Идентификация клиента при открытии счета
Подборка наиболее важных документов по запросу Идентификация клиента при открытии счета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О получении кредитными организациями документов и сведений о клиенте-юрлице в целях его идентификации при открытии банковских счетов.
(Письмо Банка России от 27.07.2023 N 12-4-2/5625)Вопрос: Ассоциация российских банков обращается к Вам в связи с запросами банков - членов АРБ, касающимися порядка идентификации клиента - юридического лица, имеющего единственного участника, который одновременно является единоличным исполнительным органом.
(Письмо Банка России от 27.07.2023 N 12-4-2/5625)Вопрос: Ассоциация российских банков обращается к Вам в связи с запросами банков - членов АРБ, касающимися порядка идентификации клиента - юридического лица, имеющего единственного участника, который одновременно является единоличным исполнительным органом.
Статья: Правовое регулирование цифрового рубля
(Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 1)Вместе с тем кредитные организации в рамках предложенной модели играют важную роль посредника между многочисленными хозяйствующими субъектами и гражданами и Банком России. Для открытия цифрового счета на платформе Банка России лицо обращается именно в кредитную организацию, в которой ему открыт банковский счет (вклад). Презюмируется, что кредитная организация провела идентификацию клиента при открытии счета по правилам законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем.
(Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 1)Вместе с тем кредитные организации в рамках предложенной модели играют важную роль посредника между многочисленными хозяйствующими субъектами и гражданами и Банком России. Для открытия цифрового счета на платформе Банка России лицо обращается именно в кредитную организацию, в которой ему открыт банковский счет (вклад). Презюмируется, что кредитная организация провела идентификацию клиента при открытии счета по правилам законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем.
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Для проведения идентификации клиента - юридического лица при открытии ему банковского счета без личного присутствия его представителя в случае, установленном абзацем восьмым пункта 5 настоящей статьи, клиент представляет документы и сведения в форме электронного документа, подписанного его усиленной квалифицированной электронной подписью.
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Для проведения идентификации клиента - юридического лица при открытии ему банковского счета без личного присутствия его представителя в случае, установленном абзацем восьмым пункта 5 настоящей статьи, клиент представляет документы и сведения в форме электронного документа, подписанного его усиленной квалифицированной электронной подписью.
Федеральный закон от 14.07.2022 N 255-ФЗ
(ред. от 21.04.2025)
"О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)17. В случае обращения иностранного агента в уполномоченный банк в целях открытия специального счета уполномоченный банк проводит идентификацию нового клиента - иностранного агента, его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Центрального банка Российской Федерации.
(ред. от 21.04.2025)
"О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)17. В случае обращения иностранного агента в уполномоченный банк в целях открытия специального счета уполномоченный банк проводит идентификацию нового клиента - иностранного агента, его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Центрального банка Российской Федерации.
Статья: Антимошеннические новшества последнего года в банковской сфере
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 15)С 01.06.2025 действует Закон, запрещающий банкам упрощенно идентифицировать клиентов-физлиц, которые хотят без открытия банковского счета перевести кому-либо более 100 тыс. руб. (или эквивалент в иностранной валюте) <15>. К примеру, человек приходит в банк, приносит наличные, дает паспорт и указывает, кому эти деньги надо перевести и на какие реквизиты: в тот же банк или в другой банк <16>.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 15)С 01.06.2025 действует Закон, запрещающий банкам упрощенно идентифицировать клиентов-физлиц, которые хотят без открытия банковского счета перевести кому-либо более 100 тыс. руб. (или эквивалент в иностранной валюте) <15>. К примеру, человек приходит в банк, приносит наличные, дает паспорт и указывает, кому эти деньги надо перевести и на какие реквизиты: в тот же банк или в другой банк <16>.
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2023, N 9)Тем же проектом предлагается установить максимальную сумму перевода без открытия счета, то есть с упрощенной идентификацией банком клиента-физлица. Предполагаемый размер лимита - 100 тыс. руб. или эквивалент в иностранной валюте.
("Главная книга", 2023, N 9)Тем же проектом предлагается установить максимальную сумму перевода без открытия счета, то есть с упрощенной идентификацией банком клиента-физлица. Предполагаемый размер лимита - 100 тыс. руб. или эквивалент в иностранной валюте.
Статья: О категории "электронные денежные средства"
(Алексеева О.М.)
("Право и бизнес", 2022, N 4)Применительно к ЭДС Закон о НПС устанавливает виды ЭСП, которые могут использоваться для перевода ЭДС в зависимости от статуса идентификации клиентов - физических лиц на персонифицированные и неперсонифицированные (без проведения процедуры идентификации и упрощенно идентифицированные). Эти положения не позволяют ставить знак равенства между ЭДС и безналичными ДС, так как согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <15> организации, которые осуществляют операции с ДС или иным имуществом, до приема клиента на обслуживание обязаны провести процедуру идентификации. При открытии клиенту банковского счета эта процедура является во всех случаях обязательной. Для осуществления же перевода ЭДС идентификация клиента не всегда является обязательной, поскольку Законом о НПС предусмотрена возможность совершения ограниченного перечня платежей без какой-либо идентификации. Из этого следует вывод о преимуществе ЭДС перед классическими безналичными ДС, поскольку осуществлять ограниченный перечень операций с использованием ЭДС может даже несовершеннолетнее лицо, которое не имеет возможности самостоятельно открыть банковский счет.
