Досудебный порядок урегулирования административных споров
Подборка наиболее важных документов по запросу Досудебный порядок урегулирования административных споров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 22 "Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости" Федерального закона "О государственной кадастровой оценке""Положения Закона N 237-ФЗ не предусматривают обязательного соблюдения досудебного урегулирования административного спора, а именно предварительного обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 1 статьи 22 Закона N 237-ФЗ)."
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры по кадастровой стоимости объекта недвижимости (гл. 25 КАС РФ): Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)2. Административный истец не согласен с оставлением иска об установлении кадастровой стоимости без рассмотрения из-за несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора
(КонсультантПлюс, 2025)2. Административный истец не согласен с оставлением иска об установлении кадастровой стоимости без рассмотрения из-за несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административно-правовой спор и тенденции его трансформации в современных условиях
(Лифанов Д.М.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 6)В современных условиях внесудебный порядок урегулирования административно-правовых споров, как представляется, требует адаптации к правоотношениям в информационной сфере. Технологическое развитие и распространение информационных технологий в досудебном обжаловании становятся причиной усложнения общественных отношений, возникающих в связи с обжалованием решений органов публичной власти, действий (бездействия) их должностных лиц. Сказанное обусловливает необходимость модернизации существующей концепции административно-правового спора в соответствии с новыми запросами информационного общества и современными стандартами в сфере правового регулирования цифровой трансформации.
(Лифанов Д.М.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 6)В современных условиях внесудебный порядок урегулирования административно-правовых споров, как представляется, требует адаптации к правоотношениям в информационной сфере. Технологическое развитие и распространение информационных технологий в досудебном обжаловании становятся причиной усложнения общественных отношений, возникающих в связи с обжалованием решений органов публичной власти, действий (бездействия) их должностных лиц. Сказанное обусловливает необходимость модернизации существующей концепции административно-правового спора в соответствии с новыми запросами информационного общества и современными стандартами в сфере правового регулирования цифровой трансформации.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Другие специалисты, напротив, отмечают беспочвенность таких сомнений, подчеркивая, что введение обязательного досудебного порядка урегулирования административных споров обусловлено стремлением снизить судебную нагрузку по разрешению административных споров с перенаправлением основного потока жалоб по отдельным административным спорам в административные органы.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Другие специалисты, напротив, отмечают беспочвенность таких сомнений, подчеркивая, что введение обязательного досудебного порядка урегулирования административных споров обусловлено стремлением снизить судебную нагрузку по разрешению административных споров с перенаправлением основного потока жалоб по отдельным административным спорам в административные органы.
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)6) документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась;
(ред. от 31.07.2025)6) документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась;
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.
(ред. от 01.04.2025)Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.
Статья: К вопросу о понимании и систематизации административных споров в Российской Федерации
(Порываев С.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)На данный момент производство по разрешению внесудебных административных споров урегулировано рядом законодательных актов, среди которых базовый характер имеет Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <13>. Но наряду с ним действуют также законы, устанавливающие специальный порядок рассмотрения жалоб и заявлений, а также разрешения споров в конкретных сферах общественной жизни. Среди таких законов, содержащих более или менее детальное правовое регулирование, можно упомянуть Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <14>, Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <15>, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <16>, Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <17>, Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <18>, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <19>, Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" <20>, Налоговый кодекс Российской Федерации <21>. Выделяемая система федеральных законов в научных трудах называется исполнительным (внесудебным) административно-процессуальным законодательством <22>.
(Порываев С.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)На данный момент производство по разрешению внесудебных административных споров урегулировано рядом законодательных актов, среди которых базовый характер имеет Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <13>. Но наряду с ним действуют также законы, устанавливающие специальный порядок рассмотрения жалоб и заявлений, а также разрешения споров в конкретных сферах общественной жизни. Среди таких законов, содержащих более или менее детальное правовое регулирование, можно упомянуть Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <14>, Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <15>, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <16>, Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <17>, Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <18>, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <19>, Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" <20>, Налоговый кодекс Российской Федерации <21>. Выделяемая система федеральных законов в научных трудах называется исполнительным (внесудебным) административно-процессуальным законодательством <22>.
Статья: Правовая природа досудебного порядка урегулирования спора в цивилистическом процессе
(Луконина Ю.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 10)Статья посвящена наиболее актуальным вопросам правовой природы и сущности досудебного порядка урегулирования спора в арбитражном, гражданском и административном судопроизводствах, составляющих цивилистический процесс. Целью исследования стало определение процессуально-правовой роли досудебного порядка урегулирования спора в судебном процессе по арбитражным спорам, а также гражданским и административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции. Автором анализируется действующее законодательство и судебная практика по вопросам соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, с помощью диалектического и системного методов исследуется специальная литература по поднятой проблематике, моделируется комплексное представление о досудебном урегулировании сквозь призму сложившейся в России судебной практики. Автор приходит к выводу о формальном значении досудебного порядка урегулирования спора в судебном процессе, тем самым создавая еще одно научное представление о досудебном урегулировании и, как следствие, делая предложение об изменении роли досудебного порядка в судебном процессе.
