Госпошлина при оспаривании нормативного акта
Подборка наиболее важных документов по запросу Госпошлина при оспаривании нормативного акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20.03.2024 N 66а-579/2024 (УИД 23OS0000-01-2023-001157-70)
Процессуальные вопросы: Принято определение об оставлении иска без рассмотрения.
Решение: Определение отменено, исковое заявление направлено в суд для рассмотрения по существу.Принимая во внимание, что размер госпошлины, подлежащей уплате при подаче физическим лицом административного искового заявления об оспаривании четырех нормативных актов составляет 1200 руб. и в данном случае является таким же, как и при подаче соответствующего заявления ФИО1 в арбитражный суд, а также учитывая признание арбитражным судом факта надлежащей уплаты госпошлины в сумме 1200 руб., у судьи <адрес>вого суда не имелось достаточных оснований высказать противоположное мнение об отсутствии документа, подтверждающего факт уплаты госпошлины в размере 1200 руб.
Процессуальные вопросы: Принято определение об оставлении иска без рассмотрения.
Решение: Определение отменено, исковое заявление направлено в суд для рассмотрения по существу.Принимая во внимание, что размер госпошлины, подлежащей уплате при подаче физическим лицом административного искового заявления об оспаривании четырех нормативных актов составляет 1200 руб. и в данном случае является таким же, как и при подаче соответствующего заявления ФИО1 в арбитражный суд, а также учитывая признание арбитражным судом факта надлежащей уплаты госпошлины в сумме 1200 руб., у судьи <адрес>вого суда не имелось достаточных оснований высказать противоположное мнение об отсутствии документа, подтверждающего факт уплаты госпошлины в размере 1200 руб.
Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24.03.2023 N 66а-569/2023 (УИД 23OS0000-01-2022-001007-19)
Процессуальные вопросы: Принято определение о возмещении расходов на оплату услуг представителя, расходов по уплате государственной пошлины.
Решение: Определение оставлено без изменения.Из разъяснений, содержащихся в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" следует, что если не действующим полностью или в части признан нормативный правовой акт, принятый представительным (законодательным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и подписанный высшим должностным лицом этого субъекта Российской Федерации (либо принятый представительным органом муниципального образования и подписанный главой муниципального образования), судебные расходы, в том числе расходы по уплате государственной пошлины, подлежат возмещению представительным органом, который является административным ответчиком по данному делу.
Процессуальные вопросы: Принято определение о возмещении расходов на оплату услуг представителя, расходов по уплате государственной пошлины.
Решение: Определение оставлено без изменения.Из разъяснений, содержащихся в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" следует, что если не действующим полностью или в части признан нормативный правовой акт, принятый представительным (законодательным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и подписанный высшим должностным лицом этого субъекта Российской Федерации (либо принятый представительным органом муниципального образования и подписанный главой муниципального образования), судебные расходы, в том числе расходы по уплате государственной пошлины, подлежат возмещению представительным органом, который является административным ответчиком по данному делу.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Влияние изменения налогового законодательства на стадию возбуждения производства по пересмотру судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам
(Тимофеев Ю.А.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 2)Установленный размер государственной пошлины не учитывает и характер совершаемого заявителем юридически значимого действия, выступающего объектом налогообложения. Так, размер установленной государственной пошлины за подачу заявления о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам физическим лицом в три раза превышает государственную пошлину, подлежащую уплате при подаче физическим лицом апелляционной жалобы, кассационной жалобы на судебный приказ, при обращении с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом), при подаче заявлений об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, и более чем в два раза - государственную пошлину, подлежащую уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
(Тимофеев Ю.А.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 2)Установленный размер государственной пошлины не учитывает и характер совершаемого заявителем юридически значимого действия, выступающего объектом налогообложения. Так, размер установленной государственной пошлины за подачу заявления о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам физическим лицом в три раза превышает государственную пошлину, подлежащую уплате при подаче физическим лицом апелляционной жалобы, кассационной жалобы на судебный приказ, при обращении с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом), при подаче заявлений об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, и более чем в два раза - государственную пошлину, подлежащую уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Готовое решение: Как подать административное исковое заявление
