Доказательства направления претензии по электронной почте
Подборка наиболее важных документов по запросу Доказательства направления претензии по электронной почте (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2025 N 17АП-9980/2024-ГК по делу N А71-10008/2024
Требование: О взыскании задолженности по договорам поставки газа.
Решение: Требование удовлетворено.С учетом того, что ответчик не опроверг надлежащими доказательствами получение претензии, направленной по электронной почте, представленная истцом претензия с доказательством ее направления посредством электронной почты обоснованно принята судом в качестве доказательства соблюдения истцом досудебного претензионного порядка урегулирования спора.
Требование: О взыскании задолженности по договорам поставки газа.
Решение: Требование удовлетворено.С учетом того, что ответчик не опроверг надлежащими доказательствами получение претензии, направленной по электронной почте, представленная истцом претензия с доказательством ее направления посредством электронной почты обоснованно принята судом в качестве доказательства соблюдения истцом досудебного претензионного порядка урегулирования спора.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Способы заключения договора и оформления разовой сделки
(КонсультантПлюс, 2025)Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды установили, что письма с электронных почтовых ящиков loverick@yandex.ru, gaunina.l@mail.ru исходят от несогласованных адресов, не уполномоченных на согласование и подписание сделок лиц. Материалы дела содержат только претензии... направленные по электронной почте info@gas-oil.su, иная переписка с адреса info@gas-oil.su предшествует дате вынесения решения по делу N А56-147388/2019.
(КонсультантПлюс, 2025)Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды установили, что письма с электронных почтовых ящиков loverick@yandex.ru, gaunina.l@mail.ru исходят от несогласованных адресов, не уполномоченных на согласование и подписание сделок лиц. Материалы дела содержат только претензии... направленные по электронной почте info@gas-oil.su, иная переписка с адреса info@gas-oil.su предшествует дате вынесения решения по делу N А56-147388/2019.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как предъявить претензию по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Подтвердить направление претензии по электронной почте можно с помощью различных доказательств, например:
(КонсультантПлюс, 2025)Подтвердить направление претензии по электронной почте можно с помощью различных доказательств, например:
Готовое решение: Как составить исковое заявление в суд общей юрисдикции о расторжении договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Если претензия правомерно (например, это было предусмотрено договором) была направлена через Интернет (например, по электронной почте), в качестве доказательств соблюдения досудебного порядка урегулирования спора к иску можно приложить сделанные и заверенные вами распечатки материалов, размещенных в сети (скриншот). Важно указать адрес интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точное время ее получения (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 22.06.2021 N 18).
(КонсультантПлюс, 2025)Если претензия правомерно (например, это было предусмотрено договором) была направлена через Интернет (например, по электронной почте), в качестве доказательств соблюдения досудебного порядка урегулирования спора к иску можно приложить сделанные и заверенные вами распечатки материалов, размещенных в сети (скриншот). Важно указать адрес интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точное время ее получения (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 22.06.2021 N 18).
Нормативные акты
"Соглашение об оказании информационных услуг и предоставлении электронных сервисов в сфере грузовых перевозок"
(утв. ОАО "РЖД" 18.12.2017 N 2633/р)
(ред. от 24.03.2025)При этом безусловным доказательством направления претензии Клиентом в ОАО "РЖД", претензии ОАО "РЖД" к Клиенту, а также ответа ОАО "РЖД" на претензию Клиента являются, в частности, сообщения почтового сервера, в т.ч. Личного кабинета клиента и/или электронной почты, о доставке письма и/или скриншоты ("снимки экрана"), подтверждающие факт размещения информации в информационной системе. При этом подтверждением содержимого письма является скриншот ("снимок экрана") соответствующей страницы информационной системы, позволяющий установить дату и время направления письма.
