Добыча полезных ископаемых без лицензии
Подборка наиболее важных документов по запросу Добыча полезных ископаемых без лицензии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны объектов культурного наследия, водных объектов, земельных участков, недр, животного мира, а также в области управления и пользования жилым фондом: Организация (Должностное лицо, ИП, Гражданин) обжалует привлечение к ответственности за пользование недрами без лицензии либо нарушение ее условий и (или) требований технического проекта
(КонсультантПлюс, 2025)производилась добыча общераспространенных полезных ископаемых без лицензии
(КонсультантПлюс, 2025)производилась добыча общераспространенных полезных ископаемых без лицензии
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 12 "Содержание лицензии на пользование недрами" Закона РФ "О недрах""В связи с этим законодатель обусловил возможность продления срока лицензии на добычу полезных ископаемых фактом отсутствия каких-либо нарушений условий лицензии, при этом, не указывая на то, что такие нарушения должны иметь существенный характер."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по земельным спорам
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2025, N 2)Не случайно в проекте федерального закона N 1029441-7 "О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации "О недрах" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 03.10.2020) предлагалось отнести производственные и технологические нужды индивидуальных предпринимателей и организаций, использующих общераспространенные полезные ископаемые для строительства и содержания лесных дорог в рамках лесозаготовительной деятельности, к их собственным нуждам и осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых без лицензии.
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2025, N 2)Не случайно в проекте федерального закона N 1029441-7 "О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации "О недрах" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 03.10.2020) предлагалось отнести производственные и технологические нужды индивидуальных предпринимателей и организаций, использующих общераспространенные полезные ископаемые для строительства и содержания лесных дорог в рамках лесозаготовительной деятельности, к их собственным нуждам и осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых без лицензии.
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)Уголовная ответственность за незаконную добычу полезных ископаемых предусмотрена статьей 158 "Кража" (за тайное хищение полезных ископаемых) и статьей 171 "Незаконное предпринимательство" Уголовного кодекса РФ (за осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)Уголовная ответственность за незаконную добычу полезных ископаемых предусмотрена статьей 158 "Кража" (за тайное хищение полезных ископаемых) и статьей 171 "Незаконное предпринимательство" Уголовного кодекса РФ (за осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)При рассмотрении дела было установлено, что в ходе производственного процесса общество производит кальцинированную, поваренную соду и основным сырьем для ее производства является рапа Сивашского месторождения. Общество не оспаривало факт добычи в спорный период полезного ископаемого без лицензии, указывая на принятие им мер к ее получению.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)При рассмотрении дела было установлено, что в ходе производственного процесса общество производит кальцинированную, поваренную соду и основным сырьем для ее производства является рапа Сивашского месторождения. Общество не оспаривало факт добычи в спорный период полезного ископаемого без лицензии, указывая на принятие им мер к ее получению.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обратился в суд с иском к Щ. о возмещении вреда, причиненного недрам, указав, что ответчик на принадлежащем ему земельном участке осуществляет добычу общераспространенного полезного ископаемого (песка) с привлечением специализированной техники в отсутствие специального государственного разрешения (лицензии) на право пользования недрами. Вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении от 28 мая 2021 г. Щ. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ за пользование недрами без лицензии. Ссылаясь на данное постановление, истец просил взыскать с ответчика причиненный недрам вред в размере 55 795,50 руб.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обратился в суд с иском к Щ. о возмещении вреда, причиненного недрам, указав, что ответчик на принадлежащем ему земельном участке осуществляет добычу общераспространенного полезного ископаемого (песка) с привлечением специализированной техники в отсутствие специального государственного разрешения (лицензии) на право пользования недрами. Вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении от 28 мая 2021 г. Щ. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ за пользование недрами без лицензии. Ссылаясь на данное постановление, истец просил взыскать с ответчика причиненный недрам вред в размере 55 795,50 руб.
Статья: Надзор за исполнением законодательства в экологической сфере
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)Осуществляется надзор за исполнением законодательства в сфере охраны и использования недр, почв. Пресечены нарушения при проведении экспертизы проектной документации в сфере недропользования и запасов полезных ископаемых, факты добычи полезных ископаемых, подземных вод без лицензии, снятия плодородного слоя почв при незаконном недропользовании.
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)Осуществляется надзор за исполнением законодательства в сфере охраны и использования недр, почв. Пресечены нарушения при проведении экспертизы проектной документации в сфере недропользования и запасов полезных ископаемых, факты добычи полезных ископаемых, подземных вод без лицензии, снятия плодородного слоя почв при незаконном недропользовании.
