Границы земельного участка пересекают границы населенного пункта
Подборка наиболее важных документов по запросу Границы земельного участка пересекают границы населенного пункта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую" ЗК РФВыписки из генеральных планов муниципальных образований, входящих в состав Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, с указанием территориальных зон каждого муниципального образования и отображением земель населенных пунктов в пределах границ сельских поселений, а также документы, свидетельствующие об отсутствии наложения границ лесничеств и границ населенных пунктов на территории муниципального района, не представлены. На вопрос суда о возможности проведения экспертизы в целях определения отсутствия такого наложения Администрация ответила отказом.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 34 "Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Действительно, исходя из буквального толкования пункта 4 части 2 статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", границы населенного пункта не могут пересекать границы земельных участков, муниципального образования, территориальной зоны."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как провести межевание земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если при кадастровых работах, выполняемых в связи с уточнением местоположения границ земельного участка (земельных участков), в том числе для устранения реестровой ошибки (включая устранение пересечения границ земельных участков между собой), выявлено пересечение границ земельного участка с границами населенного пункта, такие кадастровые работы и подготовка межевого плана осуществляются без учета внесенных в ЕГРН сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон (за исключением уточнения местоположения границ земельных участков, занятых линейными объектами) (ч. 11.1 ст. 22 Закона N 218-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если при кадастровых работах, выполняемых в связи с уточнением местоположения границ земельного участка (земельных участков), в том числе для устранения реестровой ошибки (включая устранение пересечения границ земельных участков между собой), выявлено пересечение границ земельного участка с границами населенного пункта, такие кадастровые работы и подготовка межевого плана осуществляются без учета внесенных в ЕГРН сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон (за исключением уточнения местоположения границ земельных участков, занятых линейными объектами) (ч. 11.1 ст. 22 Закона N 218-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)27) границы земельного участка пересекают границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в ЕГРН;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)27) границы земельного участка пересекают границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в ЕГРН;
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11.1. В случае, если при кадастровых работах, выполняемых в связи с уточнением местоположения границ земельного участка (земельных участков), в том числе в целях устранения указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона ошибки (включая устранение пересечения границ земельных участков между собой), выявлено пересечение границ земельного участка с границами населенного пункта, такие кадастровые работы и подготовка межевого плана осуществляются без учета внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон, за исключением случая уточнения местоположения границ земельных участков, занятых линейными объектами.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11.1. В случае, если при кадастровых работах, выполняемых в связи с уточнением местоположения границ земельного участка (земельных участков), в том числе в целях устранения указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона ошибки (включая устранение пересечения границ земельных участков между собой), выявлено пересечение границ земельного участка с границами населенного пункта, такие кадастровые работы и подготовка межевого плана осуществляются без учета внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон, за исключением случая уточнения местоположения границ земельных участков, занятых линейными объектами.
Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"2. При подготовке документов территориального планирования муниципального образования границы населенных пунктов могут устанавливаться при наличии пересечения границ одного земельного участка, в соответствии с границами которого устанавливаются границы населенного пункта, с границами другого земельного участка или пересечения устанавливаемых границ населенного пункта с границами земельных участков, занятых линейными объектами, за исключением случаев, если такое установление приводит к нарушению обязательных требований, применяющихся при размещении указанных линейных объектов, и (или) не соответствует ограничениям, установленным в границах зон с особыми условиями использования территорий. При указанной подготовке документов территориального планирования муниципального образования в отношении соответствующих границ (частей границ) населенных пунктов в описании местоположения границ населенных пунктов указывается информация о наличии пересечения границ населенного пункта с границами земельных участков, занятых линейными объектами, или пересечения границ земельных участков между собой и необходимости изменения указанного описания в соответствии с результатами устранения пересечения границ земельных участков между собой. В этом случае органы, указанные в части 1 статьи 20, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направляют в федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее - орган регистрации прав), информацию о наличии пересечения границ земельных участков с указанием кадастровых номеров данных участков, которая подлежит рассмотрению в порядке, установленном федеральным законом.
(ред. от 26.12.2024)
"О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"2. При подготовке документов территориального планирования муниципального образования границы населенных пунктов могут устанавливаться при наличии пересечения границ одного земельного участка, в соответствии с границами которого устанавливаются границы населенного пункта, с границами другого земельного участка или пересечения устанавливаемых границ населенного пункта с границами земельных участков, занятых линейными объектами, за исключением случаев, если такое установление приводит к нарушению обязательных требований, применяющихся при размещении указанных линейных объектов, и (или) не соответствует ограничениям, установленным в границах зон с особыми условиями использования территорий. При указанной подготовке документов территориального планирования муниципального образования в отношении соответствующих границ (частей границ) населенных пунктов в описании местоположения границ населенных пунктов указывается информация о наличии пересечения границ населенного пункта с границами земельных участков, занятых линейными объектами, или пересечения границ земельных участков между собой и необходимости изменения указанного описания в соответствии с результатами устранения пересечения границ земельных участков между собой. В этом случае органы, указанные в части 1 статьи 20, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направляют в федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее - орган регистрации прав), информацию о наличии пересечения границ земельных участков с указанием кадастровых номеров данных участков, которая подлежит рассмотрению в порядке, установленном федеральным законом.
