Договор на размещение рекламы на рекламной конструкции
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор на размещение рекламы на рекламной конструкции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 44 "Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме" ЖК РФ"Таким образом, положения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федерального закона "О рекламе" подтверждают, что существующий порядок размещения рекламы принципиально отличается от порядка размещения информационной вывески. Договоры же на установку и эксплуатацию рекламных конструкций упомянуты в пункте 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации не в качестве абстрактного примера, но как ориентир для правоприменителя в ситуации, когда общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по своему усмотрению принимает решение об использовании общего имущества, каковое использование, как правило, связано с получением дохода. По смыслу данной нормы принятие решения общего собрания возможно, когда перед ним ставится вопрос о размещении рекламных конструкций, торговых автоматов, платежных терминалов и в других такого рода случаях, однако общее собрание не должно принимать какие-либо решения, противоречащие законодательству и вопреки ему ограничивающие права третьих лиц."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Аренда фасада и крыши здания. Аренда рекламного места
(КонсультантПлюс, 2025)"...[договором аренды рекламного места - ред.]... предусмотрено, что плата за пользование местом под размещение рекламной конструкции осуществляется арендатором за весь период от момента передачи места по акту арендатору и до момента его возврата по акту арендодателю.
(КонсультантПлюс, 2025)"...[договором аренды рекламного места - ред.]... предусмотрено, что плата за пользование местом под размещение рекламной конструкции осуществляется арендатором за весь период от момента передачи места по акту арендатору и до момента его возврата по акту арендодателю.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Пример 15.1. Организация заключила с рекламным агентством договор на изготовление и размещение рекламы на рекламных щитах, принадлежащих агентству.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Пример 15.1. Организация заключила с рекламным агентством договор на изготовление и размещение рекламы на рекламных щитах, принадлежащих агентству.
Статья: Правовое регулирование рекламной деятельности в России: анализ действующего законодательства
(Голубкина К.В.)
("Право и экономика", 2024, N 5)Более того, Закон о рекламе вообще не регулировал отношения, связанные с договорным оформлением размещения рекламы. Исключение касалось порядка размещения рекламных конструкций (ст. 19 Закона о рекламе). То есть в такой гражданско-правовой оптике реклама не может и не должна пониматься исключительно как информация. Распространенная информация - это результат услуг, оказанных в рамках гражданско-правовых отношений, возникающих из сделок. Таким образом, до введения маркировки государственный надзор за рекламой ограничивался исключительно ее содержательной частью.
(Голубкина К.В.)
("Право и экономика", 2024, N 5)Более того, Закон о рекламе вообще не регулировал отношения, связанные с договорным оформлением размещения рекламы. Исключение касалось порядка размещения рекламных конструкций (ст. 19 Закона о рекламе). То есть в такой гражданско-правовой оптике реклама не может и не должна пониматься исключительно как информация. Распространенная информация - это результат услуг, оказанных в рамках гражданско-правовых отношений, возникающих из сделок. Таким образом, до введения маркировки государственный надзор за рекламой ограничивался исключительно ее содержательной частью.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017)Под владельцем рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) понимается собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником (часть 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017)Под владельцем рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) понимается собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником (часть 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)20.1. В случае внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме и разрешение на установку и эксплуатацию такой рекламной конструкции было признано недействительным по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 20 настоящей статьи, владельцу рекламной конструкции выплачивается компенсация за счет средств соответствующего местного бюджета. Компенсации подлежат обоснованные и подтвержденные затраты на демонтаж рекламной конструкции, понесенные ее владельцем, а также соответствующая часть фактически выплаченных денежных средств согласно условиям проведенных торгов и (или) договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в отношении которой разрешение признано недействительным. При этом часть компенсации, не связанная с демонтажом, рассчитывается пропорционально количеству дней, на которое сократился срок действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Компенсация подлежит выплате рекламораспространителю не позднее девяноста дней с момента внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций.