(утв. ОАО "РЖД" 18.12.2017 N 2633/р)
(ред. от 24.03.2025)При этом безусловным доказательством направления претензии Клиентом в ОАО "РЖД", претензии ОАО "РЖД" к Клиенту, а также ответа ОАО "РЖД" на претензию Клиента являются, в частности, сообщения почтового сервера, в т.ч. Личного кабинета клиента и/или электронной почты, о доставке письма и/или скриншоты ("снимки экрана"), подтверждающие факт размещения информации в информационной системе. При этом подтверждением содержимого письма является скриншот ("снимок экрана") соответствующей страницы информационной системы, позволяющий установить дату и время направления письма.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 05.08.2013 N 1685р
(ред. от 29.06.2022)
"Об утверждении Положения о порядке взаимодействия между ОАО "РЖД" и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов, а также Соглашения об организации расчетов"При этом безусловным доказательством направления претензии Клиентом в ОАО "РЖД", претензии ОАО "РЖД" к Клиенту, а также ответа ОАО "РЖД" на претензию Клиента являются, в частности, сообщения почтового сервера, в т.ч. Личного кабинета клиента и/или электронной почты, о доставке письма и/или скриншоты ("снимки экрана"), подтверждающие факт размещения информации в информационной системе.
(ред. от 29.06.2022)
"Об утверждении Положения о порядке взаимодействия между ОАО "РЖД" и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов, а также Соглашения об организации расчетов"При этом безусловным доказательством направления претензии Клиентом в ОАО "РЖД", претензии ОАО "РЖД" к Клиенту, а также ответа ОАО "РЖД" на претензию Клиента являются, в частности, сообщения почтового сервера, в т.ч. Личного кабинета клиента и/или электронной почты, о доставке письма и/или скриншоты ("снимки экрана"), подтверждающие факт размещения информации в информационной системе.
Готовое решение: Как арендодателю составить претензию об уплате задолженности по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)по адресу электронной почты, через социальные сети или мессенджеры, если такой порядок установлен НПА, явно и недвусмысленно предусмотрен в договоре либо данный способ переписки является обычной деловой практикой сторон и ранее они обменивались корреспонденцией в том числе таким образом. Доказательствами направления претензии будут распечатки материалов (скриншоты), заверенные лицами, участвующими в деле. На них должны быть указаны адрес интернет-страницы, с которой сделана распечатка, и время ее получения (п. 13 упомянутого Постановления).
(КонсультантПлюс, 2025)по адресу электронной почты, через социальные сети или мессенджеры, если такой порядок установлен НПА, явно и недвусмысленно предусмотрен в договоре либо данный способ переписки является обычной деловой практикой сторон и ранее они обменивались корреспонденцией в том числе таким образом. Доказательствами направления претензии будут распечатки материалов (скриншоты), заверенные лицами, участвующими в деле. На них должны быть указаны адрес интернет-страницы, с которой сделана распечатка, и время ее получения (п. 13 упомянутого Постановления).
Вопрос: Считается ли соблюденным претензионный порядок при направлении претензии по электронной почте, если это не предусмотрено в договоре?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отсутствие между сторонами соглашения об обмене электронными документами не является нарушением требований закона, поскольку положения ст. ст. 160, 434 ГК РФ допускают возможность использования в гражданском обороте документов, полученных посредством электронной связи. Следовательно, в соответствии с ч. 3 ст. 64 АПК РФ доказательства направления претензии в электронном виде по электронной почте принимаются судом как допустимые (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16.10.2020 N Ф10-3987/2020 по делу N А09-4495/2020).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отсутствие между сторонами соглашения об обмене электронными документами не является нарушением требований закона, поскольку положения ст. ст. 160, 434 ГК РФ допускают возможность использования в гражданском обороте документов, полученных посредством электронной связи. Следовательно, в соответствии с ч. 3 ст. 64 АПК РФ доказательства направления претензии в электронном виде по электронной почте принимаются судом как допустимые (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16.10.2020 N Ф10-3987/2020 по делу N А09-4495/2020).
Готовое решение: Как соблюсти досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора
(КонсультантПлюс, 2025)Обязательно сохраните доказательства направления претензии - они вам понадобятся при предъявлении иска.
(КонсультантПлюс, 2025)Обязательно сохраните доказательства направления претензии - они вам понадобятся при предъявлении иска.
