Центральная экологическая зона байкальской природной территории
Подборка наиболее важных документов по запросу Центральная экологическая зона байкальской природной территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Регистрация договора аренды земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)...установив, что земельные участки, являющиеся предметом договоров аренды... расположены в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также что возможность строительства на них новых объектов ограничена на законодательном уровне рядом условий, наличие которых в настоящем случае не усматривается, [суды - ред.]... пришли к обоснованному выводу о заключении вышеуказанных договоров аренды, предусматривающих строительство зданий и сооружений (пункт 3.3.2), в противоречие требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643, действовавшего на момент заключения договоров и приостановления их государственной регистрации. Кроме того, принимая во внимание указанное выше заключение и вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами... (индивидуальное жилищное строительство, малоэтажная жилая застройка), суды также признали, что использование спорных участков, покрытых лесом, с очевидностью будет иметь своим последствием вырубку леса, что нарушает действующий запрет, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2399 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 Закона об охране озера Байкал.
(КонсультантПлюс, 2025)...установив, что земельные участки, являющиеся предметом договоров аренды... расположены в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также что возможность строительства на них новых объектов ограничена на законодательном уровне рядом условий, наличие которых в настоящем случае не усматривается, [суды - ред.]... пришли к обоснованному выводу о заключении вышеуказанных договоров аренды, предусматривающих строительство зданий и сооружений (пункт 3.3.2), в противоречие требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643, действовавшего на момент заключения договоров и приостановления их государственной регистрации. Кроме того, принимая во внимание указанное выше заключение и вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами... (индивидуальное жилищное строительство, малоэтажная жилая застройка), суды также признали, что использование спорных участков, покрытых лесом, с очевидностью будет иметь своим последствием вырубку леса, что нарушает действующий запрет, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2399 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 Закона об охране озера Байкал.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 60.2 "Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, земельные участки, границы которых пересекаются с границами указанных земельных участков, государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ указанных земельных участков" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что при наличии специальной нормы Закона об охране озера Байкал основания для применения статьи 60.2 Закона о регистрации к земельному участку, расположенному в ЦЭЗ БПТ, отсутствуют. Обратное означало бы преодоление законодательного запрета перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли иной категории, установленный для центральной экологической зоны Байкальской природной территории."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О соотношении правовых режимов Байкальской природной территории и других территорий и зон, созданных в ее границах
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Подобный подход стал причиной достаточно сложного правового режима Байкальской природной территории, заключающегося в "наложении" правовых режимов различных территорий и зон в сочетании с правовыми режимами различных категорий и видов земель. Во-первых, установлены правовые требования, запрещающие и ограничивающие осуществление хозяйственной деятельности (ст. 5 - 6, 13 - 14, 18 и др. ФЗ об охране озера Байкал), и требования по осуществлению природопользования (ст. 9) в отношении всей территории БПТ. Во-вторых, установлены требования для центральной и буферной зон (ст. 8, 10 - 12, п. 2 ч. 1 ст. 14 ФЗ об охране озера Байкал). Самый строгий режим предусмотрен для центральной экологической зоны, в отношении которой действует специальный перечень запрещенных видов деятельности (ст. 11 ФЗ об охране озера Байкал и Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории") <5>. В-третьих, необходимо помнить о требованиях к осуществлению хозяйственной деятельности в границах водоохранной зоны <6> и рыбохозяйственной заповедной зоны <7> озера Байкал.