(КонсультантПлюс, 2025)20 000 руб. Госпошлину в таком размере организация должна уплатить, в частности, за подачу административного иска об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, ненормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, а также актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (пп. 6 п. 1 ст. 333.19 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)20 000 руб. Госпошлину в таком размере организация должна уплатить, в частности, за подачу административного иска об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, ненормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, а также актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (пп. 6 п. 1 ст. 333.19 НК РФ);
Нормативные акты
Справочная информация: "Основные виды и размеры государственной пошлины в Российской Федерации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)6. Подача административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, органов публичной власти федеральной территории "Сириус", государственных корпораций, должностных лиц, при подаче административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, а также при подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)6. Подача административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, органов публичной власти федеральной территории "Сириус", государственных корпораций, должностных лиц, при подаче административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, а также при подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 333.21. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами
(ред. от 17.11.2025)Статья 333.21. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами
Статья: Судебная дисквалификация нормативного предписания как основание для пересмотра решения арбитражного суда по новым обстоятельствам
(Никитин С.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 2)Анализ содержания указанных выше постановлений Конституционного Суда РФ показывает, что у Суда не возникло сомнений в конституционности данного положения КАС РФ. Более того, в мотивировочной части Постановления от 25.02.2020 N 9-П содержится определенное обоснование того, почему указанное право предоставлено исключительно лицу, оспорившему в суде незаконный нормативный акт: такое лицо, обращаясь за судебной защитой в порядке административного судопроизводства, предпринимает усилия для отстаивания своей позиции, а также несет временные и финансовые издержки, в том числе на уплату государственной пошлины при подаче административного искового заявления и жалобы на принятое решение, а также на оплату услуг представителя, а потому имеет разумные основания ожидать, что решение об удовлетворении его требования будет способствовать дальнейшей защите его имущественных и иных прав.
(Никитин С.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 2)Анализ содержания указанных выше постановлений Конституционного Суда РФ показывает, что у Суда не возникло сомнений в конституционности данного положения КАС РФ. Более того, в мотивировочной части Постановления от 25.02.2020 N 9-П содержится определенное обоснование того, почему указанное право предоставлено исключительно лицу, оспорившему в суде незаконный нормативный акт: такое лицо, обращаясь за судебной защитой в порядке административного судопроизводства, предпринимает усилия для отстаивания своей позиции, а также несет временные и финансовые издержки, в том числе на уплату государственной пошлины при подаче административного искового заявления и жалобы на принятое решение, а также на оплату услуг представителя, а потому имеет разумные основания ожидать, что решение об удовлетворении его требования будет способствовать дальнейшей защите его имущественных и иных прав.
"Предпринимательское право: проблемы теории и правоприменения: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)Отличительной чертой этих обязанностей государства является то, что его нельзя напрямую понудить к их исполнению. Например, нельзя предъявить иск о понуждении государства принять какой-либо закон, создать какой-либо орган, установить определенный размер государственной пошлины и т.п.
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)Отличительной чертой этих обязанностей государства является то, что его нельзя напрямую понудить к их исполнению. Например, нельзя предъявить иск о понуждении государства принять какой-либо закон, создать какой-либо орган, установить определенный размер государственной пошлины и т.п.
Вопрос: Каков общий порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц органов государственной (муниципальной) власти?
