Доказательства направления претензии по электронной почте

Подборка наиболее важных документов по запросу Доказательства направления претензии по электронной почте (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 160 "Письменная форма сделки" ГК РФ"При этом не имеет значения, согласовали ли стороны такой способ направления претензии в договоре. Отсутствие между сторонами соглашения об обмене электронными документами не является нарушением требований закона, поскольку положения ст. 160, 434 ГК РФ допускают возможность использования в гражданском обороте документов, полученных посредством электронной связи. Следовательно, в соответствии с ч. 3 ст. 64 АПК РФ доказательства направления претензии в электронном виде по электронной почте принимаются судом как допустимые."
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 N 17АП-4973/2022-ГК по делу N А50-5186/2021
Требование: О взыскании задолженности по договору на оказание услуг почтовой связи, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Встречное требование: О взыскании убытков, причиненных при оказании услуг почтовой связи.
Решение: Требование удовлетворено.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в шестимесячный срок с даты приемки международных почтовых отправлений предприниматель не направил в адрес почты претензии относительно их утраты и несвоевременной доставки. Представленные со встречным иском претензии не содержат доказательств их направления или вручения. Представленные доказательства направления претензий по электронной почте не представляется возможным соотнести с претензиями, а также идентифицировать стороны переписки в соответствии с согласованными сторонами в договоре адресами электронной почты.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Готовое решение: Как составить исковое заявление в суд общей юрисдикции о расторжении договора аренды
(КонсультантПлюс, 2024)
Если претензия правомерно (например, это было предусмотрено договором) была направлена через Интернет (например, по электронной почте), в качестве доказательств соблюдения досудебного порядка урегулирования спора к иску можно приложить сделанные и заверенные вами распечатки материалов, размещенных в сети (скриншот). Важно указать адрес интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точное время ее получения (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 22.06.2021 N 18).
Готовое решение: Как составить исковое заявление в арбитражный суд о расторжении договора
(КонсультантПлюс, 2024)
документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка. Приложите копию претензии с подтверждением того, что вы направляли ее ответчику, и ответ на претензию (при наличии). Если по условиям договора вы направляли ее через Интернет (например, по электронной почте), в качестве доказательств соблюдения досудебного порядка приложите к иску заверенные вами распечатки материалов из сети (скриншоты). На них должны быть указаны адрес интернет-страницы, с которой сделана распечатка, и точное время ее получения (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18).

Нормативные акты

"Соглашение об оказании информационных услуг и предоставлении электронных сервисов в сфере грузовых перевозок"
(утв. ОАО "РЖД" 18.12.2017 N 2633/р)
(ред. от 11.01.2024)
При этом безусловным доказательством направления претензии Клиентом в ОАО "РЖД", претензии ОАО "РЖД" к Клиенту, а также ответа ОАО "РЖД" на претензию Клиента являются, в частности, сообщения почтового сервера, в т.ч. Личного кабинета клиента и/или электронной почты, о доставке письма и/или скриншоты ("снимки экрана"), подтверждающие факт размещения информации в информационной системе. При этом подтверждением содержимого письма является скриншот ("снимок экрана") соответствующей страницы информационной системы, позволяющий установить дату и время направления письма.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 05.08.2013 N 1685р
(ред. от 29.06.2022)
"Об утверждении Положения о порядке взаимодействия между ОАО "РЖД" и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов, а также Соглашения об организации расчетов"
При этом безусловным доказательством направления претензии Клиентом в ОАО "РЖД", претензии ОАО "РЖД" к Клиенту, а также ответа ОАО "РЖД" на претензию Клиента являются, в частности, сообщения почтового сервера, в т.ч. Личного кабинета клиента и/или электронной почты, о доставке письма и/или скриншоты ("снимки экрана"), подтверждающие факт размещения информации в информационной системе.