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Подобный подход стал причиной достаточно сложного правового режима Байкальской природной территории, заключающегося в "наложении" правовых режимов различных территорий и зон в сочетании с правовыми режимами различных категорий и видов земель. Во-первых, установлены правовые требования, запрещающие и ограничивающие осуществление хозяйственной деятельности (ст. 5 - 6, 13 - 14, 18 и др. ФЗ об охране озера Байкал), и требования по осуществлению природопользования (ст. 9) в отношении всей территории БПТ. Во-вторых, установлены требования для центральной и буферной зон (ст. 8, 10 - 12, п. 2 ч. 1 ст. 14 ФЗ об охране озера Байкал). Самый строгий режим предусмотрен для центральной экологической зоны, в отношении которой действует специальный перечень запрещенных видов деятельности (ст. 11 ФЗ об охране озера Байкал и Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории") <5>. В-третьих, необходимо помнить о требованиях к осуществлению хозяйственной деятельности в границах водоохранной зоны <6> и рыбохозяйственной заповедной зоны <7> озера Байкал.
Статья: Применение опыта международно-правовой охраны Беловежского леса в развитии природоохранной деятельности на Байкальской природной территории
(Дицевич Я.Б., Колобов Р.Ю., Бакиновская О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)Статья построена посредством группировки природоохранных проблем, общих для различных объектов всемирного наследия, включая Беловежский лес и озеро Байкал. В работе освещены проблемы определения границ объектов всемирного наследия (ОВН); практика организации управления ОВН; используемые в практике охраны Беловежского леса способы обеспечения участия местного населения в сохранении ОВН; вопросы организации управления и сохранения биоразнообразия на территории ОВН. В заключение формулируются предложения, направленные на совершенствование деятельности по сохранению объекта всемирного наследия озера Байкал. В частности, приводится вывод о том, что к числу непосредственных интересов местного населения центральной экологической зоны Байкальской природной территории (в особенности занимающегося организацией туристического бизнеса) относится популяризация режима охраны всемирного наследия наряду с воспрепятствованием реализации предложений по сокращению границ объекта всемирного наследия (в том числе посредством ошибочного разделения понятий "объект" и "участок" всемирного наследия). Указывается на перспективность использования законных методов взаимодействия общественных институтов с органами государственной власти, включая внесение в установленном законом порядке предложений о совершенствовании управления объектом всемирного наследия, а также путем создания консультативных советов местного населения и коренных народов.
(Дицевич Я.Б., Колобов Р.Ю., Бакиновская О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)Статья построена посредством группировки природоохранных проблем, общих для различных объектов всемирного наследия, включая Беловежский лес и озеро Байкал. В работе освещены проблемы определения границ объектов всемирного наследия (ОВН); практика организации управления ОВН; используемые в практике охраны Беловежского леса способы обеспечения участия местного населения в сохранении ОВН; вопросы организации управления и сохранения биоразнообразия на территории ОВН. В заключение формулируются предложения, направленные на совершенствование деятельности по сохранению объекта всемирного наследия озера Байкал. В частности, приводится вывод о том, что к числу непосредственных интересов местного населения центральной экологической зоны Байкальской природной территории (в особенности занимающегося организацией туристического бизнеса) относится популяризация режима охраны всемирного наследия наряду с воспрепятствованием реализации предложений по сокращению границ объекта всемирного наследия (в том числе посредством ошибочного разделения понятий "объект" и "участок" всемирного наследия). Указывается на перспективность использования законных методов взаимодействия общественных институтов с органами государственной власти, включая внесение в установленном законом порядке предложений о совершенствовании управления объектом всемирного наследия, а также путем создания консультативных советов местного населения и коренных народов.
Нормативные акты
Статья: Право каждого на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации сквозь призму экологических конфликтов
(Редникова Т.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Наиболее показательным примером является столкновение публичных экологических интересов, социальных интересов граждан, а также экономических интересов отдельных субъектов в процессе прохождения в Государственной Думе Российской Федерации законопроекта N 387575-8 "О внесении изменений в статью 25.1 Федерального закона "Об охране озера Байкал" и ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (в части уточнения ограничений отдельных видов деятельности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории)" <14>, вызвавшего значительное противодействие его принятию со стороны ученых и экологически ориентированной общественности в силу своего содержания, представляющего реальную угрозу состоянию объекта всемирного природного наследия озера Байкал <15>. Несмотря на тот факт, что законопроект, в том числе, направлен на решение некоторых социальных проблем местного населения, проживающего на Байкальской природной территории, предлагаемые законопроектом пути решения вызывают, по меньшей мере, сомнения в необходимости их реализации именно в предлагаемых законопроектом формулировках.