(Консультация эксперта, 2025)законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
(Консультация эксперта, 2025)законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
Статья: К вопросу об отмене судебного постановления или постановления государственного органа как основании для пересмотра гражданского дела по новым обстоятельствам
(Лесницкая Л.Ф., Забрамная Н.Ю.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)в) у административного истца, являющегося одновременно участником гражданского дела, имеется юридическая заинтересованность в рассмотрении по существу его заявления об оспаривании подлежащих применению в этом гражданском деле положений нормативного правового акта. Обращаясь за судебной защитой в порядке административного судопроизводства, лицо предпринимает усилия для отстаивания своей позиции, а также несет временные и финансовые издержки (например, оплата госпошлины, услуг представителя). Поэтому лицо имеет основания ожидать, что решение об удовлетворении его требования будет способствовать дальнейшей защите его имущественных, трудовых и иных прав;
(Лесницкая Л.Ф., Забрамная Н.Ю.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)в) у административного истца, являющегося одновременно участником гражданского дела, имеется юридическая заинтересованность в рассмотрении по существу его заявления об оспаривании подлежащих применению в этом гражданском деле положений нормативного правового акта. Обращаясь за судебной защитой в порядке административного судопроизводства, лицо предпринимает усилия для отстаивания своей позиции, а также несет временные и финансовые издержки (например, оплата госпошлины, услуг представителя). Поэтому лицо имеет основания ожидать, что решение об удовлетворении его требования будет способствовать дальнейшей защите его имущественных, трудовых и иных прав;
Статья: Структура основных прав и их правомерное ограничение: российская конституционная модель
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 12)Предложенный методологический подход помогает избежать теоретического затруднения, вызванного ограничением некоторых абсолютных прав, в частности права на доступ к суду. Можно было бы утверждать, что невозможность для какой-либо категории лиц, обладающих материальной правоспособностью, обратиться в суд, равно как и невозможность оспаривать в суде какие-либо категории нормативных или индивидуальных актов, есть ограничение права на судебную защиту, которое недопустимо <58>. Напротив, требование соблюсти предусмотренный законом досудебный (претензионный) порядок защиты прав или уплатить государственную пошлину за обращение в суд есть условие (порядок) реализации права на судебную защиту <59>.
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 12)Предложенный методологический подход помогает избежать теоретического затруднения, вызванного ограничением некоторых абсолютных прав, в частности права на доступ к суду. Можно было бы утверждать, что невозможность для какой-либо категории лиц, обладающих материальной правоспособностью, обратиться в суд, равно как и невозможность оспаривать в суде какие-либо категории нормативных или индивидуальных актов, есть ограничение права на судебную защиту, которое недопустимо <58>. Напротив, требование соблюсти предусмотренный законом досудебный (претензионный) порядок защиты прав или уплатить государственную пошлину за обращение в суд есть условие (порядок) реализации права на судебную защиту <59>.
Вопрос: Какие существуют виды решений Конституционного Суда РФ?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Определение о принятии жалобы к рассмотрению излагается в виде отдельного документа, если Конституционный Суд примет решение о приостановлении судебного постановления, в котором был применен оспариваемый нормативный правовой акт (п. 6 параграфа 28 Регламента).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Определение о принятии жалобы к рассмотрению излагается в виде отдельного документа, если Конституционный Суд примет решение о приостановлении судебного постановления, в котором был применен оспариваемый нормативный правовой акт (п. 6 параграфа 28 Регламента).
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 08.08.2024 N 259-ФЗ
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 17)50 процентов госпошлины при подаче искового заявления имущественного характера
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 17)50 процентов госпошлины при подаче искового заявления имущественного характера
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Размеры государственной пошлины установлены ст. 333.19 НК РФ и зависят от категории административного спора, а также категории плательщика государственной пошлины (физическое лицо или организация). В частности, размер государственной пошлины составляет:
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Размеры государственной пошлины установлены ст. 333.19 НК РФ и зависят от категории административного спора, а также категории плательщика государственной пошлины (физическое лицо или организация). В частности, размер государственной пошлины составляет:
Вопрос: Какой порядок осуществления судебного конкретного нормоконтроля?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6) текст оспариваемого нормативного правового акта.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6) текст оспариваемого нормативного правового акта.