Иная оплачиваемая деятельность конфликт интересов
Подборка наиболее важных документов по запросу Иная оплачиваемая деятельность конфликт интересов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правоограничительные административно-правовые средства противодействия коррупции в сфере государственного управления
(Фадеева И.В., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Правовой запрет - юридически закрепленная недопустимость совершения определенных действий под угрозой применения предусмотренных соответствующей правовой нормой санкций, влекущих неблагоприятные последствия для нарушителя. В числе основных можно выделить запрет на замещение одновременно нескольких должностей государственной или муниципальной службы; на использование материальных, информационных и финансовых ресурсов в личных целях; осуществление предпринимательской или иной оплачиваемой деятельности; открытие счетов и хранение денег в иностранных банках; приобретение ценных бумаг, если получение дохода по ним может вызвать конфликт интересов; участие в управлении коммерческой или некоммерческой организацией; получение подарков и вознаграждений, кроме установленных законом случаев, и др. Кроме того, в случае увольнения со службы бывшему сотруднику запрещается разглашать служебную или конфиденциальную информацию третьим лицам.
(Фадеева И.В., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Правовой запрет - юридически закрепленная недопустимость совершения определенных действий под угрозой применения предусмотренных соответствующей правовой нормой санкций, влекущих неблагоприятные последствия для нарушителя. В числе основных можно выделить запрет на замещение одновременно нескольких должностей государственной или муниципальной службы; на использование материальных, информационных и финансовых ресурсов в личных целях; осуществление предпринимательской или иной оплачиваемой деятельности; открытие счетов и хранение денег в иностранных банках; приобретение ценных бумаг, если получение дохода по ним может вызвать конфликт интересов; участие в управлении коммерческой или некоммерческой организацией; получение подарков и вознаграждений, кроме установленных законом случаев, и др. Кроме того, в случае увольнения со службы бывшему сотруднику запрещается разглашать служебную или конфиденциальную информацию третьим лицам.
Статья: Ограничение права государственных служащих на выполнение иной оплачиваемой работы: опыт государств - участников СНГ
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)Закон Республики Молдова от 04.07.2008 N 158-XVI "О государственной должности и статусе государственного служащего", регулирующий правовой статус всех лиц, осуществляющих деятельность в общественных интересах, за исключением тех, кого можно назвать лицами, замещающими государственные должности, т.е. президента, депутатов, министров и других, устанавливает более комплексный подход - государственные служащие не имеют права осуществлять иную оплачиваемую деятельность в любых организациях, деятельность которых так или иначе связана с компетенцией органа, в котором они проходят государственную службу. Этот запрет не распространяется на научную, преподавательскую и творческую деятельность. Фактически такая норма направлена на недопущение конфликта интересов, но в силу установленных исключений не препятствует его возникновению.
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)Закон Республики Молдова от 04.07.2008 N 158-XVI "О государственной должности и статусе государственного служащего", регулирующий правовой статус всех лиц, осуществляющих деятельность в общественных интересах, за исключением тех, кого можно назвать лицами, замещающими государственные должности, т.е. президента, депутатов, министров и других, устанавливает более комплексный подход - государственные служащие не имеют права осуществлять иную оплачиваемую деятельность в любых организациях, деятельность которых так или иначе связана с компетенцией органа, в котором они проходят государственную службу. Этот запрет не распространяется на научную, преподавательскую и творческую деятельность. Фактически такая норма направлена на недопущение конфликта интересов, но в силу установленных исключений не препятствует его возникновению.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.2012 N 34-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"Однако эту оценку Конституционный Суд Российской Федерации должен был бы распространить и на все иные случаи действий депутата, не совместимых в силу Конституции Российской Федерации с депутатским мандатом, применительно к которым депутат объективно не знал и не мог знать, что его действия будут квалифицированы как осуществление не совместимой с депутатским мандатом деятельности. Питательная среда для появления упомянутых случаев - недостаточно развернутая правовая конкретизация категорий "иная творческая деятельность", "оплачиваемая деятельность", "фактическая предпринимательская деятельность", "конфликт интересов", задающая их неоднозначное понимание на практике, а значит, и возможность произвольной интерпретации, что в первую очередь задевает права и законные интересы депутатов, принадлежащих к парламентской оппозиции.
"По делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"Однако эту оценку Конституционный Суд Российской Федерации должен был бы распространить и на все иные случаи действий депутата, не совместимых в силу Конституции Российской Федерации с депутатским мандатом, применительно к которым депутат объективно не знал и не мог знать, что его действия будут квалифицированы как осуществление не совместимой с депутатским мандатом деятельности. Питательная среда для появления упомянутых случаев - недостаточно развернутая правовая конкретизация категорий "иная творческая деятельность", "оплачиваемая деятельность", "фактическая предпринимательская деятельность", "конфликт интересов", задающая их неоднозначное понимание на практике, а значит, и возможность произвольной интерпретации, что в первую очередь задевает права и законные интересы депутатов, принадлежащих к парламентской оппозиции.
