Досрочное прекращение права пользования недрами
Подборка наиболее важных документов по запросу Досрочное прекращение права пользования недрами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 20 "Прекращение права пользования недрами" Закона РФ "О недрах""Нормы Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", регулирующие порядок досрочного прекращения права пользования недрами, не являются императивными, устанавливающими безусловную обязанность лицензирующего органа при наличии перечисленных в статьях 20, 21 данного Закона оснований принять решение о досрочном прекращении лицензии на право пользования участками недр."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 22 "Основные права и обязанности пользователя недр" Закона РФ "О недрах"При этом, права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 21.1. Пользование участками недр при досрочном прекращении права пользования участками недр
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 21.1. Пользование участками недр при досрочном прекращении права пользования участками недр
Статья: Предоставление прав на земельные участки в целях образования особо охраняемых геологических объектов
(Ерыгин Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)В научной литературе справедливо обращается внимание на важность достижения соглашения о передаче прав на указанные земельные участки между их обладателем и пользователем недр <3>. Отсутствие такой сделки может привести не только к затягиванию сроков выполнения последним своих лицензионных обязательств, но и к досрочному прекращению права пользования недрами <4>.
(Ерыгин Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)В научной литературе справедливо обращается внимание на важность достижения соглашения о передаче прав на указанные земельные участки между их обладателем и пользователем недр <3>. Отсутствие такой сделки может привести не только к затягиванию сроков выполнения последним своих лицензионных обязательств, но и к досрочному прекращению права пользования недрами <4>.
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, указанными в части первой статьи 21 настоящего Закона, в случаях:
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, указанными в части первой статьи 21 настоящего Закона, в случаях:
Приказ Минприроды России N 743, Роснедр N 08 от 13.10.2021
"Об утверждении Порядка прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2021 N 66305)Зарегистрировано в Минюсте России 13 декабря 2021 г. N 66305
"Об утверждении Порядка прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2021 N 66305)Зарегистрировано в Минюсте России 13 декабря 2021 г. N 66305
Готовое решение: Кто должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)пользователи недр, лица, чье право пользования недрами было досрочно прекращено согласно ст. 20 Закона о недрах, при осуществлении пользования недрами которыми образованы эти породы, - если такие породы не используются в целях, предусмотренных п. п. 1 - 5 ч. 1 ст. 23.5 Закона о недрах;
(КонсультантПлюс, 2025)пользователи недр, лица, чье право пользования недрами было досрочно прекращено согласно ст. 20 Закона о недрах, при осуществлении пользования недрами которыми образованы эти породы, - если такие породы не используются в целях, предусмотренных п. п. 1 - 5 ч. 1 ст. 23.5 Закона о недрах;
Статья: Проблема определения правовой природы права пользования отходами недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 2)Между тем в отношении вскрышных и вмещающих горных пород, являющихся особой разновидностью отходов недропользования, в случае дальнейшего использования данных объектов в выдаваемой лицензии возможно указание на хозяйствующего субъекта как собственника в силу п. 13 ч. 1 ст. 12 Закона "О недрах". При этом право собственности на указанные объекты носит усеченный характер, так как владение, пользование и распоряжение вскрышными и вмещающими горными породами возможны лишь в законодательно ограниченных пределах, обозначенных в ст. 23.5 Закона "О недрах". Данное нормативное закрепление также подтверждает отсутствие у пользователя недр абсолютного права собственности на отходы недропользования и сохранение данного права за публично-правовым образованием. Об этом в том числе, свидетельствует возможность законодательного применения оснований досрочного прекращения права пользования недрами в случаях, установленных ст. 20 Закона "О недрах", которые применимы в отношении указанных объектов. Учитывая то обстоятельство, что анализируемое право пользования отходами недропользования и разделение ("расщепление") распорядительных полномочий возникают у пользователя недр на основании прямого указания Закона, а также распоряжения компетентного органа, облеченного в форму лицензии, следует сделать вывод о возможности применения концепции "расщепленной собственности" к анализируемым правоотношениям.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 2)Между тем в отношении вскрышных и вмещающих горных пород, являющихся особой разновидностью отходов недропользования, в случае дальнейшего использования данных объектов в выдаваемой лицензии возможно указание на хозяйствующего субъекта как собственника в силу п. 13 ч. 1 ст. 12 Закона "О недрах". При этом право собственности на указанные объекты носит усеченный характер, так как владение, пользование и распоряжение вскрышными и вмещающими горными породами возможны лишь в законодательно ограниченных пределах, обозначенных в ст. 23.5 Закона "О недрах". Данное нормативное закрепление также подтверждает отсутствие у пользователя недр абсолютного права собственности на отходы недропользования и сохранение данного права за публично-правовым образованием. Об этом в том числе, свидетельствует возможность законодательного применения оснований досрочного прекращения права пользования недрами в случаях, установленных ст. 20 Закона "О недрах", которые применимы в отношении указанных объектов. Учитывая то обстоятельство, что анализируемое право пользования отходами недропользования и разделение ("расщепление") распорядительных полномочий возникают у пользователя недр на основании прямого указания Закона, а также распоряжения компетентного органа, облеченного в форму лицензии, следует сделать вывод о возможности применения концепции "расщепленной собственности" к анализируемым правоотношениям.
Статья: Соглашение о сервисных рисках как инструмент обеспечения экономической деятельности в сфере недропользования
(Кирилловых А.А.)
("Право и экономика", 2023, N 1)- досрочное прекращение права пользования участком недр;
(Кирилловых А.А.)
("Право и экономика", 2023, N 1)- досрочное прекращение права пользования участком недр;
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2) со дня истечения одного года со дня досрочного прекращения прав пользования недрами, при осуществлении пользования которыми были образованы вскрышные и вмещающие породы, - в случае, если лицо, право пользования недрами которого было досрочно прекращено в соответствии со статьей 20 настоящего Закона, не приступило к их использованию для ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивации земель (за исключением случая предоставления участка недр, право пользования которым было досрочно прекращено, в пользование иному лицу по основаниям, предусмотренным статьей 10.1 настоящего Закона);
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2) со дня истечения одного года со дня досрочного прекращения прав пользования недрами, при осуществлении пользования которыми были образованы вскрышные и вмещающие породы, - в случае, если лицо, право пользования недрами которого было досрочно прекращено в соответствии со статьей 20 настоящего Закона, не приступило к их использованию для ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивации земель (за исключением случая предоставления участка недр, право пользования которым было досрочно прекращено, в пользование иному лицу по основаниям, предусмотренным статьей 10.1 настоящего Закона);
Статья: Вопросы использования и охраны земель в стратегическом планировании недропользования на федеральном уровне
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Примечательно, что рациональное природопользование рассматривается в Доктрине как один из принципов обеспечения энергетической безопасности (п. 23). В сущности, данный принцип мог бы послужить основой выработки концепции, обосновывающей право недропользователя на использование части соответствующей земной поверхности, поскольку это объективно необходимый этап для осуществления пользования недрами. Рациональным природопользованием может быть аргументирована обязательность предоставления земельного участка или земель, выдачи разрешения на их использование, заключения договора и т.д.: если государство предоставляет участок недр в пользование, выдает для его освоения лицензию конкретному пользователю недр, то вполне обоснованно передать для этого в надлежащем порядке часть необходимой для доступа к участку недр земной поверхности. Все вопросы о возможности использования земельных участков и земель недропользователем, соблюдении правового режима соответствующей категории земель и вида разрешенного использования земельного участка целесообразно разрешить при этом до предоставления участка недр в пользование. В противном случае такое предоставление иногда элементарно утрачивает смысл, наталкиваясь на особенности правового режима земель и земельных участков, неясность правовых норм и отсутствие закрепления определенных полномочий ответственных лиц как их обязанности, что приводит к невозможности осуществления условий, установленных в лицензии на пользование недрами, и в самых проблемных случаях - к досрочному прекращению права пользования недрами <12>.
