Формирование ежегодного плана проверок органами прокуратуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Формирование ежегодного плана проверок органами прокуратуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 8 ноября 2019 г. N 783 "О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 8 ноября 2019 г. N 783 "О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)На основании данных об учтенных объектах контроля (надзора), их категорий (по уровню риска и размеру - микро-, малые и средние, крупные предприятия), истории проведения прошлых проверок формируется ежегодный план проведения плановых проверок, подлежащий согласованию органами прокуратуры <1>. В этот план, как правило, не включаются объекты контроля (надзора), отнесенные к категории низкого риска. Кроме того, в зависимости от категории риска в план вносятся определенные виды мероприятий по контролю и устанавливается периодичность, например, выездные проверки для объектов среднего риска могут планироваться раз в пять лет, а для объектов высокого риска - раз в два года.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)На основании данных об учтенных объектах контроля (надзора), их категорий (по уровню риска и размеру - микро-, малые и средние, крупные предприятия), истории проведения прошлых проверок формируется ежегодный план проведения плановых проверок, подлежащий согласованию органами прокуратуры <1>. В этот план, как правило, не включаются объекты контроля (надзора), отнесенные к категории низкого риска. Кроме того, в зависимости от категории риска в план вносятся определенные виды мероприятий по контролю и устанавливается периодичность, например, выездные проверки для объектов среднего риска могут планироваться раз в пять лет, а для объектов высокого риска - раз в два года.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Плановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно в соответствии с ежегодным сводным планом проверок, сформированным Генеральной прокуратурой Российской Федерации на основании ежегодных планов проверок по субъектам Российской Федерации, сформированных прокуратурами субъектов Российской Федерации. При этом плановая проверка деятельности одного и того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации или должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется не чаще одного раза в два года.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Плановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно в соответствии с ежегодным сводным планом проверок, сформированным Генеральной прокуратурой Российской Федерации на основании ежегодных планов проверок по субъектам Российской Федерации, сформированных прокуратурами субъектов Российской Федерации. При этом плановая проверка деятельности одного и того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации или должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется не чаще одного раза в два года.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)6.4. Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)6.4. Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно ч. 4 комментируемой статьи плановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно в соответствии с ежегодным сводным планом проверок, сформированным Генеральной прокуратурой Российской Федерации на основании ежегодных планов проверок по субъектам Российской Федерации, сформированных прокуратурами субъектов Российской Федерации. При этом плановая проверка деятельности одного и того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации или должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется не чаще одного раза в два года.
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно ч. 4 комментируемой статьи плановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно в соответствии с ежегодным сводным планом проверок, сформированным Генеральной прокуратурой Российской Федерации на основании ежегодных планов проверок по субъектам Российской Федерации, сформированных прокуратурами субъектов Российской Федерации. При этом плановая проверка деятельности одного и того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации или должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется не чаще одного раза в два года.
Статья: Правовые основы деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и Республики Казахстан по обеспечению законности в сфере осуществления государственного контроля и надзора
(Полякова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)В Российской Федерации законодатель идет по пути расширения нормотворческих полномочий Генеральной прокуратуры в области государственного контроля. Так, в принятом в 2008 г. Законе о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля <7> содержались лишь нормы об утверждении Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядка согласования внеплановых проверок. Также с учетом предоставленных ч. 7 ст. 9 этого Закона полномочий по формированию ежегодного плана проверок Генеральным прокурором на основании п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре <8> закреплен порядок его формирования. В свою очередь, Закон о госконтроле предоставляет возможность Генеральному прокурору установить порядок рассмотрения органами прокуратуры ежегодных планов контрольных мероприятий, порядок согласования внеплановых мероприятий, форму заявления контролирующего органа о таком согласовании, а также порядок согласования являющихся альтернативой предписаниям соглашений контролируемых лиц с контрольным органом о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований.
