Дисциплинарное взыскание по представлению прокуратуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Дисциплинарное взыскание по представлению прокуратуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19.10.2023 по делу N 88-22953/2023 (УИД 77RS0008-02-2023-002630-10)
Процессуальные вопросы: Принято апелляционное определение о возвращении искового заявления.
Решение: Апелляционное определение оставлено без изменения.Возвращая исковое заявление С., судья первой инстанции исходил из того, что заявителем не выполнены указания, перечисленные в определении об оставлении искового заявления без движения, а именно - не представлены документы: частное определение N 13/248/2020 об отстранении заявителя от должности на период судебного разбирательства по уголовному делу в связи с обвинением заявителя по ч. 2 ст. 293 УК РФ, приказ N 438 от 17 августа 2000 г. о наложении на заявителя дисциплинарного взыскания на основании представления Одинцовской прокуратуры Московской области, приказ ООО "Мострансгаз" от 17 августа 2000 г., копия трудовой книжки, копия трудового договора, надлежащим образом заверенная копия решения Зеленоградского районного суда г. Москвы от 9 октября 2018 года по гражданскому делу N 2-2-2336/2018, а также сведения о направлении этих документов ответчику.
Процессуальные вопросы: Принято апелляционное определение о возвращении искового заявления.
Решение: Апелляционное определение оставлено без изменения.Возвращая исковое заявление С., судья первой инстанции исходил из того, что заявителем не выполнены указания, перечисленные в определении об оставлении искового заявления без движения, а именно - не представлены документы: частное определение N 13/248/2020 об отстранении заявителя от должности на период судебного разбирательства по уголовному делу в связи с обвинением заявителя по ч. 2 ст. 293 УК РФ, приказ N 438 от 17 августа 2000 г. о наложении на заявителя дисциплинарного взыскания на основании представления Одинцовской прокуратуры Московской области, приказ ООО "Мострансгаз" от 17 августа 2000 г., копия трудовой книжки, копия трудового договора, надлежащим образом заверенная копия решения Зеленоградского районного суда г. Москвы от 9 октября 2018 года по гражданскому делу N 2-2-2336/2018, а также сведения о направлении этих документов ответчику.
Апелляционное определение Московского городского суда от 17.07.2023 N 33-29059/2023 (УИД 77RS0008-02-2023-002630-10)
Процессуальные вопросы: Принято определение о возвращении искового заявления.
Решение: Определение отменено.Возвращая исковое заявление, судья исходил из того, что заявителем не выполнены указания, перечисленные в определении об оставлении искового заявления без движения, а именно - не представлены документы: частное определение N 13/248/2020 об отстранении заявителя от должности на период судебного разбирательства по уголовному делу в связи с обвинением заявителя по ч. 2 ст. 293 УК РФ, Приказ N 438 от 17 августа 2000 г. о наложении на заявителя дисциплинарного взыскания на основании представления Одинцовской прокуратуры адрес, Приказ ООО "Мострансгаз" от 17 августа 2000 г., копия трудовой книжки, копия трудового договора, надлежащим образом заверенная копия решения Зеленоградского районного суда адрес от 09 октября 2018 года по гражданскому делу N 2-2-2336/2018, а также сведения о направлении этих документов ответчику.
Процессуальные вопросы: Принято определение о возвращении искового заявления.
Решение: Определение отменено.Возвращая исковое заявление, судья исходил из того, что заявителем не выполнены указания, перечисленные в определении об оставлении искового заявления без движения, а именно - не представлены документы: частное определение N 13/248/2020 об отстранении заявителя от должности на период судебного разбирательства по уголовному делу в связи с обвинением заявителя по ч. 2 ст. 293 УК РФ, Приказ N 438 от 17 августа 2000 г. о наложении на заявителя дисциплинарного взыскания на основании представления Одинцовской прокуратуры адрес, Приказ ООО "Мострансгаз" от 17 августа 2000 г., копия трудовой книжки, копия трудового договора, надлежащим образом заверенная копия решения Зеленоградского районного суда адрес от 09 октября 2018 года по гражданскому делу N 2-2-2336/2018, а также сведения о направлении этих документов ответчику.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы правовой эффективности принудительного исполнения судебных решений о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя
(Кротов А.В.)
("Администратор суда", 2023, N 4)Как показывает сложившаяся практика, дисциплинарные взыскания, применяемые к судебным приставам-исполнителям, направление сотрудниками прокуратуры представлений на имя руководителя службы судебных приставов соответствующего субъекта не приводят к позитивным результатам в части исполнения решений судов.
