Банкротство субъектов естественных монополий
Подборка наиболее важных документов по запросу Банкротство субъектов естественных монополий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 4 "Сферы деятельности субъектов естественных монополий" Федерального закона "О естественных монополиях""Из содержания статьи 4 Закона о естественных монополиях следует, что законодатель необходимость применения особенностей банкротства субъектов естественных монополий связывает исключительно с самим фактом оказания услуг в условиях монополии в определенном виде (сфере) деятельности. И потому наличие или отсутствие у должника признаков доминирования на определенном товарном рынке или рынке услуг не может приниматься во внимание для разрешения вопроса о статусе должника как субъекта естественной монополии."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)§ 6. Банкротство субъектов естественных монополий
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)§ 6. Банкротство субъектов естественных монополий
Статья: Специальное правовое регулирование процедуры банкротства юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ
(Демидов Д.А.)
("Гражданское право", 2024, N 4)<3> Например, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" или Федеральный закон "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" // СПС "КонсультантПлюс".
(Демидов Д.А.)
("Гражданское право", 2024, N 4)<3> Например, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" или Федеральный закон "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" // СПС "КонсультантПлюс".
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)§ 6. Банкротство субъектов естественных монополий
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)§ 6. Банкротство субъектов естественных монополий
Статья: Участники дела о банкротстве: кто есть кто?
(Лукьянчикова Е.Н.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)2) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, Банк России при банкротстве специальных субъектов, имеющих особое социально-экономическое значение, в том числе градообразующих организаций (п. п. 1 - 2 ст. 170 Закона о банкротстве), стратегических предприятий (ст. 192 Закона о банкротстве), субъектов естественных монополий (ст. 198 Закона о банкротстве), кредитных организаций (ст. 189.59 Закона о банкротстве); эти лица обладают только процессуально-правовым интересом;
(Лукьянчикова Е.Н.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)2) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, Банк России при банкротстве специальных субъектов, имеющих особое социально-экономическое значение, в том числе градообразующих организаций (п. п. 1 - 2 ст. 170 Закона о банкротстве), стратегических предприятий (ст. 192 Закона о банкротстве), субъектов естественных монополий (ст. 198 Закона о банкротстве), кредитных организаций (ст. 189.59 Закона о банкротстве); эти лица обладают только процессуально-правовым интересом;
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Описываемая ситуация сложилась, в частности, в связи с принятием Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <2> и утратой силы Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" <3>. Утративший силу Федеральный закон предусматривал утверждение Минпромэнерго России перечней видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса. Указанные перечни были утверждены Приказом Минпромэнерго России от 1 августа 2007 г. N 295 <4>. После того как данный Федеральный закон утратил силу, отношения, возникающие в связи с установлением несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, регулируются Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", не предусматривающим утверждение указанных перечней видов имущества, вследствие чего названный Приказ Минпромэнерго России не применяется на территории Российской Федерации с 1 июля 2009 г. - со дня прекращения действия утратившего силу Федерального закона <5>.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Описываемая ситуация сложилась, в частности, в связи с принятием Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <2> и утратой силы Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" <3>. Утративший силу Федеральный закон предусматривал утверждение Минпромэнерго России перечней видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса. Указанные перечни были утверждены Приказом Минпромэнерго России от 1 августа 2007 г. N 295 <4>. После того как данный Федеральный закон утратил силу, отношения, возникающие в связи с установлением несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, регулируются Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", не предусматривающим утверждение указанных перечней видов имущества, вследствие чего названный Приказ Минпромэнерго России не применяется на территории Российской Федерации с 1 июля 2009 г. - со дня прекращения действия утратившего силу Федерального закона <5>.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Такая специфика объясняется прежде всего тем, что "потребность установления особенностей правового регулирования всех процедур несостоятельности (банкротства) субъекта естественной монополии обусловлена возможным наступлением неблагоприятных последствий ее банкротства не только для самой организации-должника, но и в большей степени для потребителей его товаров и услуг, поскольку специфика деятельности субъекта естественной монополии связана с тем, что его потребители лишены возможности выбрать другого поставщика (исполнителя) для удовлетворения своих потребностей в данных товарах (услугах)" <1>. В этой связи в судебной практике выражена позиция, согласно которой "при введении той или иной процедуры банкротства необходимо избегать поспешности и формализма, учитывать социально-экономические последствия банкротства организации" <2>. Интересно подчеркнуть, что намерение судов учитывать экономические последствия банкротства субъектов естественных монополий весьма слабо обеспечивается на уровне правового регулирования. В Законе о несостоятельности просто не содержится каких-либо иных критериев, которые позволяли бы судам более тщательно исследовать экономическое положение того или иного юридического лица и принимать правоприменительное решение более взвешенно.