Изменение целевого назначения земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение целевого назначения земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 63.1 "Особенности осуществления лесовосстановления и лесоразведения отдельными категориями лиц" ЛК РФ"В связи с этим, подавая заявление о регистрации права аренды, дополнительного соглашения к договору, Компания фактически заявила об изменении целевого назначения земельного участка. Отсутствие отдельного ходатайства об изменении целевого назначения земельного участка в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий не исключает выполнение обязательств лесопользователя, установленных нормами Лесного кодекса, в том числе в части обязательств по лесовосстановлению."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 63.1 "Особенности осуществления лесовосстановления и лесоразведения отдельными категориями лиц" ЛК РФ"Выше отмечено, что отсутствие отдельного ходатайства об изменении целевого назначения земельного участка в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий не исключает выполнение обязательств лесопользователя, установленных нормами ЛК РФ, в том числе в части обязательств по лесовосстановлению. Это следует и из последней редакции части 2 статьи 63.1 ЛК РФ, в которой говорится о лицах, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перевод земель промышленности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Перевод земель из одной категории в другую представляет собой процедуру, результатом осуществления которой является изменение целевого назначения земельного участка вследствие изменения его принадлежности к соответствующей категории земель.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Перевод земель из одной категории в другую представляет собой процедуру, результатом осуществления которой является изменение целевого назначения земельного участка вследствие изменения его принадлежности к соответствующей категории земель.
Ситуация: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также следует учесть, что изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий, которое влечет за собой невозможность использования земельного участка для сельскохозяйственных целей, невозможно без изменения категории земель такого участка. При этом в некоторых случаях изменение целевого назначения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не допускается (ч. 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37 ГрК РФ; пп. 1 п. 3 ст. 1, п. 6 ст. 10.1 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ; Письмо Росреестра от 29.05.2017 N 14-06641-ГЕ/17).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также следует учесть, что изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий, которое влечет за собой невозможность использования земельного участка для сельскохозяйственных целей, невозможно без изменения категории земель такого участка. При этом в некоторых случаях изменение целевого назначения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не допускается (ч. 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37 ГрК РФ; пп. 1 п. 3 ст. 1, п. 6 ст. 10.1 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ; Письмо Росреестра от 29.05.2017 N 14-06641-ГЕ/17).
Нормативные акты
<Письмо> Минприроды России от 20.02.2024 N 12-53/7066
"О переводе земель из одной категории в другую"МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
"О переводе земель из одной категории в другую"МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
Статья: О возможности учета затрат, понесенных на компенсационное озеленение, в счет восстановительной стоимости
(Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 7)<32> Например, подлежит возмещению вред, причиненный правомерными действиями при установлении зон с особыми условиями использования территории (ст. 57.1 ЗК РФ), изменении целевого назначения земельного участка без согласия правообладателя (пп. 5 п. 1 ст. 57 ЗК РФ).
(Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 7)<32> Например, подлежит возмещению вред, причиненный правомерными действиями при установлении зон с особыми условиями использования территории (ст. 57.1 ЗК РФ), изменении целевого назначения земельного участка без согласия правообладателя (пп. 5 п. 1 ст. 57 ЗК РФ).
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено право граждан на возмещение убытков, причиненных собственнику земельного участка правомерными действиями органов публичной власти, ограничивающими его право собственности, а равно изменяющими целевое назначение земельного участка.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено право граждан на возмещение убытков, причиненных собственнику земельного участка правомерными действиями органов публичной власти, ограничивающими его право собственности, а равно изменяющими целевое назначение земельного участка.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 6)- устанавливается запрет на изменение целевого назначения земельного участка, переданного в аренду гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству;
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 6)- устанавливается запрет на изменение целевого назначения земельного участка, переданного в аренду гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству;
Статья: Проблемы реализации принципов градостроительного зонирования в законодательстве Российской Федерации
(Медведенко К.А.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Так, в ЗК РФ предусмотрена возможность возмещения убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков. В частности, согласно п. 5 ч. 1 ст. 57 ЗК РФ право на возмещение убытков возникает при изменении целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.
(Медведенко К.А.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Так, в ЗК РФ предусмотрена возможность возмещения убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков. В частности, согласно п. 5 ч. 1 ст. 57 ЗК РФ право на возмещение убытков возникает при изменении целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.
Статья: Изменение границ, преобразование и ликвидация особо охраняемых природных территорий: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Отдельные акты очень широко обозначают цели изменения статуса ООПТ. Они не могут быть произвольными, отличными от целей природоохранного законодательства по сохранению и воспроизведению природных ресурсов, необходимых для обеспечения здоровой экологической среды обитания. Учитывая это, например, признаны недействующими изменения в постановление правительства Пермского края о порядке организации, реорганизации и ликвидации ООПТ местного значения в части, допускающей возможность изменения границ ООПТ местного значения с целью организации рекреационного использования территории, что влечет изменение целевого назначения земельных участков в пределах таких земель, а фактически изъятие для нужд, противоречащих их назначению <31>.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Отдельные акты очень широко обозначают цели изменения статуса ООПТ. Они не могут быть произвольными, отличными от целей природоохранного законодательства по сохранению и воспроизведению природных ресурсов, необходимых для обеспечения здоровой экологической среды обитания. Учитывая это, например, признаны недействующими изменения в постановление правительства Пермского края о порядке организации, реорганизации и ликвидации ООПТ местного значения в части, допускающей возможность изменения границ ООПТ местного значения с целью организации рекреационного использования территории, что влечет изменение целевого назначения земельных участков в пределах таких земель, а фактически изъятие для нужд, противоречащих их назначению <31>.