(Кротов А.В.)
("Администратор суда", 2023, N 4)Как показывает сложившаяся практика, дисциплинарные взыскания, применяемые к судебным приставам-исполнителям, направление сотрудниками прокуратуры представлений на имя руководителя службы судебных приставов соответствующего субъекта не приводят к позитивным результатам в части исполнения решений судов.
Статья: Соблюдение законодательства при исполнении наказания в виде исправительных работ
(Шонин И.Г.)
("Законность", 2021, N 7)Статьей 33 Закона о прокуратуре прокурору предоставлены полномочия отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных.
(Шонин И.Г.)
("Законность", 2021, N 7)Статьей 33 Закона о прокуратуре прокурору предоставлены полномочия отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)На основании приказов ответчика от 28 и 29 августа 2013 года П. был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения и уволен с занимаемой должности по пункту "о" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме). По мнению П., при привлечении его к дисциплинарной ответственности ответчиком нарушен порядок применения дисциплинарного взыскания.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)На основании приказов ответчика от 28 и 29 августа 2013 года П. был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения и уволен с занимаемой должности по пункту "о" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме). По мнению П., при привлечении его к дисциплинарной ответственности ответчиком нарушен порядок применения дисциплинарного взыскания.
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2020 N 14-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1.1 части 1 статьи 37 и пункта 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" в связи с жалобой гражданина И.Н. Котяша"1.1. Конституционность приведенных законоположений оспаривает гражданин И.Н. Котяш, который 31 августа 2017 года был уволен с государственной гражданской службы в Управлении Росприроднадзора по Мурманской области по инициативе государственного гражданского служащего, а 1 сентября 2017 года вновь поступил на государственную гражданскую службу - в Балтийско-Арктическое морское управление Росприроднадзора. Однако 28 июня 2018 года заявитель был освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", - в связи с утратой представителем нанимателя доверия к государственному гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Увольнению И.Н. Котяша предшествовало проведение на основании представления Генеральной прокуратуры Российской Федерации служебной проверки, по результатам которой было установлено, что заявитель при поступлении на государственную гражданскую службу не представил сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги и несовершеннолетних детей, и рекомендовано применить в отношении него дисциплинарное взыскание в виде увольнения.
"По делу о проверке конституционности пункта 1.1 части 1 статьи 37 и пункта 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" в связи с жалобой гражданина И.Н. Котяша"1.1. Конституционность приведенных законоположений оспаривает гражданин И.Н. Котяш, который 31 августа 2017 года был уволен с государственной гражданской службы в Управлении Росприроднадзора по Мурманской области по инициативе государственного гражданского служащего, а 1 сентября 2017 года вновь поступил на государственную гражданскую службу - в Балтийско-Арктическое морское управление Росприроднадзора. Однако 28 июня 2018 года заявитель был освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", - в связи с утратой представителем нанимателя доверия к государственному гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Увольнению И.Н. Котяша предшествовало проведение на основании представления Генеральной прокуратуры Российской Федерации служебной проверки, по результатам которой было установлено, что заявитель при поступлении на государственную гражданскую службу не представил сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги и несовершеннолетних детей, и рекомендовано применить в отношении него дисциплинарное взыскание в виде увольнения.
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)в) пресекательными - прекращающими нарушения прав граждан и организаций (например, требование о прекращении рейдового осмотра, который проводится без согласования с органами прокуратуры);
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)в) пресекательными - прекращающими нарушения прав граждан и организаций (например, требование о прекращении рейдового осмотра, который проводится без согласования с органами прокуратуры);
Вопрос: Какие полномочия у Генерального прокурора РФ?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- определяет полномочия соответствующих руководителей по привлечению к дисциплинарной ответственности работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором РФ, налагает на прокурорских работников дисциплинарные взыскания (п. 2 ст. 41.7 Закона о прокуратуре);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- определяет полномочия соответствующих руководителей по привлечению к дисциплинарной ответственности работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором РФ, налагает на прокурорских работников дисциплинарные взыскания (п. 2 ст. 41.7 Закона о прокуратуре);
Статья: Условия и факторы эффективности применения дисциплинарных взысканий на государственной службе
(Добробаба М.Б.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)<17> См. например: п. 5.3 Приказа Генпрокуратуры России от 11 июля 2013 г. N 286 "Об утверждении Положения о кадровом резерве для выдвижения на руководящие должности в органах прокуратуры Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Добробаба М.Б.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)<17> См. например: п. 5.3 Приказа Генпрокуратуры России от 11 июля 2013 г. N 286 "Об утверждении Положения о кадровом резерве для выдвижения на руководящие должности в органах прокуратуры Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Вопросы привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников органов власти на основании представления прокурора
(Филипенко С.В.)
