Договор на проведение обязательного аудита
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор на проведение обязательного аудита (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Становится ли субъектом контроля по Закону N 44-ФЗ корпоративный заказчик, который в силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" заключает договор на проведение обязательного аудита по Закону N 44-ФЗ?
("Вестник Института госзакупок", 2024, N 12)"Вестник Института госзакупок", 2024, N 12
("Вестник Института госзакупок", 2024, N 12)"Вестник Института госзакупок", 2024, N 12
Вопрос: О заключении договора о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
(Письмо Минфина России от 19.07.2024 N 07-02-11/67966)Вопрос: О заключении договора о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
(Письмо Минфина России от 19.07.2024 N 07-02-11/67966)Вопрос: О заключении договора о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 94. Банк России обязан в соответствии с заключенным с аудиторской организацией договором на проведение обязательного аудита предоставлять ей отчетность и информацию, которые необходимы для проведения обязательного аудита годовой финансовой отчетности Банка России.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 94. Банк России обязан в соответствии с заключенным с аудиторской организацией договором на проведение обязательного аудита предоставлять ей отчетность и информацию, которые необходимы для проведения обязательного аудита годовой финансовой отчетности Банка России.
Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О негосударственных пенсионных фондах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)6. Оценка недвижимого имущества, а также иного имущества, предусмотренного нормативными актами Банка России, в которое размещаются средства пенсионных резервов, осуществляется на основании договора с лицом, определенным советом директоров (наблюдательным советом) фонда. Копия отчета об оценке указанного имущества представляется в специализированный депозитарий фонда и Банк России. Договор на проведение оценки имущества, предусмотренного настоящим пунктом, может заключаться только с физическими и юридическими лицами, которые отвечают требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и не являются аффилированными лицами фонда, его управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и аудиторской организации, с которой заключен договор на проведение обязательного аудита. При этом оценка имущества должна осуществляться при его приобретении, а также не реже одного раза в год, если иная периодичность не установлена нормативными актами Банка России. Лицо, с которым заключен договор на проведение оценки имущества, предусмотренного настоящим пунктом, несет ответственность перед фондом за причиненные ему убытки, возникшие в связи с использованием итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном этим лицом.
(ред. от 31.07.2025)
"О негосударственных пенсионных фондах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)6. Оценка недвижимого имущества, а также иного имущества, предусмотренного нормативными актами Банка России, в которое размещаются средства пенсионных резервов, осуществляется на основании договора с лицом, определенным советом директоров (наблюдательным советом) фонда. Копия отчета об оценке указанного имущества представляется в специализированный депозитарий фонда и Банк России. Договор на проведение оценки имущества, предусмотренного настоящим пунктом, может заключаться только с физическими и юридическими лицами, которые отвечают требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и не являются аффилированными лицами фонда, его управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и аудиторской организации, с которой заключен договор на проведение обязательного аудита. При этом оценка имущества должна осуществляться при его приобретении, а также не реже одного раза в год, если иная периодичность не установлена нормативными актами Банка России. Лицо, с которым заключен договор на проведение оценки имущества, предусмотренного настоящим пунктом, несет ответственность перед фондом за причиненные ему убытки, возникшие в связи с использованием итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном этим лицом.
Готовое решение: В каком порядке проводить закупку аудиторских услуг в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Такой конкурс необходимо провести даже при небольшой начальной цене вашей закупки. Законом об аудиторской деятельности не предусмотрена возможность заключать договор (контракт) на проведение обязательного аудита по результатам закупки у единственного поставщика или по результатам запроса котировок (ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности).
(КонсультантПлюс, 2025)Такой конкурс необходимо провести даже при небольшой начальной цене вашей закупки. Законом об аудиторской деятельности не предусмотрена возможность заключать договор (контракт) на проведение обязательного аудита по результатам закупки у единственного поставщика или по результатам запроса котировок (ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности).
Статья: Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 2)Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не считается обязательным.
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 2)Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не считается обязательным.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)4. Часть 4 комментируемой статьи регламентирует заключение договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании (указание на публично-правовую компанию включено со 2 октября 2016 г. Федеральным законом "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия:
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)4. Часть 4 комментируемой статьи регламентирует заключение договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании (указание на публично-правовую компанию включено со 2 октября 2016 г. Федеральным законом "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия:
Вопрос: Организация относится к малым предприятиям. Отчетность не подлежит обязательному аудиту. Вправе ли организация применять упрощенный порядок учета договоров аренды по ФСБУ 25/2018, не отражая ППА и арендные обязательства?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Организация относится к малым предприятиям. Отчетность не подлежит обязательному аудиту. Вправе ли организация применять упрощенный порядок учета договоров аренды по ФСБУ 25/2018, не отражая ППА и арендные обязательства?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Организация относится к малым предприятиям. Отчетность не подлежит обязательному аудиту. Вправе ли организация применять упрощенный порядок учета договоров аренды по ФСБУ 25/2018, не отражая ППА и арендные обязательства?