Решение Конституционного Суда РФ от 07.02.2013
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года"Заявителями оспаривались законоположения, предусматривающие досрочное прекращение полномочий депутата Государственной Думы в случае его вхождения в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления им предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года"Заявителями оспаривались законоположения, предусматривающие досрочное прекращение полномочий депутата Государственной Думы в случае его вхождения в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления им предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Статья: Правовые предпосылки унификации форм статистической отчетности о результатах реализации мер по противодействию коррупции
(Черепанова Е.В., Матулис С.Н.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)4) сведения об уведомлении служащими представителя нанимателя об иной оплачиваемой работе;
(Черепанова Е.В., Матулис С.Н.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)4) сведения об уведомлении служащими представителя нанимателя об иной оплачиваемой работе;
Готовое решение: Как оформить прием на работу по трудовому договору внешнего совместителя
(КонсультантПлюс, 2025)Уведомлять работодателя - коммерческую организацию по основному месту о работе по совместительству не нужно (о получении разрешения говорилось выше). Такое требование нормативно не установлено. В то же время, например, гражданским служащим необходимо заранее уведомить представителя нанимателя о планах выполнять иную оплачиваемую работу. Важное условие: она не должна повлечь конфликт интересов (ч. 2 ст. 14 Закона о государственной гражданской службе).
(КонсультантПлюс, 2025)Уведомлять работодателя - коммерческую организацию по основному месту о работе по совместительству не нужно (о получении разрешения говорилось выше). Такое требование нормативно не установлено. В то же время, например, гражданским служащим необходимо заранее уведомить представителя нанимателя о планах выполнять иную оплачиваемую работу. Важное условие: она не должна повлечь конфликт интересов (ч. 2 ст. 14 Закона о государственной гражданской службе).
Статья: Борьба с коррупцией на предприятии
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 5)Для предотвращения коррупционных действий установлены ограничения во избежание возможного конфликта интересов между работником и компаниями группы... в частности, работники не вправе без предварительного одобрения работодателя в том числе занимать оплачиваемые должности в государственных или общественных органах, иных организациях, осуществлять предпринимательскую деятельности (решение Добрянского районного суда Пермского края от 13 сентября 2018 г. N 2-1057/2018~М-985/2018 по делу N 2-1057/2018).
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 5)Для предотвращения коррупционных действий установлены ограничения во избежание возможного конфликта интересов между работником и компаниями группы... в частности, работники не вправе без предварительного одобрения работодателя в том числе занимать оплачиваемые должности в государственных или общественных органах, иных организациях, осуществлять предпринимательскую деятельности (решение Добрянского районного суда Пермского края от 13 сентября 2018 г. N 2-1057/2018~М-985/2018 по делу N 2-1057/2018).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2.1 - 2.3. Части 2.1 - 2.3 комментируемой статьи регламентируют систему внутреннего контроля, систему управления рисками и обеспечение непрерывности деятельности БКИ. Как говорилось выше, данные части введены с 1 января 2022 г. Законом 2020 г. N 302-ФЗ, принятым в рамках модернизации системы формирования КИ. Разработчиками проекта указанного Закона отмечалось, что Банк России будет наделен правом устанавливать требования к финансовой устойчивости, качеству управления и внутреннего контроля, обеспечению непрерывности деятельности, а также иные требования при осуществлении взаимодействия между БКИ и пользователями КИ в целях получения данных о платежной нагрузке субъектов КИ в зависимости от статуса БКИ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2.1 - 2.3. Части 2.1 - 2.3 комментируемой статьи регламентируют систему внутреннего контроля, систему управления рисками и обеспечение непрерывности деятельности БКИ. Как говорилось выше, данные части введены с 1 января 2022 г. Законом 2020 г. N 302-ФЗ, принятым в рамках модернизации системы формирования КИ. Разработчиками проекта указанного Закона отмечалось, что Банк России будет наделен правом устанавливать требования к финансовой устойчивости, качеству управления и внутреннего контроля, обеспечению непрерывности деятельности, а также иные требования при осуществлении взаимодействия между БКИ и пользователями КИ в целях получения данных о платежной нагрузке субъектов КИ в зависимости от статуса БКИ.
Статья: Процесс формирования институтов судебной службы, проблемы реформирования
(Штефан Д.И.)
("Юрист", 2021, N 10)На судебных служащих возлагается ряд обязанностей и запретов, а именно: обязанность не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб авторитету судебной системы; запрет предпринимательской, другой оплачиваемой деятельности, за исключением преподавательской, научной, иной творческой деятельности и работы по совместительству в органе прохождения судебной службы; запрет представлять интересы граждан; запрет отправлять правосудие.
(Штефан Д.И.)
("Юрист", 2021, N 10)На судебных служащих возлагается ряд обязанностей и запретов, а именно: обязанность не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб авторитету судебной системы; запрет предпринимательской, другой оплачиваемой деятельности, за исключением преподавательской, научной, иной творческой деятельности и работы по совместительству в органе прохождения судебной службы; запрет представлять интересы граждан; запрет отправлять правосудие.
Статья: "Компания против!" Судебная практика по спорам о повышении директором своей же заработной платы и премировании самого себя
(Мариновская В.)
