Должны ли самозанятые платить страховые взносы в пенсионный фонд

Подборка наиболее важных документов по запросу Должны ли самозанятые платить страховые взносы в пенсионный фонд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Проблемы обоснования в рамках проведения налоговых проверок сотрудничества налогоплательщика с самозанятым лицом
(Лунева Е.В., Погодина О.Н., Матвеев П.А., Толстова И.А.)
("Юрист", 2021, N 12)
В то же время у работника по трудовому договору ставка налога на доходы физических лиц составляет 13%. Таким образом, размер НДФЛ в два раза больше, чем налог на профессиональный доход. Кроме того, коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель при сотрудничестве с самозанятым лицом значительно экономят на социальных взносах. При заключении трудового договора или гражданско-правового договора с физическим лицом хозяйствующий субъект должен начислить на сумму получаемого вознаграждения страховые взносы по ставке 30,2% и самостоятельно их уплатить, т.е. при размере заработной платы у работника в размере 100 тыс. руб. дополнительно работодатель должен уплатить взносы в Пенсионный фонд РФ, ФСС РФ, территориальный фонд ОМС в размере 30,2 тыс. руб. У самозанятого лица обязанность уплачивать страховые взносы попросту отсутствует.
Статья: Самозанятость и способы минимизации налогообложения
(Митрахович А.)
("Трудовое право", 2020, N 11)
Особенности указанного налогового режима самозанятых заключаются в уплате фиксированной ставки налога, отсутствии необходимости ведения бухгалтерского учета, уплаты страховых отдельных обязательных взносов в ПФР и ФОМС, для учета пенсионного стажа данная категория налогоплательщиков уплачивает взносы добровольно, по желанию. При этом плательщику налога на профессиональный доход совсем не обязательно открывать специальный счет для ведения расчетных операций, его операции, по сути, нигде не отражаются, что и представляется весьма интересным для недобросовестных участников оборота.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.2020 N 5-П
"По делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки О.В. Морозовой"
Распространяя приведенную правовую позицию на самозанятых граждан из числа военных пенсионеров, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 мая 2005 года N 223-О подчеркнул, что их участие в обязательном пенсионном страховании и возложение на них обязанности уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации должно гарантировать им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами. Возложение на таких граждан обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации конституционно допустимо лишь при наличии надлежащего правового механизма, гарантирующего им наряду с выплатой пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, предоставление с учетом уплаченных сумм страховых взносов также страхового обеспечения в виде трудовой пенсии по старости.
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 N 18-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов"
Для законодательного воплощения принципов тарифообложения, исходя из конституционных принципов социального государства, необходимо осуществить дополнительное правовое регулирование, в частности обеспечить соотносимость (эквивалентность) уплачиваемых сумм страховых взносов и получаемого страхового обеспечения, как того требует статья 4 Федерального закона от 16 июля 1999 года "Об основах обязательного социального страхования".