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Примечательно, что рациональное природопользование рассматривается в Доктрине как один из принципов обеспечения энергетической безопасности (п. 23). В сущности, данный принцип мог бы послужить основой выработки концепции, обосновывающей право недропользователя на использование части соответствующей земной поверхности, поскольку это объективно необходимый этап для осуществления пользования недрами. Рациональным природопользованием может быть аргументирована обязательность предоставления земельного участка или земель, выдачи разрешения на их использование, заключения договора и т.д.: если государство предоставляет участок недр в пользование, выдает для его освоения лицензию конкретному пользователю недр, то вполне обоснованно передать для этого в надлежащем порядке часть необходимой для доступа к участку недр земной поверхности. Все вопросы о возможности использования земельных участков и земель недропользователем, соблюдении правового режима соответствующей категории земель и вида разрешенного использования земельного участка целесообразно разрешить при этом до предоставления участка недр в пользование. В противном случае такое предоставление иногда элементарно утрачивает смысл, наталкиваясь на особенности правового режима земель и земельных участков, неясность правовых норм и отсутствие закрепления определенных полномочий ответственных лиц как их обязанности, что приводит к невозможности осуществления условий, установленных в лицензии на пользование недрами, и в самых проблемных случаях - к досрочному прекращению права пользования недрами <12>.
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона о недрах в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона о недрах в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) нарушения пользователем недр условий лицензии на пользование недрами, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) нарушения пользователем недр условий лицензии на пользование недрами, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами;
Статья: Эколого-правовые риски при добыче полезных ископаемых (на примере добычи угля)
(Вершило Н.Д., Вершило Т.А.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Рассмотрим в первой группе, например, риск досрочного прекращения права пользования недрами по лицензиям в результате нарушения объемов добычи, указанных в календарном плане утвержденного технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых, согласованного в соответствии со ст. 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах" <13>. Для минимизации данного риска следует разработать дополнение к техническому проекту разработки месторождения <14> и направить дополнение к проектной документации на согласование в ЦКР ТПИ Роснедр с последующим получением от них протокола согласования. Или же риск досрочного прекращения права пользования недрами в результате нарушения срока предоставления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальный фонд в соответствии с требованиями к содержанию геологической информации о недрах и формой ее предоставления, порядком и сроками предоставления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды в соответствии со ст. 22, 23, 27 и 27.2 Закона Российской Федерации "О недрах". Могут иметь место также риски досрочного прекращения права пользования недрами в результате нарушения требований по рациональному использованию и охране недр, по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, в результате нарушения установленного проектом уровня добычи полезных ископаемых и др.
(Вершило Н.Д., Вершило Т.А.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Рассмотрим в первой группе, например, риск досрочного прекращения права пользования недрами по лицензиям в результате нарушения объемов добычи, указанных в календарном плане утвержденного технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых, согласованного в соответствии со ст. 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах" <13>. Для минимизации данного риска следует разработать дополнение к техническому проекту разработки месторождения <14> и направить дополнение к проектной документации на согласование в ЦКР ТПИ Роснедр с последующим получением от них протокола согласования. Или же риск досрочного прекращения права пользования недрами в результате нарушения срока предоставления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальный фонд в соответствии с требованиями к содержанию геологической информации о недрах и формой ее предоставления, порядком и сроками предоставления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды в соответствии со ст. 22, 23, 27 и 27.2 Закона Российской Федерации "О недрах". Могут иметь место также риски досрочного прекращения права пользования недрами в результате нарушения требований по рациональному использованию и охране недр, по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, в результате нарушения установленного проектом уровня добычи полезных ископаемых и др.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Также предусматривается, что пользователями недр, осуществляющими региональное геологическое изучение недр за счет собственных и (или) привлеченных средств пользователей недр, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт осуществления геологического изучения участков недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, не менее чем 5 лет и в отношении которых в течение 2 лет, предшествовавших дате подачи заявки на получение права пользования недрами, не принималось решение о досрочном прекращении права пользования недрами.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Также предусматривается, что пользователями недр, осуществляющими региональное геологическое изучение недр за счет собственных и (или) привлеченных средств пользователей недр, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт осуществления геологического изучения участков недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, не менее чем 5 лет и в отношении которых в течение 2 лет, предшествовавших дате подачи заявки на получение права пользования недрами, не принималось решение о досрочном прекращении права пользования недрами.
