Формирование избирательной комиссии муниципального обрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу Формирование избирательной комиссии муниципального обрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности конституционно-правовой ответственности избирательных комиссий на современном этапе развития российского избирательного права
(Фоменко А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)В частности, одну из причин ликвидации таких комиссий И.И. Макаров видит "в наличии зависимости персонального состава избирательной комиссии муниципального образования от руководителей органов местного самоуправления данного муниципального образования" <4>. С этим утверждением не согласен Е.М. Коровин, полагающий: "Дискреция представительного органа муниципального образования при формировании ИКМО либо отсутствовала вовсе, либо была минимальна (представляла из себя право отказать одной или двум партиям в назначении в состав комиссии их представителя). В такой ситуации правомерно было говорить о том, что принцип независимости избирательной комиссии от местных властей был доведен до абсурда. От назначающего органа практически никак не зависел состав избирательной комиссии" <5>. Признавая справедливость мнения Е.М. Коровина, отметим, что эта позиция приемлема для правового порядка, возникшего после изменений законодательства 2005 г. Ранее же фактор зависимости имел место и мог становиться препятствием для применения норм конституционно-правовой ответственности в отношении таких избирательных комиссий.
(Фоменко А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)В частности, одну из причин ликвидации таких комиссий И.И. Макаров видит "в наличии зависимости персонального состава избирательной комиссии муниципального образования от руководителей органов местного самоуправления данного муниципального образования" <4>. С этим утверждением не согласен Е.М. Коровин, полагающий: "Дискреция представительного органа муниципального образования при формировании ИКМО либо отсутствовала вовсе, либо была минимальна (представляла из себя право отказать одной или двум партиям в назначении в состав комиссии их представителя). В такой ситуации правомерно было говорить о том, что принцип независимости избирательной комиссии от местных властей был доведен до абсурда. От назначающего органа практически никак не зависел состав избирательной комиссии" <5>. Признавая справедливость мнения Е.М. Коровина, отметим, что эта позиция приемлема для правового порядка, возникшего после изменений законодательства 2005 г. Ранее же фактор зависимости имел место и мог становиться препятствием для применения норм конституционно-правовой ответственности в отношении таких избирательных комиссий.
Статья: Избирательные комиссии муниципальных образований: проблемы и нарушения
(Макаров И.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Причины такого положения дел можно видеть в слабой развитости отделений политических партий на первичном уровне или в низкой заинтересованности партийных лидеров в локальной политической проблематике, что, наверное, является разными сторонами одного явления. Как бы то ни было, но проблематика муниципальной автономии в статусе избирательной комиссии муниципального образования <26> обратилась против самой идеи этого органа. Формирование избирательной комиссии муниципального образования только представительным органом в литературе неоднократно отмечалось в качестве недостатка <27>, в том числе в силу зависимости, в которую попадала комиссия.
(Макаров И.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Причины такого положения дел можно видеть в слабой развитости отделений политических партий на первичном уровне или в низкой заинтересованности партийных лидеров в локальной политической проблематике, что, наверное, является разными сторонами одного явления. Как бы то ни было, но проблематика муниципальной автономии в статусе избирательной комиссии муниципального образования <26> обратилась против самой идеи этого органа. Формирование избирательной комиссии муниципального образования только представительным органом в литературе неоднократно отмечалось в качестве недостатка <27>, в том числе в силу зависимости, в которую попадала комиссия.
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.03.2022 N 60-ФЗ
(ред. от 29.05.2023)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"8. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона избирательные комиссии муниципальных образований не формируются. Если на день вступления в силу настоящего Федерального закона осуществляется формирование избирательной комиссии муниципального образования, ее формирование прекращается, а в случае, если срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования истекает в 2022 году, срок полномочий такой избирательной комиссии продлевается до 1 января 2023 года.
(ред. от 29.05.2023)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"8. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона избирательные комиссии муниципальных образований не формируются. Если на день вступления в силу настоящего Федерального закона осуществляется формирование избирательной комиссии муниципального образования, ее формирование прекращается, а в случае, если срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования истекает в 2022 году, срок полномочий такой избирательной комиссии продлевается до 1 января 2023 года.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 93-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации""9. В случае принятия судом решения о расформировании избирательной комиссии муниципального образования в период избирательной кампании, кампании референдума избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует с соблюдением требований пункта 1 статьи 29 настоящего Федерального закона соответствующую временную комиссию в новом составе. По окончании избирательной кампании, кампании референдума избирательная комиссия муниципального образования формируется представительным органом муниципального образования с соблюдением требований, предусмотренных статьями 22 и 24 настоящего Федерального закона.";
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации""9. В случае принятия судом решения о расформировании избирательной комиссии муниципального образования в период избирательной кампании, кампании референдума избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует с соблюдением требований пункта 1 статьи 29 настоящего Федерального закона соответствующую временную комиссию в новом составе. По окончании избирательной кампании, кампании референдума избирательная комиссия муниципального образования формируется представительным органом муниципального образования с соблюдением требований, предусмотренных статьями 22 и 24 настоящего Федерального закона.";
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> Федеральным законом от 14 марта 2022 г. N 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" избирательные комиссии муниципальных образований были исключены из системы избирательных комиссий и их новые составы уже не формируются.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> Федеральным законом от 14 марта 2022 г. N 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" избирательные комиссии муниципальных образований были исключены из системы избирательных комиссий и их новые составы уже не формируются.