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)20.1. В случае внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме и разрешение на установку и эксплуатацию такой рекламной конструкции было признано недействительным по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 20 настоящей статьи, владельцу рекламной конструкции выплачивается компенсация за счет средств соответствующего местного бюджета. Компенсации подлежат обоснованные и подтвержденные затраты на демонтаж рекламной конструкции, понесенные ее владельцем, а также соответствующая часть фактически выплаченных денежных средств согласно условиям проведенных торгов и (или) договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в отношении которой разрешение признано недействительным. При этом часть компенсации, не связанная с демонтажом, рассчитывается пропорционально количеству дней, на которое сократился срок действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Компенсация подлежит выплате рекламораспространителю не позднее девяноста дней с момента внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций.
Статья: Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности
(Беляева О.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 3)Ключевые слова: наружная реклама, схема размещения рекламных конструкций, торги, полномочия на проведение торгов, договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, государственная и муниципальная собственность.
(Беляева О.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 3)Ключевые слова: наружная реклама, схема размещения рекламных конструкций, торги, полномочия на проведение торгов, договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, государственная и муниципальная собственность.
"Актуальные проблемы эффективности частного права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" содержит указание на следующие рекламные договоры: договор на распространение социальной рекламы (ст. 10); договор на производство, размещение и распространение рекламы (ст. 12); договор, заключаемый с собственником транспортного средства (ст. 20); договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (п. 5 ст. 19). С.П. Гришаев в качестве договорных конструкций, применяемых в рекламной сфере, определяет договор возмездного оказания услуг, договор подряда, договор аренды, договор авторского заказа, лицензионный договор, договор об отчуждении исключительных прав, агентский договор <79>.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" содержит указание на следующие рекламные договоры: договор на распространение социальной рекламы (ст. 10); договор на производство, размещение и распространение рекламы (ст. 12); договор, заключаемый с собственником транспортного средства (ст. 20); договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (п. 5 ст. 19). С.П. Гришаев в качестве договорных конструкций, применяемых в рекламной сфере, определяет договор возмездного оказания услуг, договор подряда, договор аренды, договор авторского заказа, лицензионный договор, договор об отчуждении исключительных прав, агентский договор <79>.
"Исполнение и прекращение обязательства: комментарий к статьям 307 - 328 и 407 - 419 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)В судебной практике встречаются примеры прекращения обязательств в силу одного лишь факта возникновения претендующих на постоянство юридических запретов. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 9 июля 2013 г. N 2315/13 Суд на основании п. 1 ст. 417 ГК РФ признал, что действие договоров на установку рекламных конструкций прекратилось после издания постановления правительства субъекта РФ, запрещающего размещение рекламных конструкций в тех местах, которые были упомянуты в договоре. При этом Суд особо подчеркнул, что договор в такой ситуации прекращается автоматически, а не в силу отказа от договора.
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)В судебной практике встречаются примеры прекращения обязательств в силу одного лишь факта возникновения претендующих на постоянство юридических запретов. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 9 июля 2013 г. N 2315/13 Суд на основании п. 1 ст. 417 ГК РФ признал, что действие договоров на установку рекламных конструкций прекратилось после издания постановления правительства субъекта РФ, запрещающего размещение рекламных конструкций в тех местах, которые были упомянуты в договоре. При этом Суд особо подчеркнул, что договор в такой ситуации прекращается автоматически, а не в силу отказа от договора.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Применимы ли нормы о договоре аренды к договору, по которому за плату предоставляется во временное владение и пользование место для установки рекламной конструкции
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обусловлено требованиями Закона о рекламе, а собственник недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, посредством такого договора должен урегулировать основание и порядок пользования объектом недвижимости в целях размещения рекламы, подтверждая, что установка и эксплуатация рекламной конструкции являются законными и правомерными.
Применимы ли нормы о договоре аренды к договору, по которому за плату предоставляется во временное владение и пользование место для установки рекламной конструкции
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обусловлено требованиями Закона о рекламе, а собственник недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, посредством такого договора должен урегулировать основание и порядок пользования объектом недвижимости в целях размещения рекламы, подтверждая, что установка и эксплуатация рекламной конструкции являются законными и правомерными.