("Законность", 2021, N 5)Отмечено, что допустимы представления, когда требуется только устранение причин нарушений закона, когда они очевидны и установлены. Однако подобные представления нетипичны и встречаются довольно редко <4>.
(Филипенко С.В.)
("Законность", 2021, N 5)Отмечено, что допустимы представления, когда требуется только устранение причин нарушений закона, когда они очевидны и установлены. Однако подобные представления нетипичны и встречаются довольно редко <4>.
Вопрос: Что входит в полномочия помощника прокурора?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях;
Статья: Работа органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции в 2022 году
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2023, N 5)Например, выявлен факт непринятия заместителем главы района одного из субъектов Федерации мер к уведомлению о возможности возникновения конфликта интересов в связи с нахождением в иных близких отношениях со своим подчиненным сотрудником - начальником отдела по вопросам семьи и детства. Прокурор района внес представление главе администрации, по результатам рассмотрения которого к служащему применена мера в виде выговора. Прокуратура района направила исковое заявление о признании соответствующего приказа незаконным и применении меры дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия. Решением районного суда исковые требования удовлетворены, по результатам рассмотрения судом апелляционной инстанции решение оставлено без изменений, распоряжением главы администрации района служащая уволена в связи с утратой доверия.
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2023, N 5)Например, выявлен факт непринятия заместителем главы района одного из субъектов Федерации мер к уведомлению о возможности возникновения конфликта интересов в связи с нахождением в иных близких отношениях со своим подчиненным сотрудником - начальником отдела по вопросам семьи и детства. Прокурор района внес представление главе администрации, по результатам рассмотрения которого к служащему применена мера в виде выговора. Прокуратура района направила исковое заявление о признании соответствующего приказа незаконным и применении меры дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия. Решением районного суда исковые требования удовлетворены, по результатам рассмотрения судом апелляционной инстанции решение оставлено без изменений, распоряжением главы администрации района служащая уволена в связи с утратой доверия.
Готовое решение: Как к федеральным гражданским служащим применить дисциплинарное взыскание за коррупционное правонарушение
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какой вид дисциплинарного взыскания указывается в акте о применении взыскания
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какой вид дисциплинарного взыскания указывается в акте о применении взыскания
Статья: Контрольная (надзорная) деятельность Роструда: современное состояние и перспективы развития
(Сапфирова А.А.)
("Юрист", 2024, N 5)С ноября 2023 г. начинает меняться подход к основаниям проведения внеплановых контрольных (надзорных) проверок и введена возможность рассмотрения обращений по поводу невыплаты заработной платы, если обращаются коллективы работников (более 10% среднесписочной численности или 10 человек). Такие обращения работников, как о незаконных увольнениях, непредоставлении отпуска, незаконных дисциплинарных взысканиях и т.д., преимущественно рассматриваются непосредственно прокуратурой или судами.
(Сапфирова А.А.)
("Юрист", 2024, N 5)С ноября 2023 г. начинает меняться подход к основаниям проведения внеплановых контрольных (надзорных) проверок и введена возможность рассмотрения обращений по поводу невыплаты заработной платы, если обращаются коллективы работников (более 10% среднесписочной численности или 10 человек). Такие обращения работников, как о незаконных увольнениях, непредоставлении отпуска, незаконных дисциплинарных взысканиях и т.д., преимущественно рассматриваются непосредственно прокуратурой или судами.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 - 2022 годах"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Как установлено судом, подтверждается материалами дела, в ходе проведенной Государственным инспектором труда в Забайкальском крае Болотовой Н.Ц. проверки выявлены факты нарушения ст. 236 ТК РФ в части нарушения работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат Блохину В.Д., а также требования ст. 193 ТК РФ о порядке применения дисциплинарного взыскания к Блохину В.Д. В акте проверки от 28.09.2020 указано, что Государственной инспекцией труда в Забайкальском крае в ООО "Золото Дельмачик" проведена внеплановая проверка трудового законодательства на основании требования прокуратуры Забайкальского края, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами ООО "Золото Дельмачик".