Статья: Оформление прав на публичные земельные участки для целей разработки месторождений полезных ископаемых: практические аспекты
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)На протяжении почти 20 лет в п. 4 ч. 1 ст. 12 "Содержание лицензии на пользование недрами" существовало требование о том, что лицензия должна содержать указание границ земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами, а в соответствии с п. 6 в лицензии на пользование недрами должны были содержаться условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании не только недрами, но и земельными участками. Каким образом в лицензию на пользование недрами могла попасть информация о границах земельного участка и размере арендной платы за него при том, что по российскому законодательству земля и недра являются самостоятельными природными ресурсами, распоряжаются ими различные органы исполнительной власти, а платежи перечисляются по различным механизмам, было совершенно непонятно. К тому же эти нормы вступали во внутреннее противоречие с положениями ст. 25.1 Закона о недрах, регулирующей предоставление земельных участков для работ, связанных с пользованием недрами, согласно которой земельный участок, находящийся в публичной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии и оформления горного и (или) геологического отвода. Тем не менее Минэкономразвития России в одном из своих писем, ориентируясь исключительно на ст. 12 Закона о недрах, указало, что поскольку лицензия должна содержать указание на границы земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами, и условия, связанные с платежами, то границы предоставляемого земельного участка и расчет размера арендной платы должны быть установлены до получения лицензии <22>. Вместе с тем, несмотря на то что в Законе о недрах имелась явная внутренняя коллизия, возникла тенденция к досрочному прекращению лицензии на право пользования недрами, если недропользователь не оформлял права на земельный участок, - на том основании, что тем самым нарушается одно из существенных лицензионных условий <23>. Верховный Суд РФ впоследствии присоединился к данной позиции, квалифицировав неисполнение обществом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок как факт существенного нарушения условий лицензионного соглашения <24>.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)На протяжении почти 20 лет в п. 4 ч. 1 ст. 12 "Содержание лицензии на пользование недрами" существовало требование о том, что лицензия должна содержать указание границ земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами, а в соответствии с п. 6 в лицензии на пользование недрами должны были содержаться условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании не только недрами, но и земельными участками. Каким образом в лицензию на пользование недрами могла попасть информация о границах земельного участка и размере арендной платы за него при том, что по российскому законодательству земля и недра являются самостоятельными природными ресурсами, распоряжаются ими различные органы исполнительной власти, а платежи перечисляются по различным механизмам, было совершенно непонятно. К тому же эти нормы вступали во внутреннее противоречие с положениями ст. 25.1 Закона о недрах, регулирующей предоставление земельных участков для работ, связанных с пользованием недрами, согласно которой земельный участок, находящийся в публичной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии и оформления горного и (или) геологического отвода. Тем не менее Минэкономразвития России в одном из своих писем, ориентируясь исключительно на ст. 12 Закона о недрах, указало, что поскольку лицензия должна содержать указание на границы земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами, и условия, связанные с платежами, то границы предоставляемого земельного участка и расчет размера арендной платы должны быть установлены до получения лицензии <22>. Вместе с тем, несмотря на то что в Законе о недрах имелась явная внутренняя коллизия, возникла тенденция к досрочному прекращению лицензии на право пользования недрами, если недропользователь не оформлял права на земельный участок, - на том основании, что тем самым нарушается одно из существенных лицензионных условий <23>. Верховный Суд РФ впоследствии присоединился к данной позиции, квалифицировав неисполнение обществом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок как факт существенного нарушения условий лицензионного соглашения <24>.