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Разъяснены вопросы, возникающие в связи с выявлением пересечения границ земельных участков с границами населенных пунктов и территориальных зон.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Разъяснены вопросы, возникающие в связи с выявлением пересечения границ земельных участков с границами населенных пунктов и территориальных зон.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)13. В изъятие из общего правила внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства, определение зон рекреационного назначения или устранение пересечения границ населенного пункта с границами земельных участков, осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний (ч. 18 ст. 24 ГрК РФ). Очевидно данное правило можно рассматривать как своего рода уловку, поскольку позволяет принять генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа могут только по результатам общественных слушаний, а потом в него можно вносить многочисленные изменения уже без учета мнения общественности.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)13. В изъятие из общего правила внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства, определение зон рекреационного назначения или устранение пересечения границ населенного пункта с границами земельных участков, осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний (ч. 18 ст. 24 ГрК РФ). Очевидно данное правило можно рассматривать как своего рода уловку, поскольку позволяет принять генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа могут только по результатам общественных слушаний, а потом в него можно вносить многочисленные изменения уже без учета мнения общественности.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)27. Наличие пересечения границ населенного пункта границами земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлены заявление и соответствующий межевой план, согласно п. 27 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ, является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав. Исключение составляют случаи, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)27. Наличие пересечения границ населенного пункта границами земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлены заявление и соответствующий межевой план, согласно п. 27 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ, является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав. Исключение составляют случаи, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Актуальность вопроса о соотношении понятий "многоконтурный земельный участок" и "территория" подтверждается после анализа ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" <1>, которая допускает пересечение границ многоконтурного земельного участка с границами населенных пунктов и территориальных зон и определяет, что такое пересечение представляет собой расположение за их границами хотя бы одного из контуров границ многоконтурного участка. Это положение вносит определенные проблемы в понимание природы многоконтурного участка, поскольку, по общему правилу, согласно ст. 11.9, 83 ЗК РФ запрещается образование земельных участков, в случае если это влечет пересечение границ участков с границами территориальных зон и муниципальных образований. Равным образом, по смыслу норм Земельного кодекса РФ, границы территориальных зон и муниципальных образований не должны пересекать границы земельных участков.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Актуальность вопроса о соотношении понятий "многоконтурный земельный участок" и "территория" подтверждается после анализа ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" <1>, которая допускает пересечение границ многоконтурного земельного участка с границами населенных пунктов и территориальных зон и определяет, что такое пересечение представляет собой расположение за их границами хотя бы одного из контуров границ многоконтурного участка. Это положение вносит определенные проблемы в понимание природы многоконтурного участка, поскольку, по общему правилу, согласно ст. 11.9, 83 ЗК РФ запрещается образование земельных участков, в случае если это влечет пересечение границ участков с границами территориальных зон и муниципальных образований. Равным образом, по смыслу норм Земельного кодекса РФ, границы территориальных зон и муниципальных образований не должны пересекать границы земельных участков.
Готовое решение: Как изменить границы территориальных зон земельных участков
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что, по мнению Росреестра, пересечение границы земельного участка и границы муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, если оно не превышает пределы диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ указанных объектов, не является основанием для приостановления кадастрового учета земельного участка (Письмо Росреестра от 22.09.2021 N 14-13645/21@).
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что, по мнению Росреестра, пересечение границы земельного участка и границы муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, если оно не превышает пределы диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ указанных объектов, не является основанием для приостановления кадастрового учета земельного участка (Письмо Росреестра от 22.09.2021 N 14-13645/21@).
Статья: Комплексные кадастровые работы как инструмент актуализации сведений Единого государственного реестра недвижимости
(Кондольская А.А., Васильева Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Для примера проанализируем опыт проведения ККР на территории Самарской области, поскольку в этом регионе имеются типичные проблемы, присущие большинству регионов страны, - наличие по сведениям ЕГРН пересечений земельных участков между собой, пересечений границ земельных участков с границами населенных пунктов, отсутствие сведений о ряде объектов недвижимости, дублирование сведений о них и т.д. Основываясь на материалах, изложенных в отчетных документах Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Федеральной налоговой службы, данных официальных сайтов правительства Самарской области, Министерства управления финансами Самарской области и других источников, изучим динамику проведения ККР в муниципальных районах и городских округах Самарской области, исследуем достигнутые результаты, экономическую эффективность ККР и проанализируем проблемы и недостатки процедуры проведения работ. Динамика объемов ККР в Самарской области представлена на рисунке 2.
(Кондольская А.А., Васильева Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Для примера проанализируем опыт проведения ККР на территории Самарской области, поскольку в этом регионе имеются типичные проблемы, присущие большинству регионов страны, - наличие по сведениям ЕГРН пересечений земельных участков между собой, пересечений границ земельных участков с границами населенных пунктов, отсутствие сведений о ряде объектов недвижимости, дублирование сведений о них и т.д. Основываясь на материалах, изложенных в отчетных документах Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Федеральной налоговой службы, данных официальных сайтов правительства Самарской области, Министерства управления финансами Самарской области и других источников, изучим динамику проведения ККР в муниципальных районах и городских округах Самарской области, исследуем достигнутые результаты, экономическую эффективность ККР и проанализируем проблемы и недостатки процедуры проведения работ. Динамика объемов ККР в Самарской области представлена на рисунке 2.