Бухучет в МУП
Подборка наиболее важных документов по запросу Бухучет в МУП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 01.10.2025 по делу N 66а-746/2025 (УИД 22OS0000-01-2024-001160-05)
Об оставлении без изменения решения Алтайского краевого суда от 06.06.2025, которым отказано в признании недействующим решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 20.12.2023 N 521 "Об установлении тарифов на техническую воду в сфере холодного водоснабжения, предоставляемую Муниципальным унитарным предприятием "Рубцовский водоканал" муниципального образования город Рубцовск Алтайского края потребителям муниципального образования город Рубцовск Алтайского края на 2024 - 2028 годы".Также судом правильно оценены и не приняты во внимание доводы МУП "Рубцовский водоканал" о неверном определении фактической численности персонала за 2022 год, исходя из разных учетных политик предприятия. Так, к заявлению об установлении тарифов предприятием была представлена учетная политика, утвержденная приказом МУП "Рубцовский водоканал" от 30 декабря 2020 года N 340, исходя из которой был произведен расчет расходов самим заявителем и органом регулирования с учетом указанного в ней распределения процентов по видам деятельности. Проанализировав положения пунктов 16, 17 Правил регулирования тарифов, регламентирующих вопросы содержания предложения об установлении тарифов, суд первой инстанции верно указал на то, что предоставление определенного комплекта документов является обязанностью регулируемой организации, а бремя неблагоприятных последствий непредставления в орган регулирования документов, подтверждающих обоснованность заявленных расходов, лежит на регулируемой организации, а не на тарифном органе, в связи с чем то обстоятельство, что приказом МУП "Рубцовский водоканал" от 24 декабря 2021 года N 537 утверждена новая учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета, где по иному распределены проценты по видам деятельности, о неверности расчетов управления по тарифам не свидетельствует, поскольку названная учетная политика не была представлена в материалы тарифного дела.
Об оставлении без изменения решения Алтайского краевого суда от 06.06.2025, которым отказано в признании недействующим решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 20.12.2023 N 521 "Об установлении тарифов на техническую воду в сфере холодного водоснабжения, предоставляемую Муниципальным унитарным предприятием "Рубцовский водоканал" муниципального образования город Рубцовск Алтайского края потребителям муниципального образования город Рубцовск Алтайского края на 2024 - 2028 годы".Также судом правильно оценены и не приняты во внимание доводы МУП "Рубцовский водоканал" о неверном определении фактической численности персонала за 2022 год, исходя из разных учетных политик предприятия. Так, к заявлению об установлении тарифов предприятием была представлена учетная политика, утвержденная приказом МУП "Рубцовский водоканал" от 30 декабря 2020 года N 340, исходя из которой был произведен расчет расходов самим заявителем и органом регулирования с учетом указанного в ней распределения процентов по видам деятельности. Проанализировав положения пунктов 16, 17 Правил регулирования тарифов, регламентирующих вопросы содержания предложения об установлении тарифов, суд первой инстанции верно указал на то, что предоставление определенного комплекта документов является обязанностью регулируемой организации, а бремя неблагоприятных последствий непредставления в орган регулирования документов, подтверждающих обоснованность заявленных расходов, лежит на регулируемой организации, а не на тарифном органе, в связи с чем то обстоятельство, что приказом МУП "Рубцовский водоканал" от 24 декабря 2021 года N 537 утверждена новая учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета, где по иному распределены проценты по видам деятельности, о неверности расчетов управления по тарифам не свидетельствует, поскольку названная учетная политика не была представлена в материалы тарифного дела.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2024 N 07АП-4877/20(13) по делу N А45-33822/2017
Требование: Об отмене определения об отказе в признании незаконными действий арбитражного управляющего по подаче деклараций по налогу на прибыль организации.
Решение: Определение оставлено без изменения.На странице 6 абзац 6 Отчета указано: "2. В бухгалтерском учете не отражены, и, как следствие, не учтены в налоговых доходах, взаимозачеты с покупателями и заказчиками. Не учтены в доходе денежные средства от МУП РКЦ, списанные с расчетного счета МУП РКЦ по постановлениям судебных приставов на выплату заработной платы по искам Комиссии по трудовым спорам в размере 12 124 145,34 рублей (информация представлена главным бухгалтером, подтверждающих документов нет), которые частично могут быть доходом МУП "ЖЭО". Доходы для целей налогового учета не подтверждаются данными учета, не ведутся налоговые регистры. Поэтому установить сумму начислений налогов и санкций за перечисленные периоды не представляется возможным без восстановления учета. Применить процедуру пересчета было бы нецелесообразно, так как невозможно восстановить все доходы при отсутствии первичных документов...".
Требование: Об отмене определения об отказе в признании незаконными действий арбитражного управляющего по подаче деклараций по налогу на прибыль организации.
Решение: Определение оставлено без изменения.На странице 6 абзац 6 Отчета указано: "2. В бухгалтерском учете не отражены, и, как следствие, не учтены в налоговых доходах, взаимозачеты с покупателями и заказчиками. Не учтены в доходе денежные средства от МУП РКЦ, списанные с расчетного счета МУП РКЦ по постановлениям судебных приставов на выплату заработной платы по искам Комиссии по трудовым спорам в размере 12 124 145,34 рублей (информация представлена главным бухгалтером, подтверждающих документов нет), которые частично могут быть доходом МУП "ЖЭО". Доходы для целей налогового учета не подтверждаются данными учета, не ведутся налоговые регистры. Поэтому установить сумму начислений налогов и санкций за перечисленные периоды не представляется возможным без восстановления учета. Применить процедуру пересчета было бы нецелесообразно, так как невозможно восстановить все доходы при отсутствии первичных документов...".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по ИБ "Корреспонденция счетов"Расчеты с собственником в государственных и муниципальных унитарных предприятиях >>>
Вопрос: О фактических затратах в имущество, получаемое организацией безвозмездно от учредителей, в том числе при передаче государственного (муниципального) имущества унитарному предприятию, в целях бухучета.
(Письмо Минфина России от 11.10.2023 N 07-01-10/96509)Вопрос: О фактических затратах в имущество, получаемое организацией безвозмездно от учредителей, в том числе при передаче государственного (муниципального) имущества унитарному предприятию, в целях бухучета.
(Письмо Минфина России от 11.10.2023 N 07-01-10/96509)Вопрос: О фактических затратах в имущество, получаемое организацией безвозмездно от учредителей, в том числе при передаче государственного (муниципального) имущества унитарному предприятию, в целях бухучета.
Нормативные акты
Информационное сообщение Минфина РФ N 3
"В связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"Исходя из взаимосвязанных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", "О бухгалтерском учете", "Об аудиторской деятельности" решение о проведении обязательного аудита принимается на основе установленных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" финансовых показателей за год, предшествующий году, за который должен проводиться обязательный аудит.
"В связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"Исходя из взаимосвязанных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", "О бухгалтерском учете", "Об аудиторской деятельности" решение о проведении обязательного аудита принимается на основе установленных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" финансовых показателей за год, предшествующий году, за который должен проводиться обязательный аудит.
"Методические рекомендации по разработке учетной политики в сельскохозяйственных организациях"
(утв. Минсельхозом РФ 16.05.2005)В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" проведение инвентаризации является обязательным в следующих случаях:
(утв. Минсельхозом РФ 16.05.2005)В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" проведение инвентаризации является обязательным в следующих случаях:
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)1) при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)1) при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по составлению промежуточной бухгалтерской отчетности в 2025 г.Государственные и муниципальные унитарные предприятия на счете 80 учитывают величину уставного фонда, сформированного в установленном порядке (абз. 1, 3 п. 67 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Инструкция по применению Плана счетов).
Последние изменения: Муниципальное унитарное предприятие (создание, деятельность, реорганизация, ликвидация)
(КонсультантПлюс, 2025)Установлено, что по окончании отчетного периода МУП представляет уполномоченным органам местного самоуправления годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в случае, если оно освобождено от обязанности представлять такую отчетность в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренного ст. 18 Закона о бухгалтерском учете. В случае если МУП представляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в целях формирования такого ресурса вышеуказанные органы получают указанную отчетность из этого ресурса, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (пп. 1 п. 3 ст. 26 Закона об унитарных предприятиях).
(КонсультантПлюс, 2025)Установлено, что по окончании отчетного периода МУП представляет уполномоченным органам местного самоуправления годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в случае, если оно освобождено от обязанности представлять такую отчетность в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренного ст. 18 Закона о бухгалтерском учете. В случае если МУП представляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в целях формирования такого ресурса вышеуказанные органы получают указанную отчетность из этого ресурса, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (пп. 1 п. 3 ст. 26 Закона об унитарных предприятиях).
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Случаи, когда проведение инвентаризации обязательно, установлены в п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Случаи, когда проведение инвентаризации обязательно, установлены в п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 23.07.2025 N 03-03-06/1/71264 <Как учесть безвозмездно полученное от государства имущество?>
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 17)- на государственные и муниципальные унитарные предприятия (передача имущества для решения конкретных задач);
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 17)- на государственные и муниципальные унитарные предприятия (передача имущества для решения конкретных задач);
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В первоначальной редакции комментируемой статьи говорилось об обязательном экземпляре бухгалтерской (финансовой) отчетности. Нормы об обязательном экземпляре бухгалтерской (финансовой) отчетности заменили собой нормы ст. 15 Закона 1996 г. "О бухгалтерском учете" об адресах и сроках представления бухгалтерской отчетности. Как предусматривалось в п. 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ), все организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации; государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом; другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В первоначальной редакции комментируемой статьи говорилось об обязательном экземпляре бухгалтерской (финансовой) отчетности. Нормы об обязательном экземпляре бухгалтерской (финансовой) отчетности заменили собой нормы ст. 15 Закона 1996 г. "О бухгалтерском учете" об адресах и сроках представления бухгалтерской отчетности. Как предусматривалось в п. 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ), все организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации; государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом; другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ.
Корреспонденция счетов: Организация (унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения) получила от собственника (сверх суммы уставного фонда) бывший в употреблении объект основных средств. Как отразить эту операцию в бухгалтерском и налоговом учете организации?..
(Консультация эксперта, 2025)Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 2 ст. 113 ГК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 2 ст. 113 ГК РФ).
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности - 2024Государственные и муниципальные унитарные предприятия на счете 80 учитывают величину уставного фонда, сформированного в установленном порядке (абз. 1, 3 п. 67 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Инструкция по применению Плана счетов).
Статья: Бухгалтерская (финансовая) отчетность санатория-профилактория - НКО
(Герасимова Н.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- государственных и муниципальных унитарных предприятий;
(Герасимова Н.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- государственных и муниципальных унитарных предприятий;
Корреспонденция счетов: Как отражаются в учете организации-ссудодателя передача основного средства в безвозмездное пользование и его возврат ссудополучателем?..
(Консультация эксперта, 2025)<*> Оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов ОС органам государственной власти и управления, местного самоуправления, органам публичной власти федеральной территории "Сириус", а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям НДС не облагается на основании пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ. В данной консультации исходим из условия, что ссудополучатель не относится к указанным организациям.
(Консультация эксперта, 2025)<*> Оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов ОС органам государственной власти и управления, местного самоуправления, органам публичной власти федеральной территории "Сириус", а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям НДС не облагается на основании пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ. В данной консультации исходим из условия, что ссудополучатель не относится к указанным организациям.