(Луконина Ю.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 10)Статья посвящена наиболее актуальным вопросам правовой природы и сущности досудебного порядка урегулирования спора в арбитражном, гражданском и административном судопроизводствах, составляющих цивилистический процесс. Целью исследования стало определение процессуально-правовой роли досудебного порядка урегулирования спора в судебном процессе по арбитражным спорам, а также гражданским и административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции. Автором анализируется действующее законодательство и судебная практика по вопросам соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, с помощью диалектического и системного методов исследуется специальная литература по поднятой проблематике, моделируется комплексное представление о досудебном урегулировании сквозь призму сложившейся в России судебной практики. Автор приходит к выводу о формальном значении досудебного порядка урегулирования спора в судебном процессе, тем самым создавая еще одно научное представление о досудебном урегулировании и, как следствие, делая предложение об изменении роли досудебного порядка в судебном процессе.
Статья: Административный спор в наследии Надежды Георгиевны Салищевой и в современной российской правовой системе
(Порываев С.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)В настоящее время производство по разрешению внесудебных административных споров урегулировано рядом законодательных актов, среди которых основополагающее значение имеет Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <14>. Но наряду с ним действуют также законы, устанавливающие специальный порядок рассмотрения обращений и разрешения споров в конкретных сферах общественной жизни. Среди таких законов, содержащих более или менее детальное правовое регулирование, можно упомянуть Федеральные законы "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (гл. 9) <15>, "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (гл. 51) <16>, "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (гл. 6) <17>, "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 60.1, 60.2) <18>, "Об исполнительном производстве" (гл. 18) <19>, "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (гл. VIII.1) <20>, "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (гл. 2.1) <21>, "О воинской обязанности и военной службе" (разд. V.1) <22>, "О кадастровой деятельности" (ст. 26.1) <23>, "О стандартизации в Российской Федерации" (ст. 13) <24>, Налоговый кодекс РФ (разд. VII) <25>, а также ряд подзаконных нормативных актов в сферах стандартизации <26>, кадастрового учета <27>, патентного регулирования <28>, тарифного регулирования <29>, банковского регулирования <30>, оказания государственных и муниципальных услуг <31>.
(Порываев С.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)В настоящее время производство по разрешению внесудебных административных споров урегулировано рядом законодательных актов, среди которых основополагающее значение имеет Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <14>. Но наряду с ним действуют также законы, устанавливающие специальный порядок рассмотрения обращений и разрешения споров в конкретных сферах общественной жизни. Среди таких законов, содержащих более или менее детальное правовое регулирование, можно упомянуть Федеральные законы "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (гл. 9) <15>, "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (гл. 51) <16>, "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (гл. 6) <17>, "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 60.1, 60.2) <18>, "Об исполнительном производстве" (гл. 18) <19>, "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (гл. VIII.1) <20>, "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (гл. 2.1) <21>, "О воинской обязанности и военной службе" (разд. V.1) <22>, "О кадастровой деятельности" (ст. 26.1) <23>, "О стандартизации в Российской Федерации" (ст. 13) <24>, Налоговый кодекс РФ (разд. VII) <25>, а также ряд подзаконных нормативных актов в сферах стандартизации <26>, кадастрового учета <27>, патентного регулирования <28>, тарифного регулирования <29>, банковского регулирования <30>, оказания государственных и муниципальных услуг <31>.
Статья: Досудебное урегулирование налоговых споров: перспективы в эпоху цифровизации
(Голубитченко М.А., Галанова И.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 2)<8> Казачкова З.М., Летавина Е.А. Досудебный порядок урегулирования налоговых споров // Административное право и процесс. 2014. N 5. С. 45.
(Голубитченко М.А., Галанова И.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 2)<8> Казачкова З.М., Летавина Е.А. Досудебный порядок урегулирования налоговых споров // Административное право и процесс. 2014. N 5. С. 45.
Статья: Публичная администрация и административно-публичная деятельность в Российской Федерации
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)2) специальные задачи административно-правовой охраны (задачи административного санкционирования, задачи противодействия административным деликтам, задачи противодействия административным казусам и обеспечения публичных приоритетов, задачи внесудебного урегулирования административных споров).
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)2) специальные задачи административно-правовой охраны (задачи административного санкционирования, задачи противодействия административным деликтам, задачи противодействия административным казусам и обеспечения публичных приоритетов, задачи внесудебного урегулирования административных споров).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)6. Документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась, а также документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)6. Документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась, а также документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются.
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Судебное обжалование осуществляется в порядке административного судопроизводства в рамках КАС. Частью 3 ст. 4 КАС установлена необходимость соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования административного спора, если для определенной категории административных дел он установлен федеральным законом.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Судебное обжалование осуществляется в порядке административного судопроизводства в рамках КАС. Частью 3 ст. 4 КАС установлена необходимость соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования административного спора, если для определенной категории административных дел он установлен федеральным законом.
Статья: Административное право России с позиции функционального подхода как самостоятельная отрасль права и ключевая учебная дисциплина
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)В рамках функции административно-правовой охраны компетентные органы (уполномоченные должностные лица) публичной администрации Российской Федерации осуществляют: административное санкционирование, противодействие административным деликтам, противодействие административным казусам и обеспечение публичных приоритетов, внесудебное урегулирование административных споров.
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)В рамках функции административно-правовой охраны компетентные органы (уполномоченные должностные лица) публичной администрации Российской Федерации осуществляют: административное санкционирование, противодействие административным деликтам, противодействие административным казусам и обеспечение публичных приоритетов, внесудебное урегулирование административных споров.