(Полякова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)В Российской Федерации законодатель идет по пути расширения нормотворческих полномочий Генеральной прокуратуры в области государственного контроля. Так, в принятом в 2008 г. Законе о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля <7> содержались лишь нормы об утверждении Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядка согласования внеплановых проверок. Также с учетом предоставленных ч. 7 ст. 9 этого Закона полномочий по формированию ежегодного плана проверок Генеральным прокурором на основании п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре <8> закреплен порядок его формирования. В свою очередь, Закон о госконтроле предоставляет возможность Генеральному прокурору установить порядок рассмотрения органами прокуратуры ежегодных планов контрольных мероприятий, порядок согласования внеплановых мероприятий, форму заявления контролирующего органа о таком согласовании, а также порядок согласования являющихся альтернативой предписаниям соглашений контролируемых лиц с контрольным органом о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Готовое решение: Как проводятся плановые проверки организаций (контрольные (надзорные) мероприятия)
(КонсультантПлюс, 2025)Сводный ежегодный план проверок (контрольных (надзорных) мероприятий), проводимых в соответствии с Законом N 248-ФЗ, органы прокуратуры не формируют. Указанным Законом это не предусмотрено.
(КонсультантПлюс, 2025)Сводный ежегодный план проверок (контрольных (надзорных) мероприятий), проводимых в соответствии с Законом N 248-ФЗ, органы прокуратуры не формируют. Указанным Законом это не предусмотрено.
Статья: Плановые проверки юридических лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Плановые проверки, область применения которых установлена в ст. 26.3 Закона о защите прав юридических лиц, проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (ч. 3 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Плановые проверки, область применения которых установлена в ст. 26.3 Закона о защите прав юридических лиц, проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (ч. 3 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц).
Готовое решение: Как проводится земельный контроль
(КонсультантПлюс, 2025)Внеплановые контрольные мероприятия (кроме мероприятий без взаимодействия) проводят по основаниям, которые перечислены в п. п. 1, 3 - 9 ч. 1 ст. 57 Закона N 248-ФЗ (например, по требованию прокурора по поступившему обращению). В ряде случаев внеплановые мероприятия могут проводить только по согласованию с прокуратурой (ч. 1, 2 ст. 66 названного Закона).
(КонсультантПлюс, 2025)Внеплановые контрольные мероприятия (кроме мероприятий без взаимодействия) проводят по основаниям, которые перечислены в п. п. 1, 3 - 9 ч. 1 ст. 57 Закона N 248-ФЗ (например, по требованию прокурора по поступившему обращению). В ряде случаев внеплановые мероприятия могут проводить только по согласованию с прокуратурой (ч. 1, 2 ст. 66 названного Закона).
Вопрос: В каких случаях ФАС России проводятся проверки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов)?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)Руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" ФАС России проводятся плановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации органами государственного контроля (надзора) в соответствии с ежегодным сводным планом проверок, сформированным Генеральной прокуратурой Российской Федерации на основании ежегодных планов проверок по субъектам Российской Федерации, сформированных прокуратурами субъектов Российской Федерации. При этом плановая проверка деятельности одного и того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации или должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется не чаще одного раза в два года.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)Руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" ФАС России проводятся плановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации органами государственного контроля (надзора) в соответствии с ежегодным сводным планом проверок, сформированным Генеральной прокуратурой Российской Федерации на основании ежегодных планов проверок по субъектам Российской Федерации, сформированных прокуратурами субъектов Российской Федерации. При этом плановая проверка деятельности одного и того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации или должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется не чаще одного раза в два года.
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)б) гарантии при возбуждении контрольного (надзорного) производства (например, проведение плановой выездной проверки только при условии включения ее в ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий), формируемого контрольным (надзорным) органом и согласованного с органами прокуратуры);
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)б) гарантии при возбуждении контрольного (надзорного) производства (например, проведение плановой выездной проверки только при условии включения ее в ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий), формируемого контрольным (надзорным) органом и согласованного с органами прокуратуры);
"Защита прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля с учетом новых положений федерального законодательства"
(Вощинский М.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Приказ, к которому отсылает ст. 61 Закона N 248-ФЗ, - это Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 08.11.2019 N 783 "О Порядке формирования органами прокуратуры Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <17>.
(Вощинский М.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Приказ, к которому отсылает ст. 61 Закона N 248-ФЗ, - это Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 08.11.2019 N 783 "О Порядке формирования органами прокуратуры Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <17>.
