Должны ли самозанятые платить страховые взносы в пенсионный фонд



Подборка наиболее важных документов по запросу Должны ли самозанятые платить страховые взносы в пенсионный фонд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Проблемы обоснования в рамках проведения налоговых проверок сотрудничества налогоплательщика с самозанятым лицом
(Лунева Е.В., Погодина О.Н., Матвеев П.А., Толстова И.А.)
("Юрист", 2021, N 12)
В то же время у работника по трудовому договору ставка налога на доходы физических лиц составляет 13%. Таким образом, размер НДФЛ в два раза больше, чем налог на профессиональный доход. Кроме того, коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель при сотрудничестве с самозанятым лицом значительно экономят на социальных взносах. При заключении трудового договора или гражданско-правового договора с физическим лицом хозяйствующий субъект должен начислить на сумму получаемого вознаграждения страховые взносы по ставке 30,2% и самостоятельно их уплатить, т.е. при размере заработной платы у работника в размере 100 тыс. руб. дополнительно работодатель должен уплатить взносы в Пенсионный фонд РФ, ФСС РФ, территориальный фонд ОМС в размере 30,2 тыс. руб. У самозанятого лица обязанность уплачивать страховые взносы попросту отсутствует.
Ситуация: Каковы особенности назначения самозанятым страховой пенсии по старости?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)
Право на страховую пенсию имеют лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС), круг которых определен законодательно (застрахованные лица). К их числу относятся и самозанятые, которые применяют НПД, при условии добровольной уплаты страховых взносов в СФР (до 01.01.2023 - в ПФР) (ч. 1 ст. 4 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; п. 1 ст. 7, пп. 6 п. 1 ст. 29 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; п. 1 ч. 4 ст. 18, ч. 2 ст. 20 Закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ).
показать больше документов

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.2020 N 5-П
"По делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки О.В. Морозовой"
Распространяя приведенную правовую позицию на самозанятых граждан из числа военных пенсионеров, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 мая 2005 года N 223-О подчеркнул, что их участие в обязательном пенсионном страховании и возложение на них обязанности уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации должно гарантировать им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами. Возложение на таких граждан обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации конституционно допустимо лишь при наличии надлежащего правового механизма, гарантирующего им наряду с выплатой пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, предоставление с учетом уплаченных сумм страховых взносов также страхового обеспечения в виде трудовой пенсии по старости.
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 N 18-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов"
Для законодательного воплощения принципов тарифообложения, исходя из конституционных принципов социального государства, необходимо осуществить дополнительное правовое регулирование, в частности обеспечить соотносимость (эквивалентность) уплачиваемых сумм страховых взносов и получаемого страхового обеспечения, как того требует статья 4 Федерального закона от 16 июля 1999 года "Об основах обязательного социального страхования".
показать больше документов