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Как установлено судом, подтверждается материалами дела, в ходе проведенной Государственным инспектором труда в Забайкальском крае Болотовой Н.Ц. проверки выявлены факты нарушения ст. 236 ТК РФ в части нарушения работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат Блохину В.Д., а также требования ст. 193 ТК РФ о порядке применения дисциплинарного взыскания к Блохину В.Д. В акте проверки от 28.09.2020 указано, что Государственной инспекцией труда в Забайкальском крае в ООО "Золото Дельмачик" проведена внеплановая проверка трудового законодательства на основании требования прокуратуры Забайкальского края, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами ООО "Золото Дельмачик".
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Истец считает свое увольнение незаконным и необоснованным по следующим основаниям. При увольнении по данному основанию следует соблюдать положение о проведении служебной проверки. Часть 2 ст. 58 вышеуказанного Федерального закона императивно устанавливает необходимость проведения служебной проверки перед применением дисциплинарного взыскания. Ответственность за своевременность и правомерность проведения служебной проверки возлагается на представителя нанимателя, ее назначившего. В соответствии с приказом руководителя УФССП по Пермскому краю в отношении нее была проведена служебная проверка. В результате проверки, проведенной прокуратурой Орджоникидзевского района г. Перми, установлено, что в справке о доходах она не представила сведения о доходе в размере 100 376 руб. 71 коп., полученном ею в результате выигрыша в лотерею. Позднее она выяснила, что бывший супруг гр. Б., воспользовавшись ее сберегательной книжкой, перевел на нее сумму денег в размере 100 376 руб. 71 коп. за выигрыш в лотерею. По его просьбе указанные деньги она сняла и передала ему. Т.е. никакой дополнительный доход она не получала, деньгами не распоряжалась, с бывшим мужем в разводе, поэтому в справке о доходах она не представила данные сведения. Считает, что проведенная служебная проверка в отношении нее явилась не полной и не могла быть положена в основу для принятия решения о дисциплинарном наказании. В нарушении требований п. 2 ст. 59 Федерального закона N 79-ФЗ, при ее проведении не были полностью, объективно и всесторонне установлены следующие факты: вина, причины и условия, способствующие совершению дисциплинарного проступка, характер и размер вреда, причиненного ею в результате дисциплинарного проступка. Кроме того, письменное заключение по результатам проверки истцу представлены не были, по месту работы комиссия не выезжала, истца для дачи объяснения не вызывала. Данные выводы комиссия, проводившая проверку, сделала только на основании проверки прокуратуры Орджоникидзевского района г. Перми. Таким образом, при проведении в отношении истца служебной проверки были допущены нарушения требований ч. 1 ст. 58 и ст. 59.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Истец считает свое увольнение незаконным и необоснованным по следующим основаниям. При увольнении по данному основанию следует соблюдать положение о проведении служебной проверки. Часть 2 ст. 58 вышеуказанного Федерального закона императивно устанавливает необходимость проведения служебной проверки перед применением дисциплинарного взыскания. Ответственность за своевременность и правомерность проведения служебной проверки возлагается на представителя нанимателя, ее назначившего. В соответствии с приказом руководителя УФССП по Пермскому краю в отношении нее была проведена служебная проверка. В результате проверки, проведенной прокуратурой Орджоникидзевского района г. Перми, установлено, что в справке о доходах она не представила сведения о доходе в размере 100 376 руб. 71 коп., полученном ею в результате выигрыша в лотерею. Позднее она выяснила, что бывший супруг гр. Б., воспользовавшись ее сберегательной книжкой, перевел на нее сумму денег в размере 100 376 руб. 71 коп. за выигрыш в лотерею. По его просьбе указанные деньги она сняла и передала ему. Т.е. никакой дополнительный доход она не получала, деньгами не распоряжалась, с бывшим мужем в разводе, поэтому в справке о доходах она не представила данные сведения. Считает, что проведенная служебная проверка в отношении нее явилась не полной и не могла быть положена в основу для принятия решения о дисциплинарном наказании. В нарушении требований п. 2 ст. 59 Федерального закона N 79-ФЗ, при ее проведении не были полностью, объективно и всесторонне установлены следующие факты: вина, причины и условия, способствующие совершению дисциплинарного проступка, характер и размер вреда, причиненного ею в результате дисциплинарного проступка. Кроме того, письменное заключение по результатам проверки истцу представлены не были, по месту работы комиссия не выезжала, истца для дачи объяснения не вызывала. Данные выводы комиссия, проводившая проверку, сделала только на основании проверки прокуратуры Орджоникидзевского района г. Перми. Таким образом, при проведении в отношении истца служебной проверки были допущены нарушения требований ч. 1 ст. 58 и ст. 59.