Изменение вида разрешенного использования земельного участка лесного фонда
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение вида разрешенного использования земельного участка лесного фонда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Аренда земельного участка: Арендатор хочет признать отказ в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка незаконным
(КонсультантПлюс, 2025)выпиской из ЕГРН, кадастровым паспортом, решением органа местного самоуправления об изменении категории земельного участка, уведомлением госоргана (например, департамента лесного фонда), подтверждающим, что спорный участок не относится к землям лесного фонда >>>
(КонсультантПлюс, 2025)выпиской из ЕГРН, кадастровым паспортом, решением органа местного самоуправления об изменении категории земельного участка, уведомлением госоргана (например, департамента лесного фонда), подтверждающим, что спорный участок не относится к землям лесного фонда >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение лесными участками (за исключением случаев, если указанные полномочия переданы в порядке, установленном лесным законодательством, органу государственной власти субъекта Российской Федерации), в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда.
(ред. от 26.12.2024)
"О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение лесными участками (за исключением случаев, если указанные полномочия переданы в порядке, установленном лесным законодательством, органу государственной власти субъекта Российской Федерации), в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда.
Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 736
(ред. от 24.04.2025)
"О Федеральном агентстве лесного хозяйства"
(вместе с "Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства")согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации);
(ред. от 24.04.2025)
"О Федеральном агентстве лесного хозяйства"
(вместе с "Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства")согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации);
Статья: Правовые проблемы изменения границ территории городских лесов
(Вагина О.В., Винницкий А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)2.2. Однако с позиций лесного законодательства процедура изменения границ городских лесов может выглядеть иначе. В связи с этим примечательно Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 49-АПГ15-5, где отмечается, что в случае перевода и включения земельных участков из земель лесного фонда в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых также запрещено размещение объектов капитального строительства; при этом измененный вид разрешенного использования земельного участка "комплексная жилищная застройка" противоречит лесному законодательству и несовместим с целевым назначением защитных лесов <11>. Названный прецедент лег в основу последовавших разъяснений Рослесхоза <12>.
(Вагина О.В., Винницкий А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)2.2. Однако с позиций лесного законодательства процедура изменения границ городских лесов может выглядеть иначе. В связи с этим примечательно Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 49-АПГ15-5, где отмечается, что в случае перевода и включения земельных участков из земель лесного фонда в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых также запрещено размещение объектов капитального строительства; при этом измененный вид разрешенного использования земельного участка "комплексная жилищная застройка" противоречит лесному законодательству и несовместим с целевым назначением защитных лесов <11>. Названный прецедент лег в основу последовавших разъяснений Рослесхоза <12>.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)в пункты 1 - 3 включены указания на лесничества, а из п. 9 исключено указание на то, что речь идет лесохозяйственном регламенте такого лесничества, которое расположено на землях лесного фонда;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)в пункты 1 - 3 включены указания на лесничества, а из п. 9 исключено указание на то, что речь идет лесохозяйственном регламенте такого лесничества, которое расположено на землях лесного фонда;
Статья: Понятие, состав и правовой режим земель лесного фонда
(Мельников Н.Н.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить следующее. Лесное законодательство превалирует в регулировании отношений по использованию и охране земель лесного фонда. Вместе с тем в определении режима лесных и нелесных земель важную роль играют нормы земельного законодательства о категоризации, зонировании, ограничениях прав и ограничениях оборотоспособности, условиях образования лесных участков, определении их видов разрешенного использования и др.
(Мельников Н.Н.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить следующее. Лесное законодательство превалирует в регулировании отношений по использованию и охране земель лесного фонда. Вместе с тем в определении режима лесных и нелесных земель важную роль играют нормы земельного законодательства о категоризации, зонировании, ограничениях прав и ограничениях оборотоспособности, условиях образования лесных участков, определении их видов разрешенного использования и др.
Статья: Проблемные вопросы, связанные с использованием земель лесного фонда
(Бельмач Н.В., Кузьмич Н.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)Земля является ограниченным ресурсом. Дальневосточный федеральный округ и, в частности, Амурскую область можно отнести к малоосвоенным территориям России. Однако в этом регионе постепенно развиваются инфраструктурные промышленные проекты, а также сельское и подсобное хозяйство, что диктует необходимость урегулирования некоторых земельных вопросов, особенно изменение вида разрешенного использования земельных участков и (или) их категории.
(Бельмач Н.В., Кузьмич Н.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)Земля является ограниченным ресурсом. Дальневосточный федеральный округ и, в частности, Амурскую область можно отнести к малоосвоенным территориям России. Однако в этом регионе постепенно развиваются инфраструктурные промышленные проекты, а также сельское и подсобное хозяйство, что диктует необходимость урегулирования некоторых земельных вопросов, особенно изменение вида разрешенного использования земельных участков и (или) их категории.