Готовое решение: Как установить рекламную конструкцию
(КонсультантПлюс, 2025)- согласие собственника недвижимости (ее правообладателя) на размещение рекламной конструкции, если вы размещаете ее на объекте недвижимости, который вам не принадлежит. Это может быть, например, договор на установку рекламной конструкции, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
(КонсультантПлюс, 2025)- согласие собственника недвижимости (ее правообладателя) на размещение рекламной конструкции, если вы размещаете ее на объекте недвижимости, который вам не принадлежит. Это может быть, например, договор на установку рекламной конструкции, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Статья: Балконные ограждения - общее имущество МКД?
(Шоломова Е.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Вопрос отнесения балконного ограждения к общему имуществу МКД зачастую встает в тех случаях, когда на балконном ограждении размещается рекламная конструкция. С кем должен заключать соответствующий договор владелец этой конструкции - с управдомом, управомоченным всеми собственниками, или с конкретными собственниками тех квартир, на балконах которых размещена реклама? Ведь в случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в МКД, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в МКД, полученного в порядке, установленном ЖК РФ (ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").
(Шоломова Е.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Вопрос отнесения балконного ограждения к общему имуществу МКД зачастую встает в тех случаях, когда на балконном ограждении размещается рекламная конструкция. С кем должен заключать соответствующий договор владелец этой конструкции - с управдомом, управомоченным всеми собственниками, или с конкретными собственниками тех квартир, на балконах которых размещена реклама? Ведь в случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в МКД, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в МКД, полученного в порядке, установленном ЖК РФ (ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").
Статья: Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции как нетипичный договор аренды здания
(Ахмедов А.Я.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 3)Каждому из нас не раз доводилось наблюдать размещенные на крыше или ином конструктивном элементе здания рекламные конструкции. Договор, предусматривающий возможность одного лица присоединить свою рекламную конструкцию к зданию или иной недвижимости другого лица, назван договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции п. 5 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" <7>. Оригинальное наименование договора стало причиной дискуссии относительно его правовой квалификации.
(Ахмедов А.Я.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 3)Каждому из нас не раз доводилось наблюдать размещенные на крыше или ином конструктивном элементе здания рекламные конструкции. Договор, предусматривающий возможность одного лица присоединить свою рекламную конструкцию к зданию или иной недвижимости другого лица, назван договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции п. 5 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" <7>. Оригинальное наименование договора стало причиной дискуссии относительно его правовой квалификации.
Статья: Некоторые аспекты правового статуса органов местного самоуправления в конкурентной среде на товарных рынках Российской Федерации
(Ефимцева Т.В., Петров В.И.)
("Конкурентное право", 2021, N 1)Отношения по использованию земельных участков для размещения средств наружной рекламы оформляются специальным договором - договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Договор на эксплуатацию рекламного места (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции) представляет собой самостоятельный гражданско-правовой договор, наделяющий хозяйствующего субъекта правом на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по договоренности с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, и не предусматривающий перехода прав владения и (или) пользования в отношении имущества собственника. При этом законом установлен срочный характер такого договора и определен порядок его заключения - путем проведения торгов.
(Ефимцева Т.В., Петров В.И.)
("Конкурентное право", 2021, N 1)Отношения по использованию земельных участков для размещения средств наружной рекламы оформляются специальным договором - договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Договор на эксплуатацию рекламного места (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции) представляет собой самостоятельный гражданско-правовой договор, наделяющий хозяйствующего субъекта правом на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по договоренности с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, и не предусматривающий перехода прав владения и (или) пользования в отношении имущества собственника. При этом законом установлен срочный характер такого договора и определен порядок его заключения - путем проведения торгов.
Готовое решение: Как провести аукцион по правилам Гражданского кодекса РФ
(КонсультантПлюс, 2025)заключаются договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе), а также на размещение нестационарных объектов.
(КонсультантПлюс, 2025)заключаются договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе), а также на размещение нестационарных объектов.
Ситуация: Как размещается реклама на жилом доме?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размещение рекламы на жилом доме возможно при наличии договора с собственником здания на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и разрешения уполномоченного органа на ее установку.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размещение рекламы на жилом доме возможно при наличии договора с собственником здания на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и разрешения уполномоченного органа на ее установку.