Статья: Регуляторные изъятия (regulatory takings) в России и за рубежом
(Маркелова А.А., Карачун А.В.)
("Закон", 2021, NN 11, 12)Несмотря на то что доктрина регуляторных изъятий имеет конституционно-правовой характер и поэтому существует вне зависимости от законодательного регулирования, на практике затруднительно взыскать убытки, причиненные публично-правовыми ограничениями, прямо не указанными в законе. Поэтому если ограничение возникает не в результате установления ЗОУИТ (ст. 57.1 ЗК РФ) или изменения целевого назначения земельного участка (подп. 5 п. 1 ст. 57 ЗК РФ), а, например, в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка в связи с изменением градостроительной документации, доктрина регуляторных изъятий дает сбой и не применяется. Даже в случаях, когда земельные участки были предоставлены для строительства, а впоследствии в результате изменения правил землепользования и застройки оказались в зоне парков, где строительство запрещено, суды зачастую отказывают в возмещении вреда, ошибочно квалифицируя возникшие правоотношения как ответственность за незаконные действия либо полагая, что они не охватываются ст. 57 ЗК РФ <27>.
(Маркелова А.А., Карачун А.В.)
("Закон", 2021, NN 11, 12)Несмотря на то что доктрина регуляторных изъятий имеет конституционно-правовой характер и поэтому существует вне зависимости от законодательного регулирования, на практике затруднительно взыскать убытки, причиненные публично-правовыми ограничениями, прямо не указанными в законе. Поэтому если ограничение возникает не в результате установления ЗОУИТ (ст. 57.1 ЗК РФ) или изменения целевого назначения земельного участка (подп. 5 п. 1 ст. 57 ЗК РФ), а, например, в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка в связи с изменением градостроительной документации, доктрина регуляторных изъятий дает сбой и не применяется. Даже в случаях, когда земельные участки были предоставлены для строительства, а впоследствии в результате изменения правил землепользования и застройки оказались в зоне парков, где строительство запрещено, суды зачастую отказывают в возмещении вреда, ошибочно квалифицируя возникшие правоотношения как ответственность за незаконные действия либо полагая, что они не охватываются ст. 57 ЗК РФ <27>.
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В целях охраны указанных территорий п. 2 ст. 95 ЗК предусматривается, что на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В целях охраны указанных территорий п. 2 ст. 95 ЗК предусматривается, что на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Без проведения публичных слушаний принималось решение об изменении ВРИ при условии, что выбранный ВРИ не противоречит целевому назначению земельного участка:
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Без проведения публичных слушаний принималось решение об изменении ВРИ при условии, что выбранный ВРИ не противоречит целевому назначению земельного участка:
Статья: Право землепользователя на изменение вида разрешенного использования земельного участка
(Андреева Е.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)В рамках настоящей публикации автор исследовал одну немаловажную для земельного и градостроительного права проблематику, а именно определение управомоченного на изменение целевого назначения земельного участка лица. Основу исследования составили ст. 7 ЗК РФ и 37 ГрК РФ, а также проведенный мониторинг судебной практики. Акцент был сделан на оценке права законных пользователей земельных участков на самостоятельное, без согласия собственника, изменение вида разрешенного использования земельного участка и внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости. В результате автор пришел к выводу, что выбор целевого назначения земельного участка в приоритетном порядке должен исходить от собственника, иное приведет к необоснованному ограничению его правомочий. В связи с чем предлагает внести соответствующие изменения в действующее градостроительное и земельное законодательство.
(Андреева Е.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)В рамках настоящей публикации автор исследовал одну немаловажную для земельного и градостроительного права проблематику, а именно определение управомоченного на изменение целевого назначения земельного участка лица. Основу исследования составили ст. 7 ЗК РФ и 37 ГрК РФ, а также проведенный мониторинг судебной практики. Акцент был сделан на оценке права законных пользователей земельных участков на самостоятельное, без согласия собственника, изменение вида разрешенного использования земельного участка и внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости. В результате автор пришел к выводу, что выбор целевого назначения земельного участка в приоритетном порядке должен исходить от собственника, иное приведет к необоснованному ограничению его правомочий. В связи с чем предлагает внести соответствующие изменения в действующее градостроительное и земельное законодательство.
Статья: Специальные субъекты пользования недрами: постановка вопроса об использовании общераспространенных полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих горных породах
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Что касается специальных субъектов, осуществляющих подрядные работы, положительный результат от использования ОПИ, содержащихся во вскрышных и вмещающих горных породах, проявляется в том, что для них нет необходимости нести дополнительные затраты на начало разработки месторождения природного происхождения, согласовывать с компетентными органами вопрос об изменении целевого назначения земельного участка, проводить утверждение запасов и выполнять ряд иных мероприятий по оформлению недр в пользование. Как свидетельствует судебная практика, выполнение данных организационных процедур, предшествующих получению лицензии на использование участков недр местного значения, содержащих ОПИ, значительно увеличивает сроки начала выполнения подрядных работ <14>.
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Что касается специальных субъектов, осуществляющих подрядные работы, положительный результат от использования ОПИ, содержащихся во вскрышных и вмещающих горных породах, проявляется в том, что для них нет необходимости нести дополнительные затраты на начало разработки месторождения природного происхождения, согласовывать с компетентными органами вопрос об изменении целевого назначения земельного участка, проводить утверждение запасов и выполнять ряд иных мероприятий по оформлению недр в пользование. Как свидетельствует судебная практика, выполнение данных организационных процедур, предшествующих получению лицензии на использование участков недр местного значения, содержащих ОПИ, значительно увеличивает сроки начала выполнения подрядных работ <14>.