(Редникова Т.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Наиболее показательным примером является столкновение публичных экологических интересов, социальных интересов граждан, а также экономических интересов отдельных субъектов в процессе прохождения в Государственной Думе Российской Федерации законопроекта N 387575-8 "О внесении изменений в статью 25.1 Федерального закона "Об охране озера Байкал" и ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (в части уточнения ограничений отдельных видов деятельности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории)" <14>, вызвавшего значительное противодействие его принятию со стороны ученых и экологически ориентированной общественности в силу своего содержания, представляющего реальную угрозу состоянию объекта всемирного природного наследия озера Байкал <15>. Несмотря на тот факт, что законопроект, в том числе, направлен на решение некоторых социальных проблем местного населения, проживающего на Байкальской природной территории, предлагаемые законопроектом пути решения вызывают, по меньшей мере, сомнения в необходимости их реализации именно в предлагаемых законопроектом формулировках.
Статья: Охрана озера Байкал как объекта всемирного природного наследия в условиях изменяющегося климата
(Колобов Р.Ю.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Вместе с тем в науках общественного цикла, обеспечивающих осмысление возможностей встраивания климатической повестки в природоохранную деятельность человека, рассматриваемая тематика практически не представлена. Мы полагаем, что на момент написания настоящей статьи сложились уникальные условия для вдумчивой модернизации нормативной правовой базы в сфере охраны озера Байкал как в части адаптации к меняющемуся климату, так и обеспечения устойчивого развития территорий, расположенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (далее - ЦЭЗ БПТ). Появление Законопроекта N 387575-8 <20>, предусматривающего в том числе возможность осуществления сплошных рубок в ЦЭЗ БПТ, обеспечило концентрацию общественного внимания на проблемах охраны озера Байкал и обеспечения реализации социально-экономических прав граждан, проживающих на его берегах. Конструктивная позиция Комитета всемирного наследия, рекомендовавшего провести научную оценку планируемых изменений законодательства, создала благоприятный международно-правовой контекст совершенствования законодательства об охране озера Байкал. Выполнение поручения Президента Российской Федерации о подготовке региональных планов адаптации к последствиям изменения климата может послужить движущей силой к поиску новых решений сложных природоохранных и социально-экономических задач в ЦЭЗ БПТ.
(Колобов Р.Ю.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Вместе с тем в науках общественного цикла, обеспечивающих осмысление возможностей встраивания климатической повестки в природоохранную деятельность человека, рассматриваемая тематика практически не представлена. Мы полагаем, что на момент написания настоящей статьи сложились уникальные условия для вдумчивой модернизации нормативной правовой базы в сфере охраны озера Байкал как в части адаптации к меняющемуся климату, так и обеспечения устойчивого развития территорий, расположенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (далее - ЦЭЗ БПТ). Появление Законопроекта N 387575-8 <20>, предусматривающего в том числе возможность осуществления сплошных рубок в ЦЭЗ БПТ, обеспечило концентрацию общественного внимания на проблемах охраны озера Байкал и обеспечения реализации социально-экономических прав граждан, проживающих на его берегах. Конструктивная позиция Комитета всемирного наследия, рекомендовавшего провести научную оценку планируемых изменений законодательства, создала благоприятный международно-правовой контекст совершенствования законодательства об охране озера Байкал. Выполнение поручения Президента Российской Федерации о подготовке региональных планов адаптации к последствиям изменения климата может послужить движущей силой к поиску новых решений сложных природоохранных и социально-экономических задач в ЦЭЗ БПТ.
Статья: Развитие законодательства об охране российских объектов всемирного природного наследия в контексте решений сорок пятой сессии Комитета всемирного наследия
(Дицевич Я.Б., Колобов Р.Ю.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Наиболее остро эти проблемы проявили себя в отношении озера Байкал. Переплетение экологических, социальных и экономических проблем обусловило появление целого ряда законодательных инициатив, вызывавших озабоченность мирового сообщества, институционализированного в Комитете всемирного наследия. Особый общественный резонанс как на национальном, так и на международном уровне вызвали положения законопроекта N 387575-8, предполагающего возможность осуществления сплошных рубок лесных насаждений в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (далее - ЦЭЗ БПТ) <5>. В информационной карточке законопроекта на сайте Государственной Думы не представлены результаты какой-либо оценки последствий предлагаемого законопроекта, а пояснительная записка к нему составляет чуть более трех страниц.
(Дицевич Я.Б., Колобов Р.Ю.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Наиболее остро эти проблемы проявили себя в отношении озера Байкал. Переплетение экологических, социальных и экономических проблем обусловило появление целого ряда законодательных инициатив, вызывавших озабоченность мирового сообщества, институционализированного в Комитете всемирного наследия. Особый общественный резонанс как на национальном, так и на международном уровне вызвали положения законопроекта N 387575-8, предполагающего возможность осуществления сплошных рубок лесных насаждений в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (далее - ЦЭЗ БПТ) <5>. В информационной карточке законопроекта на сайте Государственной Думы не представлены результаты какой-либо оценки последствий предлагаемого законопроекта, а пояснительная записка к нему составляет чуть более трех страниц.
Статья: Анализ результатов работы мониторинговой миссии Центра всемирного наследия ЮНЕСКО и Международного союза охраны природы на озере Байкал
(Колобов Р.Ю.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Именно отсутствие такой оценки, а не сами по себе решения, предлагаемые в находящемся на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законопроекте N 387575-8, стало основной причиной, по которой эксперты рекомендовали воздержаться от его принятия. Очень ярко отсутствие понимания последствий планируемых изменений демонстрируется в Отчете на примере проблем лесовосстановления в центральной экологической зоне Байкальской природной территории <14>. Такие мероприятия могут привести к обратному эффекту, поскольку при отсутствии должного изучения и планирования процессы посадки деревьев способны оказать негативное влияние на состояние биоразнообразия, в том числе с учетом большого числа эндемичных видов флоры и фауны на данной территории, равно как и на нетронутость объекта, послужившее одной из причин его внесения в Список <15>. В этой связи эксперты рекомендовали оценить влияние указанных и иных изменений на состояние экосистемы озера Байкал с использованием специального инструментария, разработанного консультативными органами системы охраны всемирного наследия для этих целей <16>.
(Колобов Р.Ю.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Именно отсутствие такой оценки, а не сами по себе решения, предлагаемые в находящемся на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законопроекте N 387575-8, стало основной причиной, по которой эксперты рекомендовали воздержаться от его принятия. Очень ярко отсутствие понимания последствий планируемых изменений демонстрируется в Отчете на примере проблем лесовосстановления в центральной экологической зоне Байкальской природной территории <14>. Такие мероприятия могут привести к обратному эффекту, поскольку при отсутствии должного изучения и планирования процессы посадки деревьев способны оказать негативное влияние на состояние биоразнообразия, в том числе с учетом большого числа эндемичных видов флоры и фауны на данной территории, равно как и на нетронутость объекта, послужившее одной из причин его внесения в Список <15>. В этой связи эксперты рекомендовали оценить влияние указанных и иных изменений на состояние экосистемы озера Байкал с использованием специального инструментария, разработанного консультативными органами системы охраны всемирного наследия для этих целей <16>.
Статья: Совершенствование правового режима охраны окружающей среды и природопользования на Байкальской природной территории
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2023, N 2)В основе организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне лежит законодательство о туристической деятельности, лесное, водное и природоохранное законодательство, соблюдение которого обеспечивается с учетом особенностей, установленных Законом об охране озера Байкал. Организация туризма и отдыха в соответствии с этим Законом осуществляется при условии соблюдения предельно допустимых норм нагрузок на окружающую среду по специальным правилам, установленным органами государственной власти Республики Бурятии и Иркутской области. В частности, в соответствии с Правилами организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и Республике Бурятии, утвержденными отдельно правительствами Иркутской области и Республики Бурятии <6>, в центральной экологической зоне предусмотрены туристско-рекреационное зонирование, мониторинг деятельности субъектов туристской индустрии, локализация антропогенной нагрузки в туристско-рекреационных зонах. Кроме того, этими актами установлены предельно допустимые экологические нагрузки для пляжей, в виде рекомендации предлагается отказаться от использования пластиковой продукции и химических веществ, осуществлять раздельное временное накопление отходов. Существенной особенностью туристско-рекреационной деятельности является поддержание взаимодействия между участниками такой деятельности, которое выражается в том числе в поддержании режима совместного использования природных, историко-культурных, рекреационных и земельных ресурсов.
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2023, N 2)В основе организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне лежит законодательство о туристической деятельности, лесное, водное и природоохранное законодательство, соблюдение которого обеспечивается с учетом особенностей, установленных Законом об охране озера Байкал. Организация туризма и отдыха в соответствии с этим Законом осуществляется при условии соблюдения предельно допустимых норм нагрузок на окружающую среду по специальным правилам, установленным органами государственной власти Республики Бурятии и Иркутской области. В частности, в соответствии с Правилами организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и Республике Бурятии, утвержденными отдельно правительствами Иркутской области и Республики Бурятии <6>, в центральной экологической зоне предусмотрены туристско-рекреационное зонирование, мониторинг деятельности субъектов туристской индустрии, локализация антропогенной нагрузки в туристско-рекреационных зонах. Кроме того, этими актами установлены предельно допустимые экологические нагрузки для пляжей, в виде рекомендации предлагается отказаться от использования пластиковой продукции и химических веществ, осуществлять раздельное временное накопление отходов. Существенной особенностью туристско-рекреационной деятельности является поддержание взаимодействия между участниками такой деятельности, которое выражается в том числе в поддержании режима совместного использования природных, историко-культурных, рекреационных и земельных ресурсов.
Статья: Выдающаяся универсальная ценность объектов всемирного природного наследия: проблемы определения
(Колобов Р.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Думается, что такое описание эстетических свойств все же слишком лаконично и вряд ли может служить основой для охраны и управления объектом. Вместе с тем, очевидно, органы системы охраны всемирного наследия не видят в этом проблемы, поскольку вопрос о корректировке указанной формулировки ни разу не поднимался в решениях Комитета по вопросам охраны озера Байкал. При этом правомерна постановка вопроса о том, какие именно зоны (элементы) Байкала обладают эстетической ценностью либо обеспечивают ее. Так, к примеру, сомнительно, что выдающейся красотой мирового уровня обладает, например, начинающаяся от границ Центральной экологической зоны Байкальской природной территории дорога на подъезде к поселку Култук, на которой не образуется прямой видимости акватории озера <30>. Равным образом неясен и конкретный состав атрибутов, составляющих ВУЦ по другим критериям.
(Колобов Р.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Думается, что такое описание эстетических свойств все же слишком лаконично и вряд ли может служить основой для охраны и управления объектом. Вместе с тем, очевидно, органы системы охраны всемирного наследия не видят в этом проблемы, поскольку вопрос о корректировке указанной формулировки ни разу не поднимался в решениях Комитета по вопросам охраны озера Байкал. При этом правомерна постановка вопроса о том, какие именно зоны (элементы) Байкала обладают эстетической ценностью либо обеспечивают ее. Так, к примеру, сомнительно, что выдающейся красотой мирового уровня обладает, например, начинающаяся от границ Центральной экологической зоны Байкальской природной территории дорога на подъезде к поселку Култук, на которой не образуется прямой видимости акватории озера <30>. Равным образом неясен и конкретный состав атрибутов, составляющих ВУЦ по другим критериям.
Статья: Понятие и виды правовых режимов лесов
(Быковский В.К.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 2)Правовой режим лесов, произрастающих на разнообразных категориях земель, различен. Так, при рассмотрении судебных споров по использованию защитных лесов Арбитражным судом указано, что вырубка леса арендатором на участке леса, относящегося в категории защитных лесов, нарушает требования закона и посягает на публичные интересы неопределенного круга лиц <8>. В другом судебном споре истцу в удовлетворении требования об утверждении проектной документации было отказано, поскольку лесной участок включен в центральную экологическую зону Байкальской природной территории, в связи с чем с учетом положений п. 7 ч. 2 ст. 119 ЛК РФ признается особо защитным участком лесов как объект природного наследия <9>.
(Быковский В.К.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 2)Правовой режим лесов, произрастающих на разнообразных категориях земель, различен. Так, при рассмотрении судебных споров по использованию защитных лесов Арбитражным судом указано, что вырубка леса арендатором на участке леса, относящегося в категории защитных лесов, нарушает требования закона и посягает на публичные интересы неопределенного круга лиц <8>. В другом судебном споре истцу в удовлетворении требования об утверждении проектной документации было отказано, поскольку лесной участок включен в центральную экологическую зону Байкальской природной территории, в связи с чем с учетом положений п. 7 ч. 2 ст. 119 ЛК РФ признается особо защитным участком лесов как объект природного наследия <9>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<3> Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1798 "Об утверждении перечня видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации, порядке их выполнения, а также экологических требованиях к их выполнению" (не распространяется на выполнение работ в отношении объекта, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории или центральной экологической зоны Байкальской природной территории).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<3> Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1798 "Об утверждении перечня видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации, порядке их выполнения, а также экологических требованиях к их выполнению" (не распространяется на выполнение работ в отношении объекта, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории или центральной экологической зоны Байкальской природной территории).
Ситуация: Каков порядок предоставления гражданам дальневосточного и арктического гектаров?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, не предоставляются земельные участки, расположенные в границах определенных территорий, в частности в местах залегания полезных ископаемых (запасы которых поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых), в границах территории, необходимой для разработки участка недр, предлагаемого для предоставления в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых (за исключением углеводородного сырья), территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории и т.д. (п. п. 15, 19, 26 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, не предоставляются земельные участки, расположенные в границах определенных территорий, в частности в местах залегания полезных ископаемых (запасы которых поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых), в границах территории, необходимой для разработки участка недр, предлагаемого для предоставления в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых (за исключением углеводородного сырья), территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории и т.д. (п. п. 15, 19, 26 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).
Статья: Правотворчество в сфере охраны окружающей среды: общая характеристика состояния и основные тенденции развития
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Однако, с другой стороны, у рассматриваемой тенденции есть и обратные проявления - "экологизация наоборот" <31>. Так, деэкологизированными результатами правотворческой деятельности в сфере охраны окружающей среды можно признать сужение объема полномочий органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, сокращение перечней объектов государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней, сохранение возможности установления временно разрешенных выбросов и сбросов, ослабление природоохранного правового режима в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, постоянный перенос сроков вступления в силу нормативных правовых актов, устанавливающих (детализирующих) обязанности природопользователей по охране природы, и др.
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Однако, с другой стороны, у рассматриваемой тенденции есть и обратные проявления - "экологизация наоборот" <31>. Так, деэкологизированными результатами правотворческой деятельности в сфере охраны окружающей среды можно признать сужение объема полномочий органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, сокращение перечней объектов государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней, сохранение возможности установления временно разрешенных выбросов и сбросов, ослабление природоохранного правового режима в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, постоянный перенос сроков вступления в силу нормативных правовых актов, устанавливающих (детализирующих) обязанности природопользователей по охране природы, и др.