Статья: Спор о защите прав потребителей при невыполнении (ненадлежащем выполнении) обязательств турагентами и туроператорами (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)3. Доказательства невыполнения Ответчиком обязательств по Договору или выполнения их ненадлежащим образом: договор о реализации туристского продукта/заявка на бронирование к туристскому продукту/лист бронирования/туристическая путевка/квитанция об оплате/кассовые чеки/сообщение об аннулировании тура/скриншоты из системы бронирования/уведомление консульства об отказе в выдаче визы истцу/документы, подтверждающие обращение истца в полицию/претензия к представителю ответчика о замене отеля/расчет стоимости неоказанных услуг/карточка на занимаемый номер в отеле/сообщение, размещенное на сайте, о переселении гостей отеля из-за форс-мажорных обстоятельств/выписки со счета истца, подтверждающие понесенные истцом дополнительные расходы в связи с ненадлежащим оказанием туристических услуг ответчиком/показания истца/объяснения ответчика/сообщения по электронной почте, электронная переписка с ответчиком, смс-сообщения, подтверждающие оказание истцу услуг ненадлежащего качества/другие доказательства.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)3. Доказательства невыполнения Ответчиком обязательств по Договору или выполнения их ненадлежащим образом: договор о реализации туристского продукта/заявка на бронирование к туристскому продукту/лист бронирования/туристическая путевка/квитанция об оплате/кассовые чеки/сообщение об аннулировании тура/скриншоты из системы бронирования/уведомление консульства об отказе в выдаче визы истцу/документы, подтверждающие обращение истца в полицию/претензия к представителю ответчика о замене отеля/расчет стоимости неоказанных услуг/карточка на занимаемый номер в отеле/сообщение, размещенное на сайте, о переселении гостей отеля из-за форс-мажорных обстоятельств/выписки со счета истца, подтверждающие понесенные истцом дополнительные расходы в связи с ненадлежащим оказанием туристических услуг ответчиком/показания истца/объяснения ответчика/сообщения по электронной почте, электронная переписка с ответчиком, смс-сообщения, подтверждающие оказание истцу услуг ненадлежащего качества/другие доказательства.
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении непродовольственного товара надлежащего качества (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)3. Доказательства, подтверждающие обращение Истца к Ответчику с требованием об обмене/возврате товара в установленный срок: договор купли-продажи от "___" ________ ___ г. N ___/товарный чек от "___" ________ ___ г./кассовый чек от "___" ________ ___ г./другой документ, в котором указана дата покупки Товара/письменная претензия об обмене или возврате товара/претензия об обмене или возврате товара, направленная Ответчику по электронной почте/письменная претензия о расторжении договора купли-продажи/письменные ответы от "___" ________ ___ г. Ответчика на претензию Истца об обмене или возврате товара, в которых Ответчик не указывал на пропуск Истцом 14-дневного срока/другие документы.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)3. Доказательства, подтверждающие обращение Истца к Ответчику с требованием об обмене/возврате товара в установленный срок: договор купли-продажи от "___" ________ ___ г. N ___/товарный чек от "___" ________ ___ г./кассовый чек от "___" ________ ___ г./другой документ, в котором указана дата покупки Товара/письменная претензия об обмене или возврате товара/претензия об обмене или возврате товара, направленная Ответчику по электронной почте/письменная претензия о расторжении договора купли-продажи/письменные ответы от "___" ________ ___ г. Ответчика на претензию Истца об обмене или возврате товара, в которых Ответчик не указывал на пропуск Истцом 14-дневного срока/другие документы.
Готовое решение: Как рассчитать и взыскать неустойку с заказчика по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Претензию можно направить также и по электронной почте, через социальные сети и мессенджеры. Это будет свидетельствовать о соблюдении досудебного порядка, когда такой порядок установлен в НПА, явно и недвусмысленно предусмотрен в договоре либо данный способ переписки является обычной сложившейся деловой практикой между сторонами и ранее они обменивались корреспонденцией в том числе таким образом. Чтобы доказать отправку претензии указанным способом, можно представить в суд распечатки (скриншоты), на которых есть точное время их получения и адрес интернет-страницы. Заверяет скриншот лицо, участвующее в деле (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18).
(КонсультантПлюс, 2025)Претензию можно направить также и по электронной почте, через социальные сети и мессенджеры. Это будет свидетельствовать о соблюдении досудебного порядка, когда такой порядок установлен в НПА, явно и недвусмысленно предусмотрен в договоре либо данный способ переписки является обычной сложившейся деловой практикой между сторонами и ранее они обменивались корреспонденцией в том числе таким образом. Чтобы доказать отправку претензии указанным способом, можно представить в суд распечатки (скриншоты), на которых есть точное время их получения и адрес интернет-страницы. Заверяет скриншот лицо, участвующее в деле (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18).
