Бенефициарный владЕлец юридического лица
Подборка наиболее важных документов по запросу Бенефициарный владЕлец юридического лица (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС обоснованной, налогоплательщик и спорные контрагенты осуществляют деятельность в составе группы компаний строительной отрасли - взаимозависимых и аффилированных физических и юридических лиц, управление которыми осуществляет единолично бенефициарный владелец налогоплательщика. По счетам контрагентов отсутствуют перечисления денежных средств, сопутствующие хозяйственной деятельности.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС обоснованной, налогоплательщик и спорные контрагенты осуществляют деятельность в составе группы компаний строительной отрасли - взаимозависимых и аффилированных физических и юридических лиц, управление которыми осуществляет единолично бенефициарный владелец налогоплательщика. По счетам контрагентов отсутствуют перечисления денежных средств, сопутствующие хозяйственной деятельности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как общества осуществляют учет и раскрытие информации о бенефициарах
(КонсультантПлюс, 2025)1. Кто является бенефициарным владельцем
(КонсультантПлюс, 2025)1. Кто является бенефициарным владельцем
Статья: Рекомендация Р-146/2023-КпР "Персонификация отчетной информации"
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 28.02.2023)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2023)В этом вопросе также следует отметить статью 6.1 "Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах" Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В соответствии с частью 7 этой статьи информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. При этом в соответствии с частью 8 этой же статьи для ее целей под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия. При этом в законодательстве Российской Федерации отсутствуют прямые нормы, которые бы предусматривали конкретные случаи и порядок раскрытия информации о бенефициарных владельцах юридического лица в его отчетности. Нет даже указаний на вид отчетности, в которой такая информация должна раскрываться, в частности идет ли здесь речь о бухгалтерской (финансовой) отчетности или о какой-то другой.
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 28.02.2023)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2023)В этом вопросе также следует отметить статью 6.1 "Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах" Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В соответствии с частью 7 этой статьи информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. При этом в соответствии с частью 8 этой же статьи для ее целей под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия. При этом в законодательстве Российской Федерации отсутствуют прямые нормы, которые бы предусматривали конкретные случаи и порядок раскрытия информации о бенефициарных владельцах юридического лица в его отчетности. Нет даже указаний на вид отчетности, в которой такая информация должна раскрываться, в частности идет ли здесь речь о бухгалтерской (финансовой) отчетности или о какой-то другой.
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)бенефициарный владелец - в целях настоящего Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента - физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо;
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)бенефициарный владелец - в целях настоящего Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента - физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо;
<Письмо> Банка России от 28.01.2014 N 14-Т
"Об Информационном письме по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев"Глава I. Определение понятия "бенефициарный владелец"
"Об Информационном письме по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев"Глава I. Определение понятия "бенефициарный владелец"
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Тем же Законом 2019 г. N 173-ФЗ, которым введена комментируемая статья, п. 1.5 ст. 7 "Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" Закона о противодействии легализации доходов дополнен абзацем, в действующей редакции (то есть в ред. Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 483-ФЗ <157>) предусматривающим, что кредитная организация вправе поручать на основании договора, в том числе многостороннего, банковскому платежному агенту, осуществляющему в соответствии с комментируемым Законом операции платежного агрегатора, проведение идентификации клиентов, являющихся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также иными лицами, указанными в ч. 13 комментируемой статьи, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях обеспечения возможности приема клиентами, являющимися юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также иными лицами, указанными в ч. 13 комментируемой статьи, электронных средств платежа и (или) получения перевода денежных средств в соответствии с договором, заключаемым с такими клиентами банковским платежным агентом, осуществляющим операции платежного агрегатора, а также обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Тем же Законом 2019 г. N 173-ФЗ, которым введена комментируемая статья, п. 1.5 ст. 7 "Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" Закона о противодействии легализации доходов дополнен абзацем, в действующей редакции (то есть в ред. Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 483-ФЗ <157>) предусматривающим, что кредитная организация вправе поручать на основании договора, в том числе многостороннего, банковскому платежному агенту, осуществляющему в соответствии с комментируемым Законом операции платежного агрегатора, проведение идентификации клиентов, являющихся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также иными лицами, указанными в ч. 13 комментируемой статьи, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях обеспечения возможности приема клиентами, являющимися юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также иными лицами, указанными в ч. 13 комментируемой статьи, электронных средств платежа и (или) получения перевода денежных средств в соответствии с договором, заключаемым с такими клиентами банковским платежным агентом, осуществляющим операции платежного агрегатора, а также обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности - 2024Перечень связанных сторон, информация о которых раскрывается в бухгалтерской отчетности, организация должна установить самостоятельно с учетом требования приоритета содержания перед формой (п. 9 ПБУ 11/2008). При установлении организацией указанного перечня следует иметь в виду понятие бенефициарного владельца, установленное Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Исходя из ст. 3 Закона N 115-ФЗ бенефициарный владелец юридического лица - это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) данным юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия данного юридического лица. При раскрытии информации о бенефициарных владельцах указываются сведения, позволяющие однозначно идентифицировать последних (Приложение к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)В ряде случаев в Законе используются презумпции, в силу которых изначально предполагается, что определенные лица оказывали необходимое влияние на "падение" юридического лица в банкротство. В частности, в Законе о несостоятельности презюмируется, что лицо, которое извлекло выгоду из незаконного, в том числе недобросовестного, поведения руководителя должника является контролирующим (подп. 3 п. 4 ст. 61.10 Закона о несостоятельности). В данном случае речь идет о конечных бенефициарах. В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 53 разъясняется следующее: "Контролирующим может быть признано лицо, извлекшее существенную (относительно масштабов деятельности должника) выгоду в виде увеличения (сбережения) активов, которая не могла бы образоваться, если бы действия руководителя должника соответствовали закону, в том числе принципу добросовестности". В данной позиции прямо выражена идея, что установление конечных бенефициаров возможно только в контексте индивидуальных масштабов деятельности конкретных юридических лиц. Поскольку конечные бенефициары так или иначе влияют на решения, принимаемые юридическими лицами, они влияют на их экономические характеристики (показатели).