Статья: Прокурор: полномочия, основания и порядок деятельности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы прокуратуры обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок (с учетом замечаний) и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ для формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок (ч. 6.4 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы прокуратуры обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок (с учетом замечаний) и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ для формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок (ч. 6.4 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей).
Статья: Федеральный государственный пожарный надзор: проблемы привлечения к административной ответственности физических лиц в связи с изменением законодательства
(Винокуров В.А., Шманцарь Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Если буквально следовать требованиям, изложенным в упомянутой норме ч. 3.1 ст. 28.1 Кодекса, полагая, что гражданин (физическое лицо) является контролируемым лицом в любом случае, то для того, чтобы привлечь это лицо к административной ответственности, требуется провести контрольное (надзорное) мероприятие во взаимодействии с контролируемым лицом. При этом действовать необходимо в соответствии с ежегодным планом контрольного (надзорного) мероприятия, формируемого контрольным (надзорным) органом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры. Требование по согласованию с органами прокуратуры относится и к внеплановым контрольным (надзорным) мероприятиям (ч. 1 ст. 61, ч. 2 ст. 66 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"). Однако Правительством РФ установлено, что в 2022 - 2023 гг. внеплановые проверки могут проводиться при условии согласования с органами прокуратуры, в частности "при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан" <9>. Данная причина соотносится с условием, позволяющим осуществлять федеральный государственный пожарный надзор. Но законодательство Российской Федерации не определяет, что будет являться непосредственной угрозой. Интересно, что попытку пояснить нормы правительственного акта осуществил Департамент государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Министерства экономического развития Российской Федерации, который письмом (!) сообщил об отсутствии каких-либо критериев для определения непосредственной угрозы причинения вреда, но высказал предположение, что "понятие "непосредственная угроза" подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования контрольных (надзорных) органов неминуемо влечет наступление негативных последствий" <10>. Суждение, конечно, интересное, но не имеющее никакой юридической силы и практической значимости, поскольку, с одной стороны, Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009, правом издавать нормативные правовые акты наделены федеральные органы исполнительной власти, а не их структурные подразделения, причем в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм указанными Правилами не допускается <11>, а с другой стороны, оценка обоснованности проведения внеплановой проверки будет даваться работниками органов прокуратуры, т.е. будет иметь субъективный характер.
(Винокуров В.А., Шманцарь Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Если буквально следовать требованиям, изложенным в упомянутой норме ч. 3.1 ст. 28.1 Кодекса, полагая, что гражданин (физическое лицо) является контролируемым лицом в любом случае, то для того, чтобы привлечь это лицо к административной ответственности, требуется провести контрольное (надзорное) мероприятие во взаимодействии с контролируемым лицом. При этом действовать необходимо в соответствии с ежегодным планом контрольного (надзорного) мероприятия, формируемого контрольным (надзорным) органом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры. Требование по согласованию с органами прокуратуры относится и к внеплановым контрольным (надзорным) мероприятиям (ч. 1 ст. 61, ч. 2 ст. 66 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"). Однако Правительством РФ установлено, что в 2022 - 2023 гг. внеплановые проверки могут проводиться при условии согласования с органами прокуратуры, в частности "при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан" <9>. Данная причина соотносится с условием, позволяющим осуществлять федеральный государственный пожарный надзор. Но законодательство Российской Федерации не определяет, что будет являться непосредственной угрозой. Интересно, что попытку пояснить нормы правительственного акта осуществил Департамент государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Министерства экономического развития Российской Федерации, который письмом (!) сообщил об отсутствии каких-либо критериев для определения непосредственной угрозы причинения вреда, но высказал предположение, что "понятие "непосредственная угроза" подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования контрольных (надзорных) органов неминуемо влечет наступление негативных последствий" <10>. Суждение, конечно, интересное, но не имеющее никакой юридической силы и практической значимости, поскольку, с одной стороны, Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009, правом издавать нормативные правовые акты наделены федеральные органы исполнительной власти, а не их структурные подразделения, причем в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм указанными Правилами не допускается <11>, а с другой стороны, оценка обоснованности проведения внеплановой проверки будет даваться работниками органов прокуратуры, т.е. будет иметь субъективный характер.