Готовое решение: Как взыскать неустойку по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите: претензию можно направить по адресу электронной почты, через социальные сети или мессенджеры, но такой порядок должен быть отражен в договоре, установлен НПА либо этот способ переписки должен является обычной практикой общения между сторонами и ранее корреспонденцией обменивались таким образом. Доказательством направления претензии в данном случае будут в том числе скриншоты, содержащие адрес интернет-страницы, с которой сделана распечатка, и точное время ее получения (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18, п. 5 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора).
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите: претензию можно направить по адресу электронной почты, через социальные сети или мессенджеры, но такой порядок должен быть отражен в договоре, установлен НПА либо этот способ переписки должен является обычной практикой общения между сторонами и ранее корреспонденцией обменивались таким образом. Доказательством направления претензии в данном случае будут в том числе скриншоты, содержащие адрес интернет-страницы, с которой сделана распечатка, и точное время ее получения (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18, п. 5 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора).
Готовое решение: Как составить претензию к поставщику
(КонсультантПлюс, 2025)Претензию можно направить по адресу электронной почты, через социальные сети или мессенджеры, если данный порядок установлен НПА, явно и недвусмысленно предусмотрен в договоре либо этот способ переписки является сложившейся деловой практикой между сторонами и ранее корреспонденцией обменивались в том числе таким образом. Доказательством направления документа будут, в частности, заверенные лицами, участвующими в деле, распечатки (скриншоты). В них должны быть отражены адрес интернет-страницы, с которой сделана распечатка, и точное время ее получения (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18).
(КонсультантПлюс, 2025)Претензию можно направить по адресу электронной почты, через социальные сети или мессенджеры, если данный порядок установлен НПА, явно и недвусмысленно предусмотрен в договоре либо этот способ переписки является сложившейся деловой практикой между сторонами и ранее корреспонденцией обменивались в том числе таким образом. Доказательством направления документа будут, в частности, заверенные лицами, участвующими в деле, распечатки (скриншоты). В них должны быть отражены адрес интернет-страницы, с которой сделана распечатка, и точное время ее получения (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18).
Статья: Как взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами
(Краецкая Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 1)Также очень важно, чтобы сохранились доказательства направления претензии, их нужно будет приложить к исковому заявлению в суд. В случае направления почтой - это почтовая квитанция и опись вложения, при направлении по электронной почте - скриншот сообщения с датой и временем направления, и содержимым письма. Особо страхующиеся оформляют с помощью нотариуса протокол осмотра доказательств: интернет-сайта (если речь идет о ящике электронной почты, зарегистрированном на бесплатном интернет-ресурсе) или корпоративной электронной почты.
(Краецкая Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 1)Также очень важно, чтобы сохранились доказательства направления претензии, их нужно будет приложить к исковому заявлению в суд. В случае направления почтой - это почтовая квитанция и опись вложения, при направлении по электронной почте - скриншот сообщения с датой и временем направления, и содержимым письма. Особо страхующиеся оформляют с помощью нотариуса протокол осмотра доказательств: интернет-сайта (если речь идет о ящике электронной почты, зарегистрированном на бесплатном интернет-ресурсе) или корпоративной электронной почты.
Статья: Комментарий Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)
(Фильченко Д.Г., Евтухович Е.А.)
("Третейский суд", 2020, N 3/4; 2021, N 1)Также необходимы ответы на вопросы о предмете доказывания при доказывании факта соблюдения досудебного порядка. В частности, необходимо ли доказывать принадлежность электронных адресов отправителя и получателя (идентификация адресов), факт отправки и факт получения/отправления (электронного письма), факт содержания отправления (предмет и основания требований), наличие полномочий по направлению претензии / ответа на претензию с использованием электронной почты.
(Фильченко Д.Г., Евтухович Е.А.)
("Третейский суд", 2020, N 3/4; 2021, N 1)Также необходимы ответы на вопросы о предмете доказывания при доказывании факта соблюдения досудебного порядка. В частности, необходимо ли доказывать принадлежность электронных адресов отправителя и получателя (идентификация адресов), факт отправки и факт получения/отправления (электронного письма), факт содержания отправления (предмет и основания требований), наличие полномочий по направлению претензии / ответа на претензию с использованием электронной почты.