Статья: Значение комплексной геолого-экономической оценки для определения правового режима и дальнейшего использования отходов недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2024, N 9)Помимо этого, ст. 23.5 Федерального закона "О недрах" устанавливает особый правовой режим вскрышных и вмещающих пород, который предполагает возможность хозяйствующего субъекта по своему усмотрению распоряжаться данными отходами недропользования без каких-либо дополнительных условий, связанных с необходимостью установления наличия в них полезных ископаемых, их включением в классификационный каталог отходов производства и потребления. В частности, недропользователь наделяется правом отчуждать вскрышные и вмещающие породы третьим лицам для дальнейшего использования в собственных производственных или технологических нуждах. Законодательное закрепление правомочия распоряжения вскрышными и вмещающими породами за пользователем недр нарушает право собственности субъекта РФ на общераспространенные полезные ископаемые, закрепленное в абз. 1 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона "О недрах", которые в большинстве случаев содержит данный вид отходов недропользования. Указанная возможность распоряжения вскрышными и вмещающими породами со стороны хозяйствующего субъекта, по своей сути, лишает субъект РФ возможности получения налога на добычу полезных ископаемых. В связи с чем, исходя из анализируемой нормы, недропользователь может вести вполне законную деятельность по продаже общераспространенных полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих породах, без соответствующих отчислений в бюджет субъекта РФ и без получения лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых.
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2024, N 9)Помимо этого, ст. 23.5 Федерального закона "О недрах" устанавливает особый правовой режим вскрышных и вмещающих пород, который предполагает возможность хозяйствующего субъекта по своему усмотрению распоряжаться данными отходами недропользования без каких-либо дополнительных условий, связанных с необходимостью установления наличия в них полезных ископаемых, их включением в классификационный каталог отходов производства и потребления. В частности, недропользователь наделяется правом отчуждать вскрышные и вмещающие породы третьим лицам для дальнейшего использования в собственных производственных или технологических нуждах. Законодательное закрепление правомочия распоряжения вскрышными и вмещающими породами за пользователем недр нарушает право собственности субъекта РФ на общераспространенные полезные ископаемые, закрепленное в абз. 1 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона "О недрах", которые в большинстве случаев содержит данный вид отходов недропользования. Указанная возможность распоряжения вскрышными и вмещающими породами со стороны хозяйствующего субъекта, по своей сути, лишает субъект РФ возможности получения налога на добычу полезных ископаемых. В связи с чем, исходя из анализируемой нормы, недропользователь может вести вполне законную деятельность по продаже общераспространенных полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих породах, без соответствующих отчислений в бюджет субъекта РФ и без получения лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых.
Статья: Правовые коллизии фрагментарного природопользования: судебная практика
(Шуплецова Ю.И., Овсянников Н.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)Вместе с тем добыча общераспространенных полезных ископаемых в безлицензионном порядке предоставляет арендатору лесного участка конкурентное преимущество <4>, свидетельством наличия которого, по мнению Минприроды, является выгода для субъекта предпринимательства в результате бесплатного использования общераспространенных полезных ископаемых. На основании данного утверждения делается вывод о невозможности применения статьи 19 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), согласно которой собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе.
(Шуплецова Ю.И., Овсянников Н.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)Вместе с тем добыча общераспространенных полезных ископаемых в безлицензионном порядке предоставляет арендатору лесного участка конкурентное преимущество <4>, свидетельством наличия которого, по мнению Минприроды, является выгода для субъекта предпринимательства в результате бесплатного использования общераспространенных полезных ископаемых. На основании данного утверждения делается вывод о невозможности применения статьи 19 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), согласно которой собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Уголовная ответственность за самовольную добычу янтаря, нефрита и иных полудрагоценных камней установлена в декабре 2019 г. Изначально добыча этих полезных ископаемых без лицензии преследовалась по ст. 7.5 КоАП РФ, однако законодатель учел факт экономической привлекательности таких действий и их относительную распространенность (по данным МВД России, в предшествующий период было выявлено свыше 15,7 т незаконно добытого янтаря на сумму 1,3 млрд рублей; годовой доход лиц, занимающихся данным видом незаконного промысла, мог составлять до 10 млн рублей). При таких обстоятельствах установление уголовной ответственности было оправданным, а действовавшая в тот период времени редакция ст. 255 УК РФ не позволяла осуществлять уголовное преследование за самовольную добычу полудрагоценных камней.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Уголовная ответственность за самовольную добычу янтаря, нефрита и иных полудрагоценных камней установлена в декабре 2019 г. Изначально добыча этих полезных ископаемых без лицензии преследовалась по ст. 7.5 КоАП РФ, однако законодатель учел факт экономической привлекательности таких действий и их относительную распространенность (по данным МВД России, в предшествующий период было выявлено свыше 15,7 т незаконно добытого янтаря на сумму 1,3 млрд рублей; годовой доход лиц, занимающихся данным видом незаконного промысла, мог составлять до 10 млн рублей). При таких обстоятельствах установление уголовной ответственности было оправданным, а действовавшая в тот период времени редакция ст. 255 УК РФ не позволяла осуществлять уголовное преследование за самовольную добычу полудрагоценных камней.