Банкротство теплоснабжающей организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Банкротство теплоснабжающей организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2024 N 17АП-6097/2023-ГКу по делу N А60-19907/2023
Требование: О взыскании задолженности за тепловые ресурсы, неустойки.
Решение: Требование удовлетворено в части.Обжалуя решение суда в части примененного судом первой инстанции тарифа, истец настаивает на применении в данном случае тарифа 1 988,74 руб./Гкал, установленного Постановлением РЭК Свердловской области от 15.11.2022 для МУП "ТСК ГО Дегтярск", являющегося предыдущей теплоснабжающей организацией. Полагает, что формальное лишение МУП "ТСК ГО Дегтярск" статуса единой теплоснабжающей организации в связи с признанием его несостоятельным (банкротом) не свидетельствует о том, что МУП "ТСК ГО Дегтярск" фактически не являлось теплоснабжающей организацией, поскольку продолжало осуществлять деятельность теплоснабжения в городском округе Дегтярск с использованием всех ранее переданных в его оперативное управление объектов инфраструктуры, которые в дальнейшем переданы МУП "ТСК ГО Дегтярск" истцу по договору аренды.
Требование: О взыскании задолженности за тепловые ресурсы, неустойки.
Решение: Требование удовлетворено в части.Обжалуя решение суда в части примененного судом первой инстанции тарифа, истец настаивает на применении в данном случае тарифа 1 988,74 руб./Гкал, установленного Постановлением РЭК Свердловской области от 15.11.2022 для МУП "ТСК ГО Дегтярск", являющегося предыдущей теплоснабжающей организацией. Полагает, что формальное лишение МУП "ТСК ГО Дегтярск" статуса единой теплоснабжающей организации в связи с признанием его несостоятельным (банкротом) не свидетельствует о том, что МУП "ТСК ГО Дегтярск" фактически не являлось теплоснабжающей организацией, поскольку продолжало осуществлять деятельность теплоснабжения в городском округе Дегтярск с использованием всех ранее переданных в его оперативное управление объектов инфраструктуры, которые в дальнейшем переданы МУП "ТСК ГО Дегтярск" истцу по договору аренды.
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 01.11.2023 N 88а-27713/2023 (УИД 69OS0000-03-2023-000089-84)
Об оставлении без изменения решения Тверского областного суда от 03.05.2023, апелляционного определения Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 27.07.2023 N 66а-2073/2023 о признании недействующим приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 25.11.2022 N 362-нп "О внесении изменений в приказ РЭК Тверской области от 15.12.2020 N 283-нп".Условия предоставления субсидии содержатся в пункте 7 Порядка, согласно подпункту "д" которого, в отношении теплоснабжающей организации на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, не должна быть введена процедура банкротства.
Об оставлении без изменения решения Тверского областного суда от 03.05.2023, апелляционного определения Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 27.07.2023 N 66а-2073/2023 о признании недействующим приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 25.11.2022 N 362-нп "О внесении изменений в приказ РЭК Тверской области от 15.12.2020 N 283-нп".Условия предоставления субсидии содержатся в пункте 7 Порядка, согласно подпункту "д" которого, в отношении теплоснабжающей организации на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, не должна быть введена процедура банкротства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<2> Подробнее см.: Гринь Ю.А. Ограничение нормами Закона о теплоснабжении возможности оспаривания в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) единой теплоснабжающей организации договора энергоснабжения в качестве подозрительной сделки должника // Арбитражные споры. 2017. N 1. С. 131 - 136; Коротких О.О. Проблемы банкротства теплоснабжающих организаций // Правовой энергетический форум. 2015. N 1. С. 46 - 50.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<2> Подробнее см.: Гринь Ю.А. Ограничение нормами Закона о теплоснабжении возможности оспаривания в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) единой теплоснабжающей организации договора энергоснабжения в качестве подозрительной сделки должника // Арбитражные споры. 2017. N 1. С. 131 - 136; Коротких О.О. Проблемы банкротства теплоснабжающих организаций // Правовой энергетический форум. 2015. N 1. С. 46 - 50.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- предприятие в результате совершения сделок стало планово-убыточным, потеряло статус единой теплоснабжающей организации Щелковского муниципального района и фактически доведено до банкротства.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- предприятие в результате совершения сделок стало планово-убыточным, потеряло статус единой теплоснабжающей организации Щелковского муниципального района и фактически доведено до банкротства.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Судебная коллегия не согласилась с выводом судов о том, что добросовестный и разумный руководитель предприятия, учрежденного в середине отопительного сезона для обеспечения реализации прав граждан на доступ к социально значимым благам в сфере коммунального обслуживания, который находился в той же ситуации, что и гражданин А., спустя столь короткий промежуток времени, прошедший со дня создания этого предприятия, и при отсутствии иной теплоснабжающей организации на территории городского поселения, расположенного в Восточной Сибири, не дожидаясь окончания отопительного сезона, принял бы решение об обращении в суд с заявлением о банкротстве возглавляемого им предприятия.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Судебная коллегия не согласилась с выводом судов о том, что добросовестный и разумный руководитель предприятия, учрежденного в середине отопительного сезона для обеспечения реализации прав граждан на доступ к социально значимым благам в сфере коммунального обслуживания, который находился в той же ситуации, что и гражданин А., спустя столь короткий промежуток времени, прошедший со дня создания этого предприятия, и при отсутствии иной теплоснабжающей организации на территории городского поселения, расположенного в Восточной Сибири, не дожидаясь окончания отопительного сезона, принял бы решение об обращении в суд с заявлением о банкротстве возглавляемого им предприятия.
Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.2022 N 4-П
"По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 1 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой публичного акционерного общества "Т Плюс"Таким образом, нормативное регулирование ограничивает право теплоснабжающей организации отказаться от принятых на себя по договору теплоснабжения обязательств по поставке тепловой энергии и теплоносителя в случае неоплаты (неполной оплаты) потребителем, относящимся к социально значимой категории, поставленного энергоресурса при наличии риска катастрофы, чем фактически возлагает на нее обязанность поддерживать безопасное функционирование должника. С учетом этого в ситуации несостоятельности такого должника положение абзаца второго пункта 1 статьи 134 Закона о банкротстве приобретает значение законодательной гарантии возмещения тех затрат, которые несет ресурсоснабжающая организация, реализуя данную публично значимую обязанность и продолжая - хотя бы и в минимальном объеме, необходимом для недопущения катастрофы либо гибели людей, - поставки энергоресурса.
"По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 1 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой публичного акционерного общества "Т Плюс"Таким образом, нормативное регулирование ограничивает право теплоснабжающей организации отказаться от принятых на себя по договору теплоснабжения обязательств по поставке тепловой энергии и теплоносителя в случае неоплаты (неполной оплаты) потребителем, относящимся к социально значимой категории, поставленного энергоресурса при наличии риска катастрофы, чем фактически возлагает на нее обязанность поддерживать безопасное функционирование должника. С учетом этого в ситуации несостоятельности такого должника положение абзаца второго пункта 1 статьи 134 Закона о банкротстве приобретает значение законодательной гарантии возмещения тех затрат, которые несет ресурсоснабжающая организация, реализуя данную публично значимую обязанность и продолжая - хотя бы и в минимальном объеме, необходимом для недопущения катастрофы либо гибели людей, - поставки энергоресурса.
Статья: Обзор практики по делам о банкротстве за май 2021 года
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Практика по разрешению споров)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Добросовестный и разумный руководитель предприятия, учрежденного в середине отопительного сезона для обеспечения реализации прав граждан на доступ к социально значимым благам в сфере коммунального обслуживания, при отсутствии иной теплоснабжающей организации на территории, не дожидаясь окончания отопительного сезона, не должен принимать решение об обращении в суд заявлением о банкротстве возглавляемого им предприятия, не проанализировав возможности по выводу предприятия из кризиса и не реализовав их. По мнению ВС РФ, грамотный менеджер должен приступить к детальному анализу ситуации, развивающейся на вновь образованном предприятии, что соответствует пп. 2 п. 3 ПП ВАС N 62.
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Практика по разрешению споров)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Добросовестный и разумный руководитель предприятия, учрежденного в середине отопительного сезона для обеспечения реализации прав граждан на доступ к социально значимым благам в сфере коммунального обслуживания, при отсутствии иной теплоснабжающей организации на территории, не дожидаясь окончания отопительного сезона, не должен принимать решение об обращении в суд заявлением о банкротстве возглавляемого им предприятия, не проанализировав возможности по выводу предприятия из кризиса и не реализовав их. По мнению ВС РФ, грамотный менеджер должен приступить к детальному анализу ситуации, развивающейся на вновь образованном предприятии, что соответствует пп. 2 п. 3 ПП ВАС N 62.
Статья: Субсидиарная ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника в деле о банкротстве управляющей компании (в сфере ЖКХ)
(Кондрашова П.С.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 3)Возможно подчеркнуть, что соответствующие требования Постановления N 253 обусловлены социальной важностью своевременного погашения задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, так как именно эти компании несут обязательства по ремонту трасс, сетей, в том числе, например, обеспечивают стабильность теплоснабжения в отопительный период, что требует значительных финансовых затрат. Таким образом, требования законодателя связаны с охраной публичного интереса, недопущением ситуации отсутствия снабжения населения жизненно необходимыми коммунальными ресурсами и техногенных катастроф.
(Кондрашова П.С.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 3)Возможно подчеркнуть, что соответствующие требования Постановления N 253 обусловлены социальной важностью своевременного погашения задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, так как именно эти компании несут обязательства по ремонту трасс, сетей, в том числе, например, обеспечивают стабильность теплоснабжения в отопительный период, что требует значительных финансовых затрат. Таким образом, требования законодателя связаны с охраной публичного интереса, недопущением ситуации отсутствия снабжения населения жизненно необходимыми коммунальными ресурсами и техногенных катастроф.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за май 2021 г.