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Такая специфика объясняется прежде всего тем, что "потребность установления особенностей правового регулирования всех процедур несостоятельности (банкротства) субъекта естественной монополии обусловлена возможным наступлением неблагоприятных последствий ее банкротства не только для самой организации-должника, но и в большей степени для потребителей его товаров и услуг, поскольку специфика деятельности субъекта естественной монополии связана с тем, что его потребители лишены возможности выбрать другого поставщика (исполнителя) для удовлетворения своих потребностей в данных товарах (услугах)" <1>. В этой связи в судебной практике выражена позиция, согласно которой "при введении той или иной процедуры банкротства необходимо избегать поспешности и формализма, учитывать социально-экономические последствия банкротства организации" <2>. Интересно подчеркнуть, что намерение судов учитывать экономические последствия банкротства субъектов естественных монополий весьма слабо обеспечивается на уровне правового регулирования. В Законе о несостоятельности просто не содержится каких-либо иных критериев, которые позволяли бы судам более тщательно исследовать экономическое положение того или иного юридического лица и принимать правоприменительное решение более взвешенно.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Но помимо государственных органов публичные интересы в процессе несостоятельности (банкротства) представляют и иные юридические лица, правовой статус которых наиболее близок к так называемым юридическим лицам публичного права, известным зарубежному праву. На основе анализа юридической доктрины и зарубежного законодательства Е.Б. Лаутс называет следующие признаки юридических лиц публичного права: (1) создание по воле государства; (2) наделение данного лица государственно-властными полномочиями; (3) государственный контроль за деятельностью юридического лица публичного права и публично-правовая ответственность; (4) наличие специальной гражданской правоспособности и особое целевое назначение; (5) ограниченный характер прав на имущество <460>. Так, в силу статьи 198 Закона о банкротстве при банкротстве должника - субъекта естественной монополии к участию в деле привлекается антимонопольный орган. Ликвидацию финансовых организаций, а также полномочия конкурсного управляющего осуществляет некоммерческая организация - Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (часть 5 статьи 180 Закона о банкротстве, глава 3 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" <461>).
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Но помимо государственных органов публичные интересы в процессе несостоятельности (банкротства) представляют и иные юридические лица, правовой статус которых наиболее близок к так называемым юридическим лицам публичного права, известным зарубежному праву. На основе анализа юридической доктрины и зарубежного законодательства Е.Б. Лаутс называет следующие признаки юридических лиц публичного права: (1) создание по воле государства; (2) наделение данного лица государственно-властными полномочиями; (3) государственный контроль за деятельностью юридического лица публичного права и публично-правовая ответственность; (4) наличие специальной гражданской правоспособности и особое целевое назначение; (5) ограниченный характер прав на имущество <460>. Так, в силу статьи 198 Закона о банкротстве при банкротстве должника - субъекта естественной монополии к участию в деле привлекается антимонопольный орган. Ликвидацию финансовых организаций, а также полномочия конкурсного управляющего осуществляет некоммерческая организация - Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (часть 5 статьи 180 Закона о банкротстве, глава 3 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" <461>).
Статья: Конкурсоспособность некоммерческих организаций в Российской Федерации
(Анашкин С.П.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 11)Более разумным представляется вариант, когда имущество таких организаций конкурсоспособно, но его реализация производится по особенным правилам, обеспечивающим публичный интерес. Например, в свое время это и произошло с организациями, обладающими атомными электростанциями. Ранее в п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" предусматривалось, что атомные электростанции не признаются несостоятельными (банкротами) и не подлежат процедурам банкротства. Примечательно, что законодатель говорит о несостоятельности не юридических лиц, которым принадлежит атомная электростанция (объект), а самой атомной электростанции, что подтверждает объектную теорию несостоятельности Г.Ф. Шершеневича. Однако впоследствии данный Закон утратил силу, а на его месте появился Федеральный закон от 5 февраля 2007 года N 13-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 года) "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который в ст. 8 допускает взыскание на имущество организаций атомного энергопромышленного комплекса, в том числе в случае признания их в установленном порядке несостоятельными (банкротами), с учетом определенных особенностей, например продажа атомных материалов только субъектам из списка, специально утвержденного указом Президента.
(Анашкин С.П.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 11)Более разумным представляется вариант, когда имущество таких организаций конкурсоспособно, но его реализация производится по особенным правилам, обеспечивающим публичный интерес. Например, в свое время это и произошло с организациями, обладающими атомными электростанциями. Ранее в п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" предусматривалось, что атомные электростанции не признаются несостоятельными (банкротами) и не подлежат процедурам банкротства. Примечательно, что законодатель говорит о несостоятельности не юридических лиц, которым принадлежит атомная электростанция (объект), а самой атомной электростанции, что подтверждает объектную теорию несостоятельности Г.Ф. Шершеневича. Однако впоследствии данный Закон утратил силу, а на его месте появился Федеральный закон от 5 февраля 2007 года N 13-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 года) "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который в ст. 8 допускает взыскание на имущество организаций атомного энергопромышленного комплекса, в том числе в случае признания их в установленном порядке несостоятельными (банкротами), с учетом определенных особенностей, например продажа атомных материалов только субъектам из списка, специально утвержденного указом Президента.