Государственная экспертиза достоверности сметной стоимости
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственная экспертиза достоверности сметной стоимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Взыскание задолженности по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)"...ООО... (заказчик) и ГАУИО... (исполнитель) заключен контракт... на оказание экспертных услуг, согласно которому исполнитель обязуется провести по заявлению заказчика государственную экспертизу проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства...
(КонсультантПлюс, 2025)"...ООО... (заказчик) и ГАУИО... (исполнитель) заключен контракт... на оказание экспертных услуг, согласно которому исполнитель обязуется провести по заявлению заказчика государственную экспертизу проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как подготовить проект государственного, муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)б) аванс до 100% можно установить в контрактах на услуги связи, приобретение печатных изданий (подписку), повышение квалификации, профпереподготовку, участие в конференциях, государственную экспертизу проектной документации, включающую проверку достоверности сметной стоимости строительства (реконструкции, капремонта) объектов капстроительства в случаях, указанных в ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ, и результатов инженерных изысканий. Кроме того, аванс в таком размере можно предусмотреть в контрактах на приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, на гостиничные услуги по месту командирования, авиа- и железнодорожные грузоперевозки, ОСАГО, страхование ответственности владельца опасного объекта, аренду банковской ячейки, лечение граждан РФ за границей (только для заказчика - Минздрава России), тушение пожаров (пп. "в" п. 18 Положения N 1496). По мнению Минфина России, в госконтрактах, предметом которых являются подписка на издания в электронной форме и их приобретение, также можно предусмотреть аванс в размере до 100% (Письмо от 25.07.2023 N 02-11-14/69616);
(КонсультантПлюс, 2025)б) аванс до 100% можно установить в контрактах на услуги связи, приобретение печатных изданий (подписку), повышение квалификации, профпереподготовку, участие в конференциях, государственную экспертизу проектной документации, включающую проверку достоверности сметной стоимости строительства (реконструкции, капремонта) объектов капстроительства в случаях, указанных в ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ, и результатов инженерных изысканий. Кроме того, аванс в таком размере можно предусмотреть в контрактах на приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, на гостиничные услуги по месту командирования, авиа- и железнодорожные грузоперевозки, ОСАГО, страхование ответственности владельца опасного объекта, аренду банковской ячейки, лечение граждан РФ за границей (только для заказчика - Минздрава России), тушение пожаров (пп. "в" п. 18 Положения N 1496). По мнению Минфина России, в госконтрактах, предметом которых являются подписка на издания в электронной форме и их приобретение, также можно предусмотреть аванс в размере до 100% (Письмо от 25.07.2023 N 02-11-14/69616);
Статья: Применение экосистемного подхода к ликвидации и возмещению накопленного вреда окружающей среде
(Кудяков А.К.)
("Хозяйство и право", 2024, N 10)Вышесказанное подтверждается внесенными в 2023 г. законодательными изменениями. Федеральным законом от 4 августа 2023 г. N 449-ФЗ в новой редакции была изложена глава XIV.1 Закона об охране окружающей среды, уточнены положения ст. 1 Закона об охране окружающей среды. Изменения были направлены в первую очередь на упорядочивание системы ликвидации накопленного вреда в части разграничения полномочий, определения источников финансирования, а также предусматривают издание подзаконных актов по ранее не урегулированным процедурам (выявление, обследование и оценка объектов НВОС, проведение государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости).
(Кудяков А.К.)
("Хозяйство и право", 2024, N 10)Вышесказанное подтверждается внесенными в 2023 г. законодательными изменениями. Федеральным законом от 4 августа 2023 г. N 449-ФЗ в новой редакции была изложена глава XIV.1 Закона об охране окружающей среды, уточнены положения ст. 1 Закона об охране окружающей среды. Изменения были направлены в первую очередь на упорядочивание системы ликвидации накопленного вреда в части разграничения полномочий, определения источников финансирования, а также предусматривают издание подзаконных актов по ранее не урегулированным процедурам (выявление, обследование и оценка объектов НВОС, проведение государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости).
Нормативные акты
<Письмо> ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 29.11.2022 N 28-01/20215-НБ
<О проведении государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости проектных работ>МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
<О проведении государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости проектных работ>МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
Постановление Правительства РФ от 13.09.2022 N 1602
(ред. от 15.07.2025)
"О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений"
(вместе с "Правилами заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, изменения и прекращения действия таких соглашений", "Общими требованиями к порядку заключения, изменения и прекращения действия соглашений о защите и поощрении капиталовложений, по которым Российская Федерация не является стороной", "Правилами осуществления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение, в том числе этапов реализации инвестиционного проекта", "Общими требованиями к порядку осуществления мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение, в том числе этапов реализации инвестиционного проекта, органом государственной власти, уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации", "Правилами ведения реестра соглашений о защите и поощрении капиталовложений")3. Акты (решения), предусматривающие изменение процедур, связанных с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (в случае если такие процедуры и порядок их проведения установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления), изменение порядка прохождения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в том числе достоверности определения сметной стоимости строительства, государственной экологической экспертизы проектной документации, историко-культурной экспертизы и порядка получения заключений таких экспертиз (за исключением актов (решений), предусматривающих изменение указанных процедур в отношении объектов, перечень которых установлен статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации)
(ред. от 15.07.2025)
"О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений"
(вместе с "Правилами заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, изменения и прекращения действия таких соглашений", "Общими требованиями к порядку заключения, изменения и прекращения действия соглашений о защите и поощрении капиталовложений, по которым Российская Федерация не является стороной", "Правилами осуществления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение, в том числе этапов реализации инвестиционного проекта", "Общими требованиями к порядку осуществления мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение, в том числе этапов реализации инвестиционного проекта, органом государственной власти, уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации", "Правилами ведения реестра соглашений о защите и поощрении капиталовложений")3. Акты (решения), предусматривающие изменение процедур, связанных с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (в случае если такие процедуры и порядок их проведения установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления), изменение порядка прохождения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в том числе достоверности определения сметной стоимости строительства, государственной экологической экспертизы проектной документации, историко-культурной экспертизы и порядка получения заключений таких экспертиз (за исключением актов (решений), предусматривающих изменение указанных процедур в отношении объектов, перечень которых установлен статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации)
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке работ по строительству объекта "под ключ" по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)если проектная документация проходила экспертизу, рассмотрите вопрос о необходимости проведения повторной экспертизы проектной документации с учетом правил, предусмотренных ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ и ч. 2 ст. 3.1-3 Закона N 223-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 04.04.2022 N 579. Например, если при замене строительных ресурсов на аналоги сметная стоимость строительства увеличивается более чем на 30 процентов и 100 млн руб., необходимо повторно получить заключение госэкспертизы проектной документации о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства (см. Письмо Минстроя России от 05.05.2025 N 26170-АЛ/08).