Статья: Особенности защиты избирательных прав в условиях применения актов избирательных комиссий рекомендательного характера или имеющих нормативные свойства
(Воронин Д.Ю.)
(Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС, 2022)Рассмотрим сферу формирования избирательных комиссий, в которой в разные годы давались разные рекомендации, среди которых особо выделим Методические рекомендации к вопросу формирования окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (далее - Методические рекомендации 2000 года) [5] и Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий (далее - Методические рекомендации 2010 года) [6].
(Воронин Д.Ю.)
(Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС, 2022)Рассмотрим сферу формирования избирательных комиссий, в которой в разные годы давались разные рекомендации, среди которых особо выделим Методические рекомендации к вопросу формирования окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (далее - Методические рекомендации 2000 года) [5] и Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий (далее - Методические рекомендации 2010 года) [6].
Статья: Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации по определению организационной основы муниципальных выборов: особенности регионального законодательства
(Макаров И.И.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Законом N 60-ФЗ исключены из Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ) упоминания избирательной комиссии муниципального образования или заменены словами "комиссия, организующая подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума". Статья 26 Закона N 67-ФЗ, посвященная порядку формирования и полномочиям территориальной комиссии, дополнена обширным п. 9.1, в котором изложены полномочия, осуществляемые территориальной комиссией при организации подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума. В указанном пункте воспроизведен перечень полномочий, прежде предписанный муниципальной избирательной комиссии в утратившей силу ст. 24 Закона N 67-ФЗ.
(Макаров И.И.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Законом N 60-ФЗ исключены из Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ) упоминания избирательной комиссии муниципального образования или заменены словами "комиссия, организующая подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума". Статья 26 Закона N 67-ФЗ, посвященная порядку формирования и полномочиям территориальной комиссии, дополнена обширным п. 9.1, в котором изложены полномочия, осуществляемые территориальной комиссией при организации подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума. В указанном пункте воспроизведен перечень полномочий, прежде предписанный муниципальной избирательной комиссии в утратившей силу ст. 24 Закона N 67-ФЗ.
Статья: Принцип независимости избирательных комиссий в актах Конституционного Суда Российской Федерации
(Воронин Д.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)<6> Добровольский П.Е. Независимость избирательных комиссий муниципальных образований: методика сравнительно-правового исследования // Бизнес в законе. 2009. N 1. С. 16 - 21.
(Воронин Д.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)<6> Добровольский П.Е. Независимость избирательных комиссий муниципальных образований: методика сравнительно-правового исследования // Бизнес в законе. 2009. N 1. С. 16 - 21.
Статья: Органы публичной власти как участники избирательного процесса
(Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)Таким образом, доктрина "самоорганизация избирателей", по сути, представлявшая идеологическую оболочку для организации проведения неконкурентных, безальтернативных выборов в советский период и получившая ограниченное применение в ранний постсоветский период, была заменена структурированной многоуровневой системой избирательных комиссий в Российской Федерации, в рамках которой впоследствии стали постепенно усиливаться субординационные отношения. Основу этой системы составили постоянно действующие ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные избирательные комиссии, избирательные комиссии муниципальных образований. При этом место избирательных комиссий субъектов РФ в системе организации государственной власти субъектов РФ отличалось большой спецификой, так как Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривались полномочия ЦИК РФ по участию в формировании этой комиссии, отмене ее актов, возможность расформирования этой комиссии. Аналогичным образом избирательная комиссия субъекта РФ наделялась правом влиять на состав и контролировать законность решений избирательных комиссий муниципальных образований. Общий статус избирательной комиссии муниципального образования был определен парадоксальным образом: она является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления. Как справедливо полагает Е.В. Белоусова, исключение избирательной комиссии из числа органов местного самоуправления при возложении на нее функций по решению вопросов местного значения представляется необоснованным и не отражающим ее правовую природу <5>. Полагаем, что осуществление избирательной комиссией муниципального образования функций в рамках вертикали избирательной власти не должно изменять ее правовую природу, основанную на признании самостоятельности местного самоуправления.
(Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)Таким образом, доктрина "самоорганизация избирателей", по сути, представлявшая идеологическую оболочку для организации проведения неконкурентных, безальтернативных выборов в советский период и получившая ограниченное применение в ранний постсоветский период, была заменена структурированной многоуровневой системой избирательных комиссий в Российской Федерации, в рамках которой впоследствии стали постепенно усиливаться субординационные отношения. Основу этой системы составили постоянно действующие ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные избирательные комиссии, избирательные комиссии муниципальных образований. При этом место избирательных комиссий субъектов РФ в системе организации государственной власти субъектов РФ отличалось большой спецификой, так как Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривались полномочия ЦИК РФ по участию в формировании этой комиссии, отмене ее актов, возможность расформирования этой комиссии. Аналогичным образом избирательная комиссия субъекта РФ наделялась правом влиять на состав и контролировать законность решений избирательных комиссий муниципальных образований. Общий статус избирательной комиссии муниципального образования был определен парадоксальным образом: она является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления. Как справедливо полагает Е.В. Белоусова, исключение избирательной комиссии из числа органов местного самоуправления при возложении на нее функций по решению вопросов местного значения представляется необоснованным и не отражающим ее правовую природу <5>. Полагаем, что осуществление избирательной комиссией муниципального образования функций в рамках вертикали избирательной власти не должно изменять ее правовую природу, основанную на признании самостоятельности местного самоуправления.
Статья: Развитие территорий муниципальных образований и реализация демократических инструментов
(Тепляшин И.В., Богатова Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)Интересной и перспективной представляется деятельность общественных молодежных структур, формируемых на региональном уровне: молодежных парламентов, молодежных правительств-дублеров (молодежных экспертных советов), молодежных избирательных комиссий. В некоторых муниципальных образованиях подобные формы имеют место, в частности молодежные собрания при городских советах депутатов. Авторы статьи полагают, что такой опыт вовлечения молодежи на муниципальном уровне следует развивать и расширить практику его применения, привлекая активных молодых граждан к вопросам жизнедеятельности своих муниципальных образований. Существенной по своей мировоззренческой роли представляется деятельность, направленная на формирование у молодых людей финансовой грамотности, получение знаний в сфере организации местного самоуправления, конституционных принципов взаимодействия публичной власти и общества, что не теряет своей актуальности применительно к иным общественным активам муниципальных образований.
(Тепляшин И.В., Богатова Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)Интересной и перспективной представляется деятельность общественных молодежных структур, формируемых на региональном уровне: молодежных парламентов, молодежных правительств-дублеров (молодежных экспертных советов), молодежных избирательных комиссий. В некоторых муниципальных образованиях подобные формы имеют место, в частности молодежные собрания при городских советах депутатов. Авторы статьи полагают, что такой опыт вовлечения молодежи на муниципальном уровне следует развивать и расширить практику его применения, привлекая активных молодых граждан к вопросам жизнедеятельности своих муниципальных образований. Существенной по своей мировоззренческой роли представляется деятельность, направленная на формирование у молодых людей финансовой грамотности, получение знаний в сфере организации местного самоуправления, конституционных принципов взаимодействия публичной власти и общества, что не теряет своей актуальности применительно к иным общественным активам муниципальных образований.
Статья: Круг лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности: к вопросу об актуализации антикоррупционного контроля в связи с конституционной реформой 2020 года
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)Иными словами, федеральное законодательство, определяя костяк органов местного самоуправления, создаваемых в муниципальных образованиях в обязательном порядке, задает и минимальный круг муниципальных должностей. Однако допускается вариативность в части формирования контрольно-счетного органа и возможности возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на другие избирательные комиссии, что будет говорить и об отсутствии членов этих органов как муниципальных должностных лиц в данном муниципальном образовании. Кроме того, согласно тому же Закону структуру органов местного самоуправления могут составлять и "иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения" <26>. Поэтому если такие органы в том или ином муниципалитете созданы, а их члены удовлетворяют признакам дефиниции муниципальных должностных лиц в ст. 2 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", то они также войдут в локальный перечень "лиц, замещающих муниципальные должности".
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)Иными словами, федеральное законодательство, определяя костяк органов местного самоуправления, создаваемых в муниципальных образованиях в обязательном порядке, задает и минимальный круг муниципальных должностей. Однако допускается вариативность в части формирования контрольно-счетного органа и возможности возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на другие избирательные комиссии, что будет говорить и об отсутствии членов этих органов как муниципальных должностных лиц в данном муниципальном образовании. Кроме того, согласно тому же Закону структуру органов местного самоуправления могут составлять и "иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения" <26>. Поэтому если такие органы в том или ином муниципалитете созданы, а их члены удовлетворяют признакам дефиниции муниципальных должностных лиц в ст. 2 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", то они также войдут в локальный перечень "лиц, замещающих муниципальные должности".
Статья: О пределах подзаконного регулирования избирательных прав граждан
(Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)делопроизводства в ЦИК РФ, делопроизводства в избирательной комиссии субъекта РФ, территориальной (районной, городской и иной) комиссии и избирательной комиссии муниципального образования;
(Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)делопроизводства в ЦИК РФ, делопроизводства в избирательной комиссии субъекта РФ, территориальной (районной, городской и иной) комиссии и избирательной комиссии муниципального образования;