(Автонова Е.Д., Карапетов А.Г., Матвиенко С.В., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 7)Обычный добросовестный и разумный руководитель предприятия, учрежденного в ходе отопительного сезона для обеспечения реализации прав граждан на доступ к социально значимым благам в сфере коммунального обслуживания, спустя короткий промежуток времени (несколько месяцев), прошедший со дня создания этого предприятия, и при отсутствии иной теплоснабжающей организации на территории поселения, не дожидаясь окончания отопительного сезона, не принял бы решение об обращении в суд с заявлением о банкротстве возглавляемого им предприятия. Наоборот, грамотный менеджер приступил бы к более детальному анализу ситуации, развивающейся на вновь образованном предприятии.
(Автонова Е.Д., Карапетов А.Г., Матвиенко С.В., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 7)Обычный добросовестный и разумный руководитель предприятия, учрежденного в ходе отопительного сезона для обеспечения реализации прав граждан на доступ к социально значимым благам в сфере коммунального обслуживания, спустя короткий промежуток времени (несколько месяцев), прошедший со дня создания этого предприятия, и при отсутствии иной теплоснабжающей организации на территории поселения, не дожидаясь окончания отопительного сезона, не принял бы решение об обращении в суд с заявлением о банкротстве возглавляемого им предприятия. Наоборот, грамотный менеджер приступил бы к более детальному анализу ситуации, развивающейся на вновь образованном предприятии.
Статья: О гармонизации саморегулирования и государственного регулирования в эпоху цифровизации: тенденции и перспективы
(Барков А.В., Гришина Я.С.)
("Гражданское право", 2024, N 1)<13> См., например: Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"; Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности"; Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и др. // СПС "КонсультантПлюс".
(Барков А.В., Гришина Я.С.)
("Гражданское право", 2024, N 1)<13> См., например: Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"; Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности"; Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и др. // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Расходы на содержание сетей теплоснабжения органами местного самоуправления: нерешенные вопросы
(Орлов М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Прежде отметим, что тепловые сети, как правило, оказываются в муниципальной собственности в результате их выявления как бесхозяйных объектов, которые появились во времена ликвидации организаций, оказывающих услуги теплоснабжения, и не были переданы иной теплосетевой организации, пришедшей им на смену после их ликвидации. Или же причиной их появления может стать ситуация, при которой застройщик, возводящий эти сети, в установленном порядке их после строительства дома не передал в орган местного самоуправления до того, как впоследствии был признан несостоятельным (банкротом). Также тепловые сети, не имеющие балансодержателя и в установленном порядке не оформленные, оказываются в муниципальной собственности по исковым требованиям прокурора, суды же активно удовлетворяют такие требования о понуждении принять в муниципальную собственность участки тепловой сети.
(Орлов М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Прежде отметим, что тепловые сети, как правило, оказываются в муниципальной собственности в результате их выявления как бесхозяйных объектов, которые появились во времена ликвидации организаций, оказывающих услуги теплоснабжения, и не были переданы иной теплосетевой организации, пришедшей им на смену после их ликвидации. Или же причиной их появления может стать ситуация, при которой застройщик, возводящий эти сети, в установленном порядке их после строительства дома не передал в орган местного самоуправления до того, как впоследствии был признан несостоятельным (банкротом). Также тепловые сети, не имеющие балансодержателя и в установленном порядке не оформленные, оказываются в муниципальной собственности по исковым требованиям прокурора, суды же активно удовлетворяют такие требования о понуждении принять в муниципальную собственность участки тепловой сети.
Статья: Банкротство: тенденции и актуальная судебная практика
(Кудинова М.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Судебная коллегия не может согласиться с выводом судов о том, что обычный добросовестный и разумный руководитель предприятия, учрежденного в середине отопительного сезона для обеспечения реализации прав граждан на доступ к социально значимым благам в сфере коммунального обслуживания, находящийся в той же ситуации, что и руководитель должника, спустя столь короткий промежуток времени, прошедший со дня создания этого предприятия, и при отсутствии иной теплоснабжающей организации на территории п. Новая Игирма, расположенного в Восточной Сибири, не дожидаясь окончания отопительного сезона, принял бы решение об обращении в суд с заявлением о банкротстве возглавляемого им предприятия.
(Кудинова М.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Судебная коллегия не может согласиться с выводом судов о том, что обычный добросовестный и разумный руководитель предприятия, учрежденного в середине отопительного сезона для обеспечения реализации прав граждан на доступ к социально значимым благам в сфере коммунального обслуживания, находящийся в той же ситуации, что и руководитель должника, спустя столь короткий промежуток времени, прошедший со дня создания этого предприятия, и при отсутствии иной теплоснабжающей организации на территории п. Новая Игирма, расположенного в Восточной Сибири, не дожидаясь окончания отопительного сезона, принял бы решение об обращении в суд с заявлением о банкротстве возглавляемого им предприятия.