(КонсультантПлюс, 2025)если проектная документация проходила экспертизу, рассмотрите вопрос о необходимости проведения повторной экспертизы проектной документации с учетом правил, предусмотренных ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ и ч. 2 ст. 3.1-3 Закона N 223-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 04.04.2022 N 579. Например, если при замене строительных ресурсов на аналоги сметная стоимость строительства увеличивается более чем на 30 процентов и 100 млн руб., необходимо повторно получить заключение госэкспертизы проектной документации о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства (см. Письмо Минстроя России от 05.05.2025 N 26170-АЛ/08).
Готовое решение: В каком порядке провести закупку работ по капитальному ремонту объекта капстроительства по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)в связи с увеличением цен на строительные ресурсы увеличивается цена заключенного до 31.12.2022 контракта, составляющая 100 млн руб. и более, на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ или пп. "ж" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680. Цену таких контрактов можно изменить только по результатам повторной госэкспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости (п. 45(14) Положения о государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, абз. 4 пп. "а" п. 2 Постановления Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315).
(КонсультантПлюс, 2025)в связи с увеличением цен на строительные ресурсы увеличивается цена заключенного до 31.12.2022 контракта, составляющая 100 млн руб. и более, на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ или пп. "ж" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680. Цену таких контрактов можно изменить только по результатам повторной госэкспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости (п. 45(14) Положения о государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, абз. 4 пп. "а" п. 2 Постановления Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315).
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Проекты ликвидации до их утверждения подлежат государственной экологической экспертизе, проверке достоверности определения сметной стоимости, государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий в случаях, установленных законодательством о градостроительной деятельности. Проект ликвидации, получивший положительные заключения необходимых государственных экспертиз и проверки достоверности определения его сметной стоимости, осуществляемой Росприроднадзором или подведомственными ему учреждениями, утверждается заказчиком.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Проекты ликвидации до их утверждения подлежат государственной экологической экспертизе, проверке достоверности определения сметной стоимости, государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий в случаях, установленных законодательством о градостроительной деятельности. Проект ликвидации, получивший положительные заключения необходимых государственных экспертиз и проверки достоверности определения его сметной стоимости, осуществляемой Росприроднадзором или подведомственными ему учреждениями, утверждается заказчиком.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При проведении государственной экспертизы ПД многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведения о которых включены в единый реестр проблемных объектов в соответствии с Законом N 214-ФЗ, в целях финансирования публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" или фондом субъекта РФ мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости оценка соответствия такой ПД требованиям пп. 1 п. 5 ст. 49 ГрК РФ не осуществляется, если в отношении такой ПД ранее было получено заключение экспертизы ПД и в нее не были внесены изменения, требующие проведения экспертизы ПД <1>. В этом случае предметом государственной экспертизы ПД является проверка достоверности определения сметной стоимости ОКС, предусмотренная пп. 2 п. 5 ст. 49 ГрК РФ.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При проведении государственной экспертизы ПД многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведения о которых включены в единый реестр проблемных объектов в соответствии с Законом N 214-ФЗ, в целях финансирования публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" или фондом субъекта РФ мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости оценка соответствия такой ПД требованиям пп. 1 п. 5 ст. 49 ГрК РФ не осуществляется, если в отношении такой ПД ранее было получено заключение экспертизы ПД и в нее не были внесены изменения, требующие проведения экспертизы ПД <1>. В этом случае предметом государственной экспертизы ПД является проверка достоверности определения сметной стоимости ОКС, предусмотренная пп. 2 п. 5 ст. 49 ГрК РФ.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При проведении государственной экспертизы проектной документации указанных многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в целях финансирования публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" или фондом субъекта Российской Федерации, созданным в соответствии со ст. 21.1 указанного Федерального закона, мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости оценка соответствия такой проектной документации требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 5 комментируемой статьи, не осуществляется в случае, если в отношении такой проектной документации ранее было получено заключение экспертизы проектной документации и в нее не были внесены изменения, требующие проведения экспертизы проектной документации. В этом случае предметом государственной экспертизы проектной документации является проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, предусмотренная п. 2 ч. 5 комментируемой статьи.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При проведении государственной экспертизы проектной документации указанных многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в целях финансирования публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" или фондом субъекта Российской Федерации, созданным в соответствии со ст. 21.1 указанного Федерального закона, мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости оценка соответствия такой проектной документации требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 5 комментируемой статьи, не осуществляется в случае, если в отношении такой проектной документации ранее было получено заключение экспертизы проектной документации и в нее не были внесены изменения, требующие проведения экспертизы проектной документации. В этом случае предметом государственной экспертизы проектной документации является проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, предусмотренная п. 2 ч. 5 комментируемой статьи.