(Алексеева О.М.)
("Право и бизнес", 2022, N 4)Применительно к ЭДС Закон о НПС устанавливает виды ЭСП, которые могут использоваться для перевода ЭДС в зависимости от статуса идентификации клиентов - физических лиц на персонифицированные и неперсонифицированные (без проведения процедуры идентификации и упрощенно идентифицированные). Эти положения не позволяют ставить знак равенства между ЭДС и безналичными ДС, так как согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <15> организации, которые осуществляют операции с ДС или иным имуществом, до приема клиента на обслуживание обязаны провести процедуру идентификации. При открытии клиенту банковского счета эта процедура является во всех случаях обязательной. Для осуществления же перевода ЭДС идентификация клиента не всегда является обязательной, поскольку Законом о НПС предусмотрена возможность совершения ограниченного перечня платежей без какой-либо идентификации. Из этого следует вывод о преимуществе ЭДС перед классическими безналичными ДС, поскольку осуществлять ограниченный перечень операций с использованием ЭДС может даже несовершеннолетнее лицо, которое не имеет возможности самостоятельно открыть банковский счет.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)3) для проведения в соответствии с требованиями законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, предоставления указанному клиенту - физическому лицу электронного средства платежа;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)3) для проведения в соответствии с требованиями законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, предоставления указанному клиенту - физическому лицу электронного средства платежа;
Статья: Некоторые правовые вопросы финансового мониторинга в рамках применения ограничительных экономических мер кредитными организациями
(Прошунин М.М.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 2)Попыткой решения данного вопроса стали официальные разъяснения Банка России, предусматривающие, что кредитная организация проводит идентификацию новых клиентов - иностранных кредиторов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в соответствии с требованиями Федерального закона N 115-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России на основании имеющихся в ее распоряжении, доступных в сложившихся обстоятельствах документов (сведений) об иностранных кредиторах не позднее 30 дней после дня открытия им банковских счетов типа "С" <4>. Обратим внимание, что официальные разъяснения не являются нормативным актом Банка России и являются скорее аутентичным толкованием актов, чем нормативно закрепленными требованиями. Кроме того, данные официальные разъяснения противоречат процедурам идентификации, предусмотренным в Федеральном законе N 115-ФЗ <5>, прямо предусматривающим осуществление идентификации клиентов до открытия банковских счетов <6>, что, как следствие, не соответствует иерархии нормативных и индивидуально-правовых актов.
(Прошунин М.М.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 2)Попыткой решения данного вопроса стали официальные разъяснения Банка России, предусматривающие, что кредитная организация проводит идентификацию новых клиентов - иностранных кредиторов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в соответствии с требованиями Федерального закона N 115-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России на основании имеющихся в ее распоряжении, доступных в сложившихся обстоятельствах документов (сведений) об иностранных кредиторах не позднее 30 дней после дня открытия им банковских счетов типа "С" <4>. Обратим внимание, что официальные разъяснения не являются нормативным актом Банка России и являются скорее аутентичным толкованием актов, чем нормативно закрепленными требованиями. Кроме того, данные официальные разъяснения противоречат процедурам идентификации, предусмотренным в Федеральном законе N 115-ФЗ <5>, прямо предусматривающим осуществление идентификации клиентов до открытия банковских счетов <6>, что, как следствие, не соответствует иерархии нормативных и индивидуально-правовых актов.
Статья: Дело о неизвестных злодеях, или Является ли криптовалюта имуществом? Комментарий к делу AA v. Persons Unknown & Ors, Re Bitcoin [2019] Ewhc 3556 (Comm.), 13 December 2019
(Будылин С.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 1)Отсутствие единого центра управления системой счетов пользователей создает серьезные регуляторные проблемы для государств, желающих контролировать транзакции пользователей блокчейна. Поскольку нет банка, ведущего счета, то невозможно потребовать от него идентификации клиента при открытии счета, проверки происхождения его средств, а также блокировки счета в случае совершения подозрительных операций.
(Будылин С.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 1)Отсутствие единого центра управления системой счетов пользователей создает серьезные регуляторные проблемы для государств, желающих контролировать транзакции пользователей блокчейна. Поскольку нет банка, ведущего счета, то невозможно потребовать от него идентификации клиента при открытии счета, проверки происхождения его средств, а также блокировки счета в случае совершения подозрительных операций.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 62: Одной из важнейших задач финансового рынка в текущих условиях является развитие механизма дистанционной идентификации для расширения возможности предоставления продуктов через дистанционные каналы, в связи с чем необходимо расширение перечня организаций, которым кредитные организации могут поручать идентификацию для открытия первого счета клиенту без личного присутствия.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 62: Одной из важнейших задач финансового рынка в текущих условиях является развитие механизма дистанционной идентификации для расширения возможности предоставления продуктов через дистанционные каналы, в связи с чем необходимо расширение перечня организаций, которым кредитные организации могут поручать идентификацию для открытия первого счета клиенту без личного присутствия.