("Трудовое право", 2023, N 11)Подводя итог, отмечаем, что распоряжаться фондом оплаты труда в части увеличения заработной платы и премирования самого себя директор по своему усмотрению не может. Он вправе издавать приказы о применении мер поощрения в отношении подчиненных ему работников общества, но не в отношении самого себя. Иное приводит к конфликту интересов.
(Мариновская В.)
("Трудовое право", 2023, N 11)Подводя итог, отмечаем, что распоряжаться фондом оплаты труда в части увеличения заработной платы и премирования самого себя директор по своему усмотрению не может. Он вправе издавать приказы о применении мер поощрения в отношении подчиненных ему работников общества, но не в отношении самого себя. Иное приводит к конфликту интересов.
Готовое решение: Какие меры по противодействию коррупции предусмотрены законом
(КонсультантПлюс, 2025)установление для соответствующей области деятельности работников антикоррупционных стандартов (стандартов и кодексов поведения), то есть единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в этой области (п. 5 ст. 7 Закона о противодействии коррупции). Антикоррупционные стандарты для работников рекомендуется закреплять в локальных нормативных актах организации. Например, можно определить, какие подарки получать допускается, как должны регулироваться иная оплачиваемая деятельность и владение ценными бумагами;
(КонсультантПлюс, 2025)установление для соответствующей области деятельности работников антикоррупционных стандартов (стандартов и кодексов поведения), то есть единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в этой области (п. 5 ст. 7 Закона о противодействии коррупции). Антикоррупционные стандарты для работников рекомендуется закреплять в локальных нормативных актах организации. Например, можно определить, какие подарки получать допускается, как должны регулироваться иная оплачиваемая деятельность и владение ценными бумагами;
Готовое решение: Как организовать систему управления рисками, внутреннего контроля и аудита в публичном обществе
(КонсультантПлюс, 2025)выявление и урегулирование конфликта интересов. Для реализации этой меры целесообразно разработать и утвердить положение о регулировании конфликта интересов;
(КонсультантПлюс, 2025)выявление и урегулирование конфликта интересов. Для реализации этой меры целесообразно разработать и утвердить положение о регулировании конфликта интересов;
Статья: Запрет одновременного замещения различных должностей в системе органов публичной власти: проблемы законодательного закрепления и практической реализации
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Вместе с тем новеллой Закона о государственной гражданской службе было то, что он, пожалуй, впервые разрешил государственным служащим работать по совместительству, если это не приводит к конфликту интересов. Однако остальные законы об отдельных видах государственной службы вернулись к полному запрету заниматься любой оплачиваемой деятельностью кроме преподавательской, научной и иной творческой.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Вместе с тем новеллой Закона о государственной гражданской службе было то, что он, пожалуй, впервые разрешил государственным служащим работать по совместительству, если это не приводит к конфликту интересов. Однако остальные законы об отдельных видах государственной службы вернулись к полному запрету заниматься любой оплачиваемой деятельностью кроме преподавательской, научной и иной творческой.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)предварительно до вынесения на рассмотрение Правления СРО ААС рассматривает проекты локальных нормативных актов СРО ААС: правила организации и осуществления внешнего контроля деятельности членов СРО ААС; правила независимости аудиторов и аудиторских организаций; кодекс профессиональной этики аудиторов;) требования к членству в СРО ААС, требования к деловой (профессиональной) репутации аудиторов, аудиторских организаций, физических лиц и коммерческих организаций, желающих стать членами СРО ААС в качестве, соответственно, аудиторов и аудиторских организаций; размер или порядок расчета, а также порядок уплаты взносов в СРО ААС; меры дисциплинарного воздействия в отношении членов СРО ААС и порядок их применения; положение о раскрытии информации СРО ААС; положение об оказании СРО ААС возмездных услуг; порядок урегулирования конфликта интересов СРО ААС, членов органов управления и специализированных органов СРО ААС, ее работников и лиц, выполняющих функцию по осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций. Проекты иных локальных нормативных актов СРО ААС рассматриваются Комитетом аудиторских организаций на финансовом рынке по его инициативе;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)предварительно до вынесения на рассмотрение Правления СРО ААС рассматривает проекты локальных нормативных актов СРО ААС: правила организации и осуществления внешнего контроля деятельности членов СРО ААС; правила независимости аудиторов и аудиторских организаций; кодекс профессиональной этики аудиторов;) требования к членству в СРО ААС, требования к деловой (профессиональной) репутации аудиторов, аудиторских организаций, физических лиц и коммерческих организаций, желающих стать членами СРО ААС в качестве, соответственно, аудиторов и аудиторских организаций; размер или порядок расчета, а также порядок уплаты взносов в СРО ААС; меры дисциплинарного воздействия в отношении членов СРО ААС и порядок их применения; положение о раскрытии информации СРО ААС; положение об оказании СРО ААС возмездных услуг; порядок урегулирования конфликта интересов СРО ААС, членов органов управления и специализированных органов СРО ААС, ее работников и лиц, выполняющих функцию по осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций. Проекты иных локальных нормативных актов СРО ААС рассматриваются Комитетом аудиторских организаций на финансовом рынке по его инициативе;