Статья: Административная ответственность по ч. 3 ст. 7.32.4 КоАП РФ за размещение в ЕИС противоречащих друг другу протоколов
(Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 12)В большинстве случаев Закон N 223-ФЗ не обязывает заказчиков проводить обязательные торги для удовлетворения собственных нужд при проведении закупок. Мы не берем в расчет исключительные и единичные случаи, например электронный конкурс, проводимый корпоративным заказчиком в порядке Закона N 44-ФЗ, на право заключения договора на обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
(Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 12)В большинстве случаев Закон N 223-ФЗ не обязывает заказчиков проводить обязательные торги для удовлетворения собственных нужд при проведении закупок. Мы не берем в расчет исключительные и единичные случаи, например электронный конкурс, проводимый корпоративным заказчиком в порядке Закона N 44-ФЗ, на право заключения договора на обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Статья: Легализация передачи персональных данных при работе с внешними и внутренними консультантами и аудиторами
(Белякова Ю., Лукаш Д.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 1)Напомним, что аудит может быть как обязательным, в рамках требования закона, так и инициативным внешним <2> и инициативным внутренним, который часто называют просто внутренним аудитом. Так как в рассматриваемом случае основания аудита вытекают непосредственно из закона либо права, данного законом, аудируемая организация при обработке персональных данных, в том числе при их передаче аудитору, может полагаться на закон или законный интерес (п. 2 или 7 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). Уполномоченная аудиторская организация может полагаться на законный интерес в силу заключенного с ней договора на обязательный аудит и многочисленных положений Закона N 307-ФЗ <3>.
(Белякова Ю., Лукаш Д.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 1)Напомним, что аудит может быть как обязательным, в рамках требования закона, так и инициативным внешним <2> и инициативным внутренним, который часто называют просто внутренним аудитом. Так как в рассматриваемом случае основания аудита вытекают непосредственно из закона либо права, данного законом, аудируемая организация при обработке персональных данных, в том числе при их передаче аудитору, может полагаться на закон или законный интерес (п. 2 или 7 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). Уполномоченная аудиторская организация может полагаться на законный интерес в силу заключенного с ней договора на обязательный аудит и многочисленных положений Закона N 307-ФЗ <3>.
Статья: Закупка обязательного аудита: какие требования законодательства следует учесть корпоративным заказчикам?
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 12)Первой особенностью закупок обязательного аудита является то, что отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита осуществляется без применения Закона N 223-ФЗ (п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). В результате заказчики по Закону N 223-ФЗ избавлены от необходимости проведения закупочных процедур для заключения договора на обязательный аудит по правилам Закона N 223-ФЗ.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 12)Первой особенностью закупок обязательного аудита является то, что отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита осуществляется без применения Закона N 223-ФЗ (п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). В результате заказчики по Закону N 223-ФЗ избавлены от необходимости проведения закупочных процедур для заключения договора на обязательный аудит по правилам Закона N 223-ФЗ.
Готовое решение: Как провести финансовый аудит унитарного предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы заключить договор об обязательном аудите, нужно провести электронный конкурс по Закону N 44-ФЗ. Он проводится не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности).
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы заключить договор об обязательном аудите, нужно провести электронный конкурс по Закону N 44-ФЗ. Он проводится не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности).
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)- ответственности аудиторской организации за нарушение договора при проведении обязательного аудита (Письма от 23.03.2009 N 03-03-06/1/173 и N 03-03-06/4/20);
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)- ответственности аудиторской организации за нарушение договора при проведении обязательного аудита (Письма от 23.03.2009 N 03-03-06/1/173 и N 03-03-06/4/20);
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Согласно п. 6 ч. 1 ст. 5.1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (статья введена Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ) государственные корпорации для целей данного Закона признаются общественно значимыми организациями. Указанная статья регламентирует оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям. Как установлено в ч. 4 данной статьи, договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключается с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса; уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (то есть Минфин России), совместно с Банком России вправе устанавливать правила проведения открытого конкурса на заключение договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, если иные правила не установлены другими федеральными законами.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Согласно п. 6 ч. 1 ст. 5.1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (статья введена Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ) государственные корпорации для целей данного Закона признаются общественно значимыми организациями. Указанная статья регламентирует оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям. Как установлено в ч. 4 данной статьи, договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключается с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса; уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (то есть Минфин России), совместно с Банком России вправе устанавливать правила проведения открытого конкурса на заключение договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, если иные правила не установлены другими федеральными законами.