному кругу налогоплательщиков, входящих в число крупнейших. При этом возмещение НДС в общем порядке происходит только после окончания камеральной проверки и на практике занимает не менее 2 - 3 месяцев.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 09.07.2020 N 1642-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 188, пунктом 5 статьи 194 и пунктом 1 статьи 195 Налогового кодекса Российской Федерации"Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по результатам камеральных проверок деклараций по акцизу за апрель и июнь 2017 года вынесла решения от 26 января 2018 года N 4 и от 19 марта 2018 года N 6 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговым органом было признано необоснованным применение цен на газ на дату его поставки, установлено занижение налоговой базы на 333 230 910 руб. и 2 538 124 руб. соответственно, доначислены суммы акциза к уплате в размере 49 984 637 руб. и 380 719 руб. соответственно, суммы пени и штрафа. При этом налоговый орган пришел к выводу о необходимости исчисления акциза исходя из предельных минимальных оптовых цен на газ на день оплаты в 2017 году (установлены приказом Федеральной службы по тарифам от 8 июня 2015 года N 218-э/3) и, кроме того, указал, что исчисление заявителем суммы акциза по ставке в размере 15 процентов вместо ставки в размере 30 процентов, указанной в счетах-фактурах 1997 - 1998 годов, и применение регулируемых цен на природный газ, действовавших на дату отгрузки (1997 - 2001 годы), свидетельствует об избирательном подходе налогоплательщика с целью выбора наиболее благоприятного варианта налогообложения.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 188, пунктом 5 статьи 194 и пунктом 1 статьи 195 Налогового кодекса Российской Федерации"Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по результатам камеральных проверок деклараций по акцизу за апрель и июнь 2017 года вынесла решения от 26 января 2018 года N 4 и от 19 марта 2018 года N 6 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговым органом было признано необоснованным применение цен на газ на дату его поставки, установлено занижение налоговой базы на 333 230 910 руб. и 2 538 124 руб. соответственно, доначислены суммы акциза к уплате в размере 49 984 637 руб. и 380 719 руб. соответственно, суммы пени и штрафа. При этом налоговый орган пришел к выводу о необходимости исчисления акциза исходя из предельных минимальных оптовых цен на газ на день оплаты в 2017 году (установлены приказом Федеральной службы по тарифам от 8 июня 2015 года N 218-э/3) и, кроме того, указал, что исчисление заявителем суммы акциза по ставке в размере 15 процентов вместо ставки в размере 30 процентов, указанной в счетах-фактурах 1997 - 1998 годов, и применение регулируемых цен на природный газ, действовавших на дату отгрузки (1997 - 2001 годы), свидетельствует об избирательном подходе налогоплательщика с целью выбора наиболее благоприятного варианта налогообложения.
Постановление Президиума ВАС РФ от 09.10.2007 N 7526/07
<Об оставлении без изменения решения ВАС РФ от 06.03.2007 N 15182/06 о признании частично недействующим письма Минфина РФ от 16.01.2006 N 03-04-15/01 "О порядке определения после 1 января 2006 года налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления и вычетов этого налога по товарам (работам, услугам), приобретенным в 2005 году для выполнения данных работ после 1 января 2006 года">В рассматриваемом случае оспариваемое положение письма Минфина России было применено в отношении общества при проведении камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за июнь 2006 года и дословно воспроизведено в решении Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике от 26.09.2006 N 12-46/68.
<Об оставлении без изменения решения ВАС РФ от 06.03.2007 N 15182/06 о признании частично недействующим письма Минфина РФ от 16.01.2006 N 03-04-15/01 "О порядке определения после 1 января 2006 года налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления и вычетов этого налога по товарам (работам, услугам), приобретенным в 2005 году для выполнения данных работ после 1 января 2006 года">В рассматриваемом случае оспариваемое положение письма Минфина России было применено в отношении общества при проведении камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за июнь 2006 года и дословно воспроизведено в решении Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике от 26.09.2006 N 12-46/68.
Готовое решение: Как взаимодействуют налоговые и правоохранительные органы при выявлении признаков налоговых преступлений
(КонсультантПлюс, 2025)при проведении камеральных и выездных проверок, рассмотрении их материалов (п. 4 ст. 101 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)при проведении камеральных и выездных проверок, рассмотрении их материалов (п. 4 ст. 101 НК РФ);
Типовая ситуация: Налоговый контроль: основные определения
(Издательство "Главная книга", 2025)Крупнейший налогоплательщик - компания с годовым доходом от 10 млрд руб., либо взаимозависимая с ней, либо взаимодействующая с ИФНС в рамках налогового мониторинга. В счетах-фактурах будет КПП, присвоенный при постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика (5-я и 6-я цифры - 50) (Критерии ФНС).
(Издательство "Главная книга", 2025)Крупнейший налогоплательщик - компания с годовым доходом от 10 млрд руб., либо взаимозависимая с ней, либо взаимодействующая с ИФНС в рамках налогового мониторинга. В счетах-фактурах будет КПП, присвоенный при постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика (5-я и 6-я цифры - 50) (Критерии ФНС).
Статья: Развитие налогового мониторинга как формы налогового контроля посредством риск-ориентированного подхода
(Давлетбаев А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)Неотъемлемой составляющей деятельности налоговых органов является налоговый контроль, осуществляемый в форме камеральной или выездной налоговой проверки, налогового мониторинга. В отличие от первых двух форм контроля, налоговый мониторинг, подразумевающий доверительные отношения между налогоплательщиком и налоговым органом, является весьма молодым институтом налогового права, вошедшим в практику деятельности налоговых органов лишь в 2015 г., однако за время своего существования доказавшим эффективность его применения в отношении крупных и стабильно работающих предприятий, таких как "Аэрофлот", Газпром, "Роснефть" и т.д. По предварительным данным, в 2023 г. налоговый мониторинг будет проводиться в отношении 451 компании из различных отраслей, что в немалой степени обусловлено смягчением условий для перехода хозяйствующих субъектов на данную форму налогового контроля от традиционных камеральных и выездных проверок.
(Давлетбаев А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)Неотъемлемой составляющей деятельности налоговых органов является налоговый контроль, осуществляемый в форме камеральной или выездной налоговой проверки, налогового мониторинга. В отличие от первых двух форм контроля, налоговый мониторинг, подразумевающий доверительные отношения между налогоплательщиком и налоговым органом, является весьма молодым институтом налогового права, вошедшим в практику деятельности налоговых органов лишь в 2015 г., однако за время своего существования доказавшим эффективность его применения в отношении крупных и стабильно работающих предприятий, таких как "Аэрофлот", Газпром, "Роснефть" и т.д. По предварительным данным, в 2023 г. налоговый мониторинг будет проводиться в отношении 451 компании из различных отраслей, что в немалой степени обусловлено смягчением условий для перехода хозяйствующих субъектов на данную форму налогового контроля от традиционных камеральных и выездных проверок.
Готовое решение: Как заполнить и сдать декларацию по налогу на прибыль при наличии обособленных подразделений за отчетные и налоговый периоды 2024 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Крупнейший налогоплательщик подает декларации по организации в целом и по обособленным подразделениям (их группе) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 1 ст. 289 НК РФ, п. 1.4 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).
(КонсультантПлюс, 2025)Крупнейший налогоплательщик подает декларации по организации в целом и по обособленным подразделениям (их группе) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 1 ст. 289 НК РФ, п. 1.4 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).
Статья: Заявительный порядок возмещения НДС в 2023 г.: учитываем изменения и особенности
(Вольфус Е., Самуйлов И., Аносов В.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 49)В текущей ситуации многие компании сталкиваются с недостатком ликвидности или необходимостью ускорения оборачиваемости денежных средств. Одним из инструментов, позволяющих бизнесу решить эти проблемы и избежать кассовых разрывов, стало смягчение критериев для применения заявительного порядка возмещения НДС, который раньше был доступен крупнейшим налогоплательщикам и экспортерам. О новых возможностях бизнеса по ускоренному возмещению НДС читайте в этой статье.
(Вольфус Е., Самуйлов И., Аносов В.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 49)В текущей ситуации многие компании сталкиваются с недостатком ликвидности или необходимостью ускорения оборачиваемости денежных средств. Одним из инструментов, позволяющих бизнесу решить эти проблемы и избежать кассовых разрывов, стало смягчение критериев для применения заявительного порядка возмещения НДС, который раньше был доступен крупнейшим налогоплательщикам и экспортерам. О новых возможностях бизнеса по ускоренному возмещению НДС читайте в этой статье.
Статья: Как спорить с налоговой на досудебной стадии
(Черкасов Д., Харисов М.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 6)Представление уточненной налоговой декларации не прекращает выездную проверку по ранее представленным налоговым документам. С большой вероятностью это лишь осложнит защиту интересов налогоплательщика при проведении ВНП, поскольку:
(Черкасов Д., Харисов М.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 6)Представление уточненной налоговой декларации не прекращает выездную проверку по ранее представленным налоговым документам. С большой вероятностью это лишь осложнит защиту интересов налогоплательщика при проведении ВНП, поскольку:
Статья: Новая форма декларации по налогу на имущество за 2024 год
(Зобова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 3)В Письме ФНС России от 20.01.2025 N БС-4-21/385@ разъяснено, что до даты наделения межрегиональных ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам соответствующими полномочиями (издания организационно-распорядительного документа ФНС) камеральные налоговые проверки на основе налоговых деклараций проводятся в территориальном налоговом органе по месту нахождения объектов налогообложения, указанных в налоговых декларациях, представленных (автоматизировано переданных) в соответствующие налоговые органы через межрегиональные ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам исходя из полномочий территориальных налоговых органов.
(Зобова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 3)В Письме ФНС России от 20.01.2025 N БС-4-21/385@ разъяснено, что до даты наделения межрегиональных ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам соответствующими полномочиями (издания организационно-распорядительного документа ФНС) камеральные налоговые проверки на основе налоговых деклараций проводятся в территориальном налоговом органе по месту нахождения объектов налогообложения, указанных в налоговых декларациях, представленных (автоматизировано переданных) в соответствующие налоговые органы через межрегиональные ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам исходя из полномочий территориальных налоговых органов.