Статья: Актуальные проблемы охраны окружающей среды в рамках территориального развития
(Кадомцева А.Е.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Что касается сохранения прав пользователя, то в случае, если пользователем заключен договор аренды лесного участка до его перевода из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов, право пользования участком сохраняется, и договор продолжает действовать, изменяются только условия договора аренды, что отвечает интересам арендатора и нормативному регулированию в целом. Такое разъяснение было дано в письме Федерального агентства лесного хозяйства "Об основаниях внесения изменений в договор аренды лесного участка" <4>. После перевода лесного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов установление вида разрешенного использования осуществляется посредством подготовки проекта изменений в утвержденные правила землепользования и застройки с учетом возможности сочетания в пределах устанавливаемой территориальной зоны нового разрешенного использования и использования участков на основании действующего договора аренды.
(Кадомцева А.Е.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Что касается сохранения прав пользователя, то в случае, если пользователем заключен договор аренды лесного участка до его перевода из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов, право пользования участком сохраняется, и договор продолжает действовать, изменяются только условия договора аренды, что отвечает интересам арендатора и нормативному регулированию в целом. Такое разъяснение было дано в письме Федерального агентства лесного хозяйства "Об основаниях внесения изменений в договор аренды лесного участка" <4>. После перевода лесного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов установление вида разрешенного использования осуществляется посредством подготовки проекта изменений в утвержденные правила землепользования и застройки с учетом возможности сочетания в пределах устанавливаемой территориальной зоны нового разрешенного использования и использования участков на основании действующего договора аренды.
Статья: К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся на территории муниципального образования
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Согласно Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <11> ЗЛФ могут быть переведены в земли других категорий, в том числе в земли населенных пунктов. При этом Конституционный Суд РФ подчеркнул, что федеральный законодатель не только имеет право, но и обязан устанавливать порядок перевода ЗЛФ в земли других категорий при осуществлении градостроительной деятельности. Также он должен устанавливать порядок подготовки и согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, которые предусматривают включение ЗЛФ в состав территории населенных пунктов <12>. И поэтому необходимо строго соблюдать ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ. Перевод земель иных категорий в ЗНП независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном земельными и градостроительными нормами. Так, на основании ст. 42 ЗК РФ при отнесении земельных (лесных) участков к той или иной категории земель, включая ЗНП, возникает необходимость приведения правового режима таких участков в соответствие с правовым режимом земель этой категории. Изменения должны быть внесены и в правовые документы, на основании которых осуществляется использование участков. Однако, как верно пишет Е.А. Галиновская, "очень много проблем на практике возникает при переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов" <13>, и в результате ОМСУ незаконно забирают себе ЗЛФ. Так, чаще всего в нарушение требований закона <14> отсутствует согласование с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение лесными участками в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава ЗЛФ. Например, в Кемеровской области были включены земельные участки из состава ЗЛФ в границы населенного пункта деревни Журавлево Елыкаевской сельской территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области без соответствующего согласования <15>. Наблюдается негативная практика, когда ОМСУ начинают распоряжаться подобными земельными участками и, соответственно, лесными участками на таких землях <16>. По этому поводу Е.А. Галиновская верно отмечает, что включение земельного участка в границы населенного пункта не является основанием прекращения права федеральной собственности на землю <17>. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации.
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Согласно Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <11> ЗЛФ могут быть переведены в земли других категорий, в том числе в земли населенных пунктов. При этом Конституционный Суд РФ подчеркнул, что федеральный законодатель не только имеет право, но и обязан устанавливать порядок перевода ЗЛФ в земли других категорий при осуществлении градостроительной деятельности. Также он должен устанавливать порядок подготовки и согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, которые предусматривают включение ЗЛФ в состав территории населенных пунктов <12>. И поэтому необходимо строго соблюдать ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ. Перевод земель иных категорий в ЗНП независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном земельными и градостроительными нормами. Так, на основании ст. 42 ЗК РФ при отнесении земельных (лесных) участков к той или иной категории земель, включая ЗНП, возникает необходимость приведения правового режима таких участков в соответствие с правовым режимом земель этой категории. Изменения должны быть внесены и в правовые документы, на основании которых осуществляется использование участков. Однако, как верно пишет Е.А. Галиновская, "очень много проблем на практике возникает при переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов" <13>, и в результате ОМСУ незаконно забирают себе ЗЛФ. Так, чаще всего в нарушение требований закона <14> отсутствует согласование с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение лесными участками в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава ЗЛФ. Например, в Кемеровской области были включены земельные участки из состава ЗЛФ в границы населенного пункта деревни Журавлево Елыкаевской сельской территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области без соответствующего согласования <15>. Наблюдается негативная практика, когда ОМСУ начинают распоряжаться подобными земельными участками и, соответственно, лесными участками на таких землях <16>. По этому поводу Е.А. Галиновская верно отмечает, что включение земельного участка в границы населенного пункта не является основанием прекращения права федеральной собственности на землю <17>. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации.