Целевое использование земель сельскохозяйственного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Целевое использование земель сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Наследование имущества КФХ
(КонсультантПлюс, 2025)"...В соответствии со статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования.
(КонсультантПлюс, 2025)"...В соответствии со статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 6 "Изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который не используется по целевому назначению или используется с нарушением законодательства Российской Федерации" Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
(Арбитражный суд Уральского округа)Неправильное применение норм материального права привело к тому, что судами не проверены и не оценены зафиксированные в ходе федерального государственного контроля (надзора) признаки неиспользования земельных участков на предмет их соответствия критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ".
(Арбитражный суд Уральского округа)Неправильное применение норм материального права привело к тому, что судами не проверены и не оценены зафиксированные в ходе федерального государственного контроля (надзора) признаки неиспользования земельных участков на предмет их соответствия критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 12.12.2022 N БС-4-21/16806@ <Об исчислении земельного налога и авансовых платежей в отношении земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства и не используемого по целевому назначению>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 2)"Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 2
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 2)"Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 2
Статья: Эколого-правовой аспект развития возобновляемой энергетики в сельском хозяйстве
(Киселев А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Таким образом, перечень целевого использования земель сельскохозяйственного назначения является открытым, но в то же время содержит два важных критерия такого использования: связь с сельским хозяйством целей такого использования, если они прямо не предусмотрены ЗК РФ, и определенный круг субъектов такой деятельности. Кроме того, частью 2 ст. 78 ЗК РФ допускается использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель для строительства, реконструкции и капитального ремонта инженерных сооружений, являющихся линейными объектами, и объектов электросетевого хозяйства в случаях, предусмотренных подпунктами 1 и 6 ст. 39.37 ЗК РФ.
(Киселев А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Таким образом, перечень целевого использования земель сельскохозяйственного назначения является открытым, но в то же время содержит два важных критерия такого использования: связь с сельским хозяйством целей такого использования, если они прямо не предусмотрены ЗК РФ, и определенный круг субъектов такой деятельности. Кроме того, частью 2 ст. 78 ЗК РФ допускается использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель для строительства, реконструкции и капитального ремонта инженерных сооружений, являющихся линейными объектами, и объектов электросетевого хозяйства в случаях, предусмотренных подпунктами 1 и 6 ст. 39.37 ЗК РФ.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Определенные виды ограничений использования земельных участков установлены и в гражданском законодательстве. Так, согласно п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Определенные виды ограничений использования земельных участков установлены и в гражданском законодательстве. Так, согласно п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Статья: Земельный участок как сложная вещь в российском гражданском праве
(Бобров Д.В.)
("Гражданское право", 2021, N 6)Однако на практике не всегда суды, руководствуясь вышеуказанным Постановлением Пленума ВС РФ N 21, приходят к одинаковым выводам. Судебной коллегией по гражданским делам Тверской области было вынесено определение о взыскании с СПК "Апухтинский" и ИП Понарина суммы в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде, путем вырубки древесины на землях сельскохозяйственного назначения. Суд мотивировал, что невозможность квалифицировать рубку насаждений на землях иных категорий как преступление или правонарушение не означает, что такие насаждения не подлежат охране и не имеют стоимостной оценки как имущество, однако определение размера вреда в результате их повреждения и уничтожения должно производиться в общем гражданско-правовом порядке. При этом положения ст. 1064 ГК РФ и п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не исключают возложение на причинителя вреда обязанности по возмещению вреда в полном объеме, в том числе с учетом невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь <12>. Позиция, высказанная данным судом, кажется нам неубедительной, так как целевое использование сельскохозяйственных земель не запрещает вырубку насаждений.
(Бобров Д.В.)
("Гражданское право", 2021, N 6)Однако на практике не всегда суды, руководствуясь вышеуказанным Постановлением Пленума ВС РФ N 21, приходят к одинаковым выводам. Судебной коллегией по гражданским делам Тверской области было вынесено определение о взыскании с СПК "Апухтинский" и ИП Понарина суммы в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде, путем вырубки древесины на землях сельскохозяйственного назначения. Суд мотивировал, что невозможность квалифицировать рубку насаждений на землях иных категорий как преступление или правонарушение не означает, что такие насаждения не подлежат охране и не имеют стоимостной оценки как имущество, однако определение размера вреда в результате их повреждения и уничтожения должно производиться в общем гражданско-правовом порядке. При этом положения ст. 1064 ГК РФ и п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не исключают возложение на причинителя вреда обязанности по возмещению вреда в полном объеме, в том числе с учетом невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь <12>. Позиция, высказанная данным судом, кажется нам неубедительной, так как целевое использование сельскохозяйственных земель не запрещает вырубку насаждений.
Статья: Невостребованные земельные доли как препятствие к использованию земельного участка
(Сырых Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 2)С точки зрения принципов земельного законодательства законодатель, сконцентрировав свое внимание на прекращении прав на земельные доли, пытается решить эту проблему через аспект земли как объекта недвижимости, тогда согласно принципу учета значения земли как основы жизни и деятельности человека (подп. 1 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - ЗК РФ) правовое регулирование должно осуществляться с учетом трех аспектов земли: как природного объекта, как природного ресурса, как недвижимого имущества. Не регулируя отношения по использованию пустующих земель сельскохозяйственных угодий, в которых имеются земельные доли, законодатель фактически игнорирует аспекты земли как природного объекта и природного ресурса, не обеспечивая сохранение этих ценных земель, как того требуют принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий (подп. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ) и принцип сохранения целевого использования земельных участков сельскохозяйственных угодий (подп. 1 п. 3 ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения). Более того, отсутствие в законе механизма, позволяющего правомерно начать использовать пустующие земельные участки сельскохозяйственных угодий, в которых имеются земельные доли, означает, что в настоящее время отдается приоритет правам собственника объекта недвижимости перед правами общества на сохранение земли как природного объекта и природного ресурса, что противоречит принципу приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (подп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). При этом необходимо учитывать, что собственником земельной доли давно пропущены разумные сроки для распоряжения этой долей, выдела земельного участка, что может свидетельствовать об отсутствии его заинтересованности в управлении своей собственностью. В этом случае имеет место дисбаланс в пользу интересов собственника, не желающего управлять ценным для общества объектом, перед интересами общества по сохранению этого объекта.
(Сырых Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 2)С точки зрения принципов земельного законодательства законодатель, сконцентрировав свое внимание на прекращении прав на земельные доли, пытается решить эту проблему через аспект земли как объекта недвижимости, тогда согласно принципу учета значения земли как основы жизни и деятельности человека (подп. 1 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - ЗК РФ) правовое регулирование должно осуществляться с учетом трех аспектов земли: как природного объекта, как природного ресурса, как недвижимого имущества. Не регулируя отношения по использованию пустующих земель сельскохозяйственных угодий, в которых имеются земельные доли, законодатель фактически игнорирует аспекты земли как природного объекта и природного ресурса, не обеспечивая сохранение этих ценных земель, как того требуют принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий (подп. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ) и принцип сохранения целевого использования земельных участков сельскохозяйственных угодий (подп. 1 п. 3 ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения). Более того, отсутствие в законе механизма, позволяющего правомерно начать использовать пустующие земельные участки сельскохозяйственных угодий, в которых имеются земельные доли, означает, что в настоящее время отдается приоритет правам собственника объекта недвижимости перед правами общества на сохранение земли как природного объекта и природного ресурса, что противоречит принципу приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (подп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). При этом необходимо учитывать, что собственником земельной доли давно пропущены разумные сроки для распоряжения этой долей, выдела земельного участка, что может свидетельствовать об отсутствии его заинтересованности в управлении своей собственностью. В этом случае имеет место дисбаланс в пользу интересов собственника, не желающего управлять ценным для общества объектом, перед интересами общества по сохранению этого объекта.
Статья: Если земельный участок используется не по целевому назначению или с нарушением законодательства РФ
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)Кроме того, принятые поправки позволят сократить общий период изъятия не используемых по целевому назначению земельных участков сельскохозяйственного назначения и, как следствие, сократят деградацию земельных участков, поскольку изъятые участки будут оперативно возвращаться в сельскохозяйственный оборот.
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)Кроме того, принятые поправки позволят сократить общий период изъятия не используемых по целевому назначению земельных участков сельскохозяйственного назначения и, как следствие, сократят деградацию земельных участков, поскольку изъятые участки будут оперативно возвращаться в сельскохозяйственный оборот.
Последние изменения: Налогообложение земельным налогом
(КонсультантПлюс, 2025)ФНС России указала, какими документами можно подтвердить целевое использование сельскохозяйственных земель для применения пониженной налоговой ставки.
(КонсультантПлюс, 2025)ФНС России указала, какими документами можно подтвердить целевое использование сельскохозяйственных земель для применения пониженной налоговой ставки.
Ситуация: Когда могут изъять земельный участок?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также земельный участок может быть изъят у собственника, если он используется с нарушением требований законодательства РФ, в частности используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде, а также в случае, если на земельном участке возведена или создана самовольная постройка и лицами, обязанными произвести ее снос или приведение в соответствие с установленными требованиями, не выполнены соответствующие обязанности (ст. 285 ГК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также земельный участок может быть изъят у собственника, если он используется с нарушением требований законодательства РФ, в частности используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде, а также в случае, если на земельном участке возведена или создана самовольная постройка и лицами, обязанными произвести ее снос или приведение в соответствие с установленными требованиями, не выполнены соответствующие обязанности (ст. 285 ГК РФ).
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Особенности порядка продажи имущества и имущественных прав фермерского хозяйства как в ходе конкурсного производства, так и в ходе внешнего управления определены ст. 222 Закона о банкротстве и обусловлены необходимостью сохранения сельскохозяйственного производства и целевого использования земельных участков для сельскохозяйственного производства.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Особенности порядка продажи имущества и имущественных прав фермерского хозяйства как в ходе конкурсного производства, так и в ходе внешнего управления определены ст. 222 Закона о банкротстве и обусловлены необходимостью сохранения сельскохозяйственного производства и целевого использования земельных участков для сельскохозяйственного производства.
Статья: Особенности оборота земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Закон", 2023, N 10)Сохранение целевого использования земельных участков считается одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения (подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; далее - Закон N 101-ФЗ). Этот принцип, с одной стороны, представляет собой "правовой запрет изменения целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения при переходе прав на земельный участок от одного правообладателя к другому" <2>, а с другой - "предполагает обязанность стороны, приобретающей земельный участок сельскохозяйственного назначения, использовать его только для целей ведения сельскохозяйственного производства или иных целей, связанных с таким производством" <3>.
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Закон", 2023, N 10)Сохранение целевого использования земельных участков считается одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения (подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; далее - Закон N 101-ФЗ). Этот принцип, с одной стороны, представляет собой "правовой запрет изменения целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения при переходе прав на земельный участок от одного правообладателя к другому" <2>, а с другой - "предполагает обязанность стороны, приобретающей земельный участок сельскохозяйственного назначения, использовать его только для целей ведения сельскохозяйственного производства или иных целей, связанных с таким производством" <3>.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. N П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, где виды разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20 применимы только в отношении земель сельскохозяйственного назначения <1>. Данные виды разрешенного использования предусматривают осуществление хозяйственной деятельности, связанной как с выращиванием сельскохозяйственных культур, выпасом скота и пр., так и с размещением зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки (первичной, а в некоторых случаях глубокой) сельскохозяйственной продукции, разведения и содержания сельскохозяйственных животных, производства кормов, племенной продукции, продукции птицеводства, пчеловодства, осуществления рыбоводства, а также размещением машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров, гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иных зданий и сооружений для технического оборудования, которое используется в сельском хозяйстве <2>. Таким образом, положения ЗК РФ и иных норм о целевом использовании земель сельскохозяйственного назначения допускают возможность осуществления на данных земельных участках комплексных инвестиционных проектов. При этом необходимо исключить риски необоснованной застройки, нарушающей режим сельскохозяйственных земель <3>, и направлять усилия на разработку уполномоченными органами стратегии землепользования <4> и осуществлять эффективное управление земельными ресурсами <5> для обеспечения баланса экономических и экологических интересов, что правильно подчеркивали отдельные ученые <6>.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. N П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, где виды разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20 применимы только в отношении земель сельскохозяйственного назначения <1>. Данные виды разрешенного использования предусматривают осуществление хозяйственной деятельности, связанной как с выращиванием сельскохозяйственных культур, выпасом скота и пр., так и с размещением зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки (первичной, а в некоторых случаях глубокой) сельскохозяйственной продукции, разведения и содержания сельскохозяйственных животных, производства кормов, племенной продукции, продукции птицеводства, пчеловодства, осуществления рыбоводства, а также размещением машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров, гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иных зданий и сооружений для технического оборудования, которое используется в сельском хозяйстве <2>. Таким образом, положения ЗК РФ и иных норм о целевом использовании земель сельскохозяйственного назначения допускают возможность осуществления на данных земельных участках комплексных инвестиционных проектов. При этом необходимо исключить риски необоснованной застройки, нарушающей режим сельскохозяйственных земель <3>, и направлять усилия на разработку уполномоченными органами стратегии землепользования <4> и осуществлять эффективное управление земельными ресурсами <5> для обеспечения баланса экономических и экологических интересов, что правильно подчеркивали отдельные ученые <6>.