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)В ряде случаев в Законе используются презумпции, в силу которых изначально предполагается, что определенные лица оказывали необходимое влияние на "падение" юридического лица в банкротство. В частности, в Законе о несостоятельности презюмируется, что лицо, которое извлекло выгоду из незаконного, в том числе недобросовестного, поведения руководителя должника является контролирующим (подп. 3 п. 4 ст. 61.10 Закона о несостоятельности). В данном случае речь идет о конечных бенефициарах. В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 53 разъясняется следующее: "Контролирующим может быть признано лицо, извлекшее существенную (относительно масштабов деятельности должника) выгоду в виде увеличения (сбережения) активов, которая не могла бы образоваться, если бы действия руководителя должника соответствовали закону, в том числе принципу добросовестности". В данной позиции прямо выражена идея, что установление конечных бенефициаров возможно только в контексте индивидуальных масштабов деятельности конкретных юридических лиц. Поскольку конечные бенефициары так или иначе влияют на решения, принимаемые юридическими лицами, они влияют на их экономические характеристики (показатели).
Статья: Об особенностях банковского обслуживания счетов банкротов
(Белов А.К.)
("Арбитражный управляющий", 2023, N 1)5. Об обязанности арбитражных управляющих устанавливать бенефициарных владельцев юридических лиц - банкротов.
(Белов А.К.)
("Арбитражный управляющий", 2023, N 1)5. Об обязанности арбитражных управляющих устанавливать бенефициарных владельцев юридических лиц - банкротов.
Статья: О запрете размещения рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов
(Бардина П., Балекина Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 11)9) российские юридические лица, бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства;
(Бардина П., Балекина Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 11)9) российские юридические лица, бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства;
Статья: Идентификация выгодоприобретателя в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кредитная организация обязана устанавливать и идентифицировать в том числе бенефициарных владельцев клиента - юридического лица, у которого последним в цепочке учредителей является эмитент ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, который раскрывает информацию в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кредитная организация обязана устанавливать и идентифицировать в том числе бенефициарных владельцев клиента - юридического лица, у которого последним в цепочке учредителей является эмитент ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, который раскрывает информацию в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах.
Статья: К вопросу о праве на предъявление иска по некоторым категориям корпоративных споров
(Ионова Д.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 9)Поэтому, например, следует согласиться с высказанными в литературе предложениями об обсуждении необходимости установления досудебного порядка по рассматриваемой категории дел <30>. Также в случае предъявления иска к действующему директору необходимо предоставить непосредственным участникам юридического лица право на общем собрании избрать лицо, которое будет действовать в процессе от имени и в интересах юридического лица. Обозначенные вопросы следует обсуждать в будущем в случае дальнейшего развития практики предъявления исков бенефициарными владельцами юридических лиц.
(Ионова Д.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 9)Поэтому, например, следует согласиться с высказанными в литературе предложениями об обсуждении необходимости установления досудебного порядка по рассматриваемой категории дел <30>. Также в случае предъявления иска к действующему директору необходимо предоставить непосредственным участникам юридического лица право на общем собрании избрать лицо, которое будет действовать в процессе от имени и в интересах юридического лица. Обозначенные вопросы следует обсуждать в будущем в случае дальнейшего развития практики предъявления исков бенефициарными владельцами юридических лиц.
Статья: Пределы аналогии в разрешении корпоративных споров о предоставлении информации
(Микрюков В.А.)
("Современное право", 2024, N 10)Пределы аналогии в спорах о предоставлении информации бенефициарным владельцам корпорации. Еще одним заметным в рассматриваемом (аналогическом) аспекте суждением выступает представленный в п. 7 Обобщения вывод о том, что в отдельных ситуациях не исключается возможность возложения судом на хозяйственное общество обязанности по предоставлению информации о его деятельности контролирующему лицу, формально не обладающему статусом участника общества, а являющемуся участником иного юридического лица, входящего в ту же корпоративную структуру, бенефициарным владельцем юридического лица и т.п.
(Микрюков В.А.)
("Современное право", 2024, N 10)Пределы аналогии в спорах о предоставлении информации бенефициарным владельцам корпорации. Еще одним заметным в рассматриваемом (аналогическом) аспекте суждением выступает представленный в п. 7 Обобщения вывод о том, что в отдельных ситуациях не исключается возможность возложения судом на хозяйственное общество обязанности по предоставлению информации о его деятельности контролирующему лицу, формально не обладающему статусом участника общества, а являющемуся участником иного юридического лица, входящего в ту же корпоративную структуру, бенефициарным владельцем юридического лица и т.п.
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)1. В отношении юридических лиц бенефициарным собственником признается лицо, которое прямо или косвенно владеет как минимум 25% акций + 1 акция.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)1. В отношении юридических лиц бенефициарным собственником признается лицо, которое прямо или косвенно владеет как минимум 25% акций + 1 акция.
"Правовое регулирование новых видов предпринимательской деятельности: практическое пособие"
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)- Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <93>, предусматривающий порядок осуществления контроля на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц.
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)- Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <93>, предусматривающий порядок осуществления контроля на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц.