Как проверить банковскую гарантию исполнения контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Как проверить банковскую гарантию исполнения контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Отлагательное условие в банковской гарантии
(КонсультантПлюс, 2025)...обе стороны контракта знали об условиях вступления в силу банковской гарантии, но, несмотря на это, заключили контракт и продолжали его исполнять. При этом судом правомерно был принят во внимание тот факт, что бенефициар, имея возможность проверить условия банковской гарантии, в установленный Законом 44-ФЗ срок не заявил каких-либо возражений. При таких обстоятельствах, осуществляя свои юридически значимые действия на основании только сведений, достоверность которых может быть подвергнута критической оценке, АО... как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, приняло на себя все риски наступления последствий от таких действий, в том числе и неблагоприятных.
(КонсультантПлюс, 2025)...обе стороны контракта знали об условиях вступления в силу банковской гарантии, но, несмотря на это, заключили контракт и продолжали его исполнять. При этом судом правомерно был принят во внимание тот факт, что бенефициар, имея возможность проверить условия банковской гарантии, в установленный Законом 44-ФЗ срок не заявил каких-либо возражений. При таких обстоятельствах, осуществляя свои юридически значимые действия на основании только сведений, достоверность которых может быть подвергнута критической оценке, АО... как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, приняло на себя все риски наступления последствий от таких действий, в том числе и неблагоприятных.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Срок действия независимой (банковской) гарантии по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Суды первой и апелляционной инстанций, учитывая формулировку пункта 7.5.2 проекта государственного контракта... а именно: "Сумма, в пределах которой гарантируется исполнение обязательств по контракту, и срок действия банковской гарантии. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц", пришли к верному выводу о нарушении положения части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
(КонсультантПлюс, 2025)...Суды первой и апелляционной инстанций, учитывая формулировку пункта 7.5.2 проекта государственного контракта... а именно: "Сумма, в пределах которой гарантируется исполнение обязательств по контракту, и срок действия банковской гарантии. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц", пришли к верному выводу о нарушении положения части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых проблемах обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 7)Де-факто большинство заказчиков охотно проверяют проекты банковских гарантий. Это позволяет свести к минимуму риск того, что в будущем придется признать победителя конкурентной процедуры уклонившимся от заключения контракта в связи с предоставлением ненадлежащего ОИК (ведь заказчик тоже, как правило, заинтересован в скорейшем заключении контракта с лицом, предложившим наилучшие условия исполнения контракта!). Однако нужно помнить, что заказчики не обязаны проводить такие предварительные проверки банковских гарантий. Об этом нередко забывают участники закупок.
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 7)Де-факто большинство заказчиков охотно проверяют проекты банковских гарантий. Это позволяет свести к минимуму риск того, что в будущем придется признать победителя конкурентной процедуры уклонившимся от заключения контракта в связи с предоставлением ненадлежащего ОИК (ведь заказчик тоже, как правило, заинтересован в скорейшем заключении контракта с лицом, предложившим наилучшие условия исполнения контракта!). Однако нужно помнить, что заказчики не обязаны проводить такие предварительные проверки банковских гарантий. Об этом нередко забывают участники закупок.
Статья: Требование о платеже по банковской гарантии: анализ правоприменительной практики
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 6)1. Беспечность при проверке банковской гарантии ведет к административной ответственности. В случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта <34>. Заключение контракта с лицом, не представившим надлежащее обеспечение его исполнения, приравнивается к заключению контракта с нарушением объявленных условий закупки и наказывается штрафом, предусмотренным ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ <35>.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 6)1. Беспечность при проверке банковской гарантии ведет к административной ответственности. В случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта <34>. Заключение контракта с лицом, не представившим надлежащее обеспечение его исполнения, приравнивается к заключению контракта с нарушением объявленных условий закупки и наказывается штрафом, предусмотренным ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ <35>.
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 N 85
<Обзор практики разрешения споров по договору комиссии>В другом деле со ссылкой на пункт 1 статьи 993 ГК РФ комитент доказывал непроявление комиссионером необходимой осмотрительности в выборе иностранного покупателя, что выражалось в ненадлежащей проверке комиссионером финансового состояния данной фирмы, при этом доказательства обратного комиссионер не представил. Кроме того, комиссионер не обеспечил исполнения контракта покупателем путем согласования условия о 100-процентной предоплате либо при помощи других мер: залога, поручительства, банковской гарантии, страхования.
<Обзор практики разрешения споров по договору комиссии>В другом деле со ссылкой на пункт 1 статьи 993 ГК РФ комитент доказывал непроявление комиссионером необходимой осмотрительности в выборе иностранного покупателя, что выражалось в ненадлежащей проверке комиссионером финансового состояния данной фирмы, при этом доказательства обратного комиссионер не представил. Кроме того, комиссионер не обеспечил исполнения контракта покупателем путем согласования условия о 100-процентной предоплате либо при помощи других мер: залога, поручительства, банковской гарантии, страхования.
"Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019)Суды отметили, что в предмет доказывания по спору между бенефициаром и гарантом входит установление обстоятельств, которые подтверждают или опровергают тот факт, что бенефициар при обращении к гаранту исполнил условия самой гарантии.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019)Суды отметили, что в предмет доказывания по спору между бенефициаром и гарантом входит установление обстоятельств, которые подтверждают или опровергают тот факт, что бенефициар при обращении к гаранту исполнил условия самой гарантии.
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (январь 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Статья: Затраты на предоставление независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта на выполнение строительных работ
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)Например, согласно п. 161 Методики в главе 9 сводного сметного расчета могут предусматриваться затраты, связанные с предоставлением обязательной банковской <1> гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта (далее - ОИК) и обеспечения гарантийных обязательств (далее - ОГО), в случаях, когда указанные затраты являются обязательными по требованию заказчика.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)Например, согласно п. 161 Методики в главе 9 сводного сметного расчета могут предусматриваться затраты, связанные с предоставлением обязательной банковской <1> гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта (далее - ОИК) и обеспечения гарантийных обязательств (далее - ОГО), в случаях, когда указанные затраты являются обязательными по требованию заказчика.
Вопрос: Об НДС при компенсации затрат на предоставление банковской гарантии и по страхованию объектов в рамках госконтракта по строительству (реконструкции).
(Письмо Минфина России от 17.09.2025 N 03-07-11/90767)Вопрос: По итогам проверки получен акт с указанием нарушения пп. 3.2 и 7 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части включения в расходы на компенсацию подрядчику в рамках государственных контрактов на выполнение работ (услуг) по строительству (реконструкции) затрат по страхованию объектов строительства и затрат, связанных с предоставлением обязательной банковской гарантии, НДС (при наличии льгот по НДС), что влечет завышение цены государственных контрактов, заключенных госзаказчиком.
(Письмо Минфина России от 17.09.2025 N 03-07-11/90767)Вопрос: По итогам проверки получен акт с указанием нарушения пп. 3.2 и 7 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части включения в расходы на компенсацию подрядчику в рамках государственных контрактов на выполнение работ (услуг) по строительству (реконструкции) затрат по страхованию объектов строительства и затрат, связанных с предоставлением обязательной банковской гарантии, НДС (при наличии льгот по НДС), что влечет завышение цены государственных контрактов, заключенных госзаказчиком.
Вопрос: Заказчик проигнорировал запрос победителя о согласовании проекта банковской гарантии. На стадии подписания контракта заказчик отказал в ее принятии, а победителя признали уклонившимся от подписания контракта. Предусмотрена ли обязанность заказчика проверять проект банковской гарантии заранее?
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 6)Вопрос: Победитель направил заказчику проект банковской гарантии на согласование, но он запрос проигнорировал. Впоследствии на стадии подписания контракта было установлено, что банковская гарантия не соответствует предъявляемым требованиям, заказчик отказал в ее принятии, а победителя признали уклонившимся от подписания контракта. Предусмотрена ли обязанность заказчика проверять проект банковской гарантии заранее?
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 6)Вопрос: Победитель направил заказчику проект банковской гарантии на согласование, но он запрос проигнорировал. Впоследствии на стадии подписания контракта было установлено, что банковская гарантия не соответствует предъявляемым требованиям, заказчик отказал в ее принятии, а победителя признали уклонившимся от подписания контракта. Предусмотрена ли обязанность заказчика проверять проект банковской гарантии заранее?
Статья: Специфика возмещения убытков участниками контрактной системы
(Богдан В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Заказчиком (Ответчиком 2) составлен протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведенного электронного аукциона в связи с несоответствием банковской гарантии, выданной Ответчиком, требованиям Закона о контрактной системе. Кроме того, сведения об участнике были направлены в ФАС России для проведения проверки.
(Богдан В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Заказчиком (Ответчиком 2) составлен протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведенного электронного аукциона в связи с несоответствием банковской гарантии, выданной Ответчиком, требованиям Закона о контрактной системе. Кроме того, сведения об участнике были направлены в ФАС России для проведения проверки.
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)В соответствии с действующем регламентом закупки товаров, работ, услуг (локальный акт заказчика) структурные подразделения - инициаторы закупки формируют комплект документов, состоящий из спецификации (при покупке товаров) или технического задания (при выполнении работ или услуг), обоснования размера и условий формирования начальной (максимальной) цены контракта (договора) [113]. При необходимости размещения процедуры на ремонтно-строительные, проектные работы необходимо представить дефектную ведомость для составления сметы ведущим инженером по проектно-сметной работе (инженером-сметчиком) [113]. После получения необходимых документов для выставления процедуры сотрудники отдела закупок проводят процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заключают контракты (договоры), при возникшей необходимости отвечают на жалобы, организуют формирование документов для включения исполнителя по контракту (договору) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов [113].
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)В соответствии с действующем регламентом закупки товаров, работ, услуг (локальный акт заказчика) структурные подразделения - инициаторы закупки формируют комплект документов, состоящий из спецификации (при покупке товаров) или технического задания (при выполнении работ или услуг), обоснования размера и условий формирования начальной (максимальной) цены контракта (договора) [113]. При необходимости размещения процедуры на ремонтно-строительные, проектные работы необходимо представить дефектную ведомость для составления сметы ведущим инженером по проектно-сметной работе (инженером-сметчиком) [113]. После получения необходимых документов для выставления процедуры сотрудники отдела закупок проводят процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заключают контракты (договоры), при возникшей необходимости отвечают на жалобы, организуют формирование документов для включения исполнителя по контракту (договору) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов [113].
Статья: Раздельный учет результатов финансовой деятельности в организациях, выполняющих государственный заказ
(Ивашкевич В.Б.)
("Международный бухгалтерский учет", 2019, N 8; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 23)Особенностью государственных заказов является их сравнительная открытость. Обычные поставки продавцы и покупатели стараются не афишировать, руководствуясь принципом коммерческой тайны. Государственные и муниципальные закупки, результаты конкурсных торгов по действующему законодательству должны размещаться на едином официальном сайте госзакупок РФ. В 2016 г. введена в эксплуатацию Единая информационная система в сфере закупок <3>. В ней представлены планы и графики госзакупок, сведения об их реализации, реестры контрактов, перечень банковских гарантий, список недобросовестных исполнителей и поставщиков по ранее заключенным договорам, результаты проверки и соблюдения выданных предписаний, мониторинга, внешнего аудита и контроля, отчеты организаций, выполняющих госзаказ и другие сведения.
(Ивашкевич В.Б.)
("Международный бухгалтерский учет", 2019, N 8; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 23)Особенностью государственных заказов является их сравнительная открытость. Обычные поставки продавцы и покупатели стараются не афишировать, руководствуясь принципом коммерческой тайны. Государственные и муниципальные закупки, результаты конкурсных торгов по действующему законодательству должны размещаться на едином официальном сайте госзакупок РФ. В 2016 г. введена в эксплуатацию Единая информационная система в сфере закупок <3>. В ней представлены планы и графики госзакупок, сведения об их реализации, реестры контрактов, перечень банковских гарантий, список недобросовестных исполнителей и поставщиков по ранее заключенным договорам, результаты проверки и соблюдения выданных предписаний, мониторинга, внешнего аудита и контроля, отчеты организаций, выполняющих госзаказ и другие сведения.
"Анализ практики проведения внеплановых проверок действий заказчиков при осуществлении закупок на соответствие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (март 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Напомним, в соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, срок действия которой должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Напомним, в соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, срок действия которой должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
Статья: Защита прав принципала от недобросовестно заявленных требований бенефициара по банковской гарантии
(Пыхтин С.В.)
("Банковское право", 2021, N 2)Таким образом, по мнению кассационной инстанции, доводы ответчика (бенефициара) о том, что в рассматриваемом деле подлежит проверке лишь соблюдение порядка обращения с требованиями по банковским гарантиям, не могут быть приняты во внимание, поскольку предметом настоящего спора является не проверка обстоятельств выплат по банковским гарантиям, а проверка обоснованности предъявления ответчиком требований по банковским гарантиям, в связи с чем нижестоящие суды исследовали обстоятельства исполнения государственных контрактов двумя сторонами и пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований принципала о признании незаконными и необоснованными требований бенефициара к гаранту о выплате по банковским гарантиям.
(Пыхтин С.В.)
("Банковское право", 2021, N 2)Таким образом, по мнению кассационной инстанции, доводы ответчика (бенефициара) о том, что в рассматриваемом деле подлежит проверке лишь соблюдение порядка обращения с требованиями по банковским гарантиям, не могут быть приняты во внимание, поскольку предметом настоящего спора является не проверка обстоятельств выплат по банковским гарантиям, а проверка обоснованности предъявления ответчиком требований по банковским гарантиям, в связи с чем нижестоящие суды исследовали обстоятельства исполнения государственных контрактов двумя сторонами и пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований принципала о признании незаконными и необоснованными требований бенефициара к гаранту о выплате по банковским гарантиям.