Досрочная страховая пенсия в связи с педагогической деятельностью
Подборка наиболее важных документов по запросу Досрочная страховая пенсия в связи с педагогической деятельностью (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 30 "Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии" Федерального закона "О страховых пенсиях""Доводы заявителя о необоснованном зачете в специальный стаж истца периода работы в МОУ "Круто-Верховская основная общеобразовательная школа" Мантуровского района Курской области, имевшего место после обращения Ф. с заявлением о назначении пенсии, не могут повлечь отмену принятых по делу судебных постановлений, поскольку Ф., реализуя гарантированное ей право на судебную защиту, обратилась в суд за разрешением пенсионного спора, поставив перед судом, в том числе, вопрос о включении данного периода в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периода. Данные обстоятельства являлись предметом судебной проверки судов первой и апелляционной инстанций, которые оценив представленные по делу доказательства, пришли к выводу о том, что спорный период подлежит зачету в специальный стаж, с учетом которого у истца по состоянию на 16 июля 2021 г. имеется предусмотренный пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ 25-летний стаж педагогической деятельности, необходимый для получения досрочной страховой пенсии по старости."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.03.2025 N 21-1/10/В-4071 <Как исчисляют периоды работы для назначения пенсии учителям и педагогам>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 17)Правовые основания и условия досрочного назначения страховой пенсии по старости педагогическим работникам, занятым определенной профессиональной деятельностью, связываются не с любой педагогической деятельностью, а непосредственно с работой в должностях в учреждениях, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (далее - Список N 781, Правила N 781).
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 17)Правовые основания и условия досрочного назначения страховой пенсии по старости педагогическим работникам, занятым определенной профессиональной деятельностью, связываются не с любой педагогической деятельностью, а непосредственно с работой в должностях в учреждениях, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (далее - Список N 781, Правила N 781).
Статья: Фактор времени в правовом регулировании социальной защиты пострадавших от радиации
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Такой подход применяется в качестве общего правила, а исключения встречаются в социальном законодательстве крайне редко. В частности, одним из нововведений в рамках мероприятий по повышению пенсионного возраста стало то, что лицам, приобретшим в связи с осуществлением педагогической, медицинской либо творческой деятельности право на досрочную страховую пенсию по старости, которая до 1 января 2019 г. назначалась независимо от возраста, она может быть установлена лишь по истечении определенного срока с момента возникновения у них такого права. Начиная с указанной даты продолжительность данного срока ежегодно увеличивалась на 12 месяцев и в настоящее время составляет 60 месяцев <8>. Таким образом, можно говорить о введении определенного "периода ожидания" с момента возникновения социального риска досрочного снижения трудоспособности и до начала компенсации его последствий посредством выплаты страховой пенсии. Ю.В. Воронин называет его "отлагательным сроком" и указывает на то, что в подобных ситуациях имеет место понуждение к трудовой деятельности <9>. Критическая оценка данной конструкции, на наш взгляд, как раз отражает ее исключительный, нетипичный характер.
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Такой подход применяется в качестве общего правила, а исключения встречаются в социальном законодательстве крайне редко. В частности, одним из нововведений в рамках мероприятий по повышению пенсионного возраста стало то, что лицам, приобретшим в связи с осуществлением педагогической, медицинской либо творческой деятельности право на досрочную страховую пенсию по старости, которая до 1 января 2019 г. назначалась независимо от возраста, она может быть установлена лишь по истечении определенного срока с момента возникновения у них такого права. Начиная с указанной даты продолжительность данного срока ежегодно увеличивалась на 12 месяцев и в настоящее время составляет 60 месяцев <8>. Таким образом, можно говорить о введении определенного "периода ожидания" с момента возникновения социального риска досрочного снижения трудоспособности и до начала компенсации его последствий посредством выплаты страховой пенсии. Ю.В. Воронин называет его "отлагательным сроком" и указывает на то, что в подобных ситуациях имеет место понуждение к трудовой деятельности <9>. Критическая оценка данной конструкции, на наш взгляд, как раз отражает ее исключительный, нетипичный характер.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по пенсионным спорам"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)В соответствии с положениями статьи 30 (о порядке и условиях сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии) Федерального закона "О страховых пенсиях", разъяснениями, изложенными в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)В соответствии с положениями статьи 30 (о порядке и условиях сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии) Федерального закона "О страховых пенсиях", разъяснениями, изложенными в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Г. о признании незаконным отказа пенсионного органа в досрочном назначении страховой пенсии по старости с 27 сентября 2017 г., об обязании назначить и выплатить страховую пенсию по старости за период с 27 сентября 2017 г. по 27 июня 2018 г., суд первой инстанции исходил из того, что у Г. по состоянию на дату ее первоначального обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (27 сентября 2017 г.) не было требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости стажа осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей (25 лет), ввиду чего не имеется оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по назначению истцу страховой пенсии по старости с даты первоначального обращения в пенсионный орган.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Г. о признании незаконным отказа пенсионного органа в досрочном назначении страховой пенсии по старости с 27 сентября 2017 г., об обязании назначить и выплатить страховую пенсию по старости за период с 27 сентября 2017 г. по 27 июня 2018 г., суд первой инстанции исходил из того, что у Г. по состоянию на дату ее первоначального обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (27 сентября 2017 г.) не было требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости стажа осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей (25 лет), ввиду чего не имеется оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по назначению истцу страховой пенсии по старости с даты первоначального обращения в пенсионный орган.
Статья: Организационно-правовая форма юридического лица - работодателя как критерий дифференциации условий досрочного пенсионного обеспечения работников
(Рощепко Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)Сфера охраны здоровья не единственная, где для целей досрочного пенсионного обеспечения юридически значима "фигура" юридического лица - работодателя. Вплоть до недавнего времени указанный параметр акцентирован подп. 19 ч. 1 ст. 30 Закона N 400 - право на назначение страховой пенсии по старости досрочно предоставлено лицам, занятым педагогической деятельностью в учреждениях для детей. Но в 2021 г. норма изменена: "учреждения" заменены на "организации", что является первым шагом в сторону расширения круга возможных пенсионеров. Думается, редакция в таком ключе актуальна и для п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400 с проработкой вопроса о возложении на страхователей - субъектов частной системы здравоохранения бремени уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу.
(Рощепко Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)Сфера охраны здоровья не единственная, где для целей досрочного пенсионного обеспечения юридически значима "фигура" юридического лица - работодателя. Вплоть до недавнего времени указанный параметр акцентирован подп. 19 ч. 1 ст. 30 Закона N 400 - право на назначение страховой пенсии по старости досрочно предоставлено лицам, занятым педагогической деятельностью в учреждениях для детей. Но в 2021 г. норма изменена: "учреждения" заменены на "организации", что является первым шагом в сторону расширения круга возможных пенсионеров. Думается, редакция в таком ключе актуальна и для п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400 с проработкой вопроса о возложении на страхователей - субъектов частной системы здравоохранения бремени уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу.
Ситуация: Включается ли период работы пионервожатым в стаж для назначения досрочной пенсии по старости?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях (учреждениях) для детей, независимо от их возраста при наличии ИПК не ниже 30.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях (учреждениях) для детей, независимо от их возраста при наличии ИПК не ниже 30.