Банкротство муниципального казенного предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Банкротство муниципального казенного предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидиарная ответственность муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)Муниципальное образование - собственника имущества казенного предприятия, реорганизованного в ООО, привлекают к субсидиарной ответственности, если обязанность по уплате его долгов возникла до реорганизации
(КонсультантПлюс, 2025)Муниципальное образование - собственника имущества казенного предприятия, реорганизованного в ООО, привлекают к субсидиарной ответственности, если обязанность по уплате его долгов возникла до реорганизации
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 27.02.2024 по делу N 88-611/2024 (УИД 61RS0004-01-2022-002582-24)
Категория спора: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования потерпевшего: О взыскании денежных средств и процентов в порядке субсидиарной ответственности.
Обстоятельства: Истец указал, что исполнительные производства по взысканию денежных средств с муниципального предприятия окончены за отсутствием у должника имущества. Взыскатели полагают, что имеются основания для привлечения администрации к субсидиарной ответственности.
Решение: Удовлетворено.Отказывая истцам в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", и исходил из того, что МКП "Объединенной дирекции строящихся объектов г. Ростова-на-Дону" выполняет предусмотренные Уставом задачи, имеет исполнительный орган, банкротом не признано, решение о его ликвидации не принято, при этом в реестре муниципальной собственности, который ведет ДИЗО г. Ростова-на-Дону, имеется перечень муниципального имущества, правообладателем которого является муниципальное казенное предприятие, что, по мнению суда, подтверждает наличие у должника имущества, позволяющего исполнить требования исполнительных документов. Также суд пришел к выводу, что истцы не лишены возможности повторного обращения к судебному приставу в целях исполнения требований исполнительного документа, поскольку исполнительные производства, по которым истцы являются взыскателями, не прекращены.
Категория спора: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования потерпевшего: О взыскании денежных средств и процентов в порядке субсидиарной ответственности.
Обстоятельства: Истец указал, что исполнительные производства по взысканию денежных средств с муниципального предприятия окончены за отсутствием у должника имущества. Взыскатели полагают, что имеются основания для привлечения администрации к субсидиарной ответственности.
Решение: Удовлетворено.Отказывая истцам в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", и исходил из того, что МКП "Объединенной дирекции строящихся объектов г. Ростова-на-Дону" выполняет предусмотренные Уставом задачи, имеет исполнительный орган, банкротом не признано, решение о его ликвидации не принято, при этом в реестре муниципальной собственности, который ведет ДИЗО г. Ростова-на-Дону, имеется перечень муниципального имущества, правообладателем которого является муниципальное казенное предприятие, что, по мнению суда, подтверждает наличие у должника имущества, позволяющего исполнить требования исполнительных документов. Также суд пришел к выводу, что истцы не лишены возможности повторного обращения к судебному приставу в целях исполнения требований исполнительного документа, поскольку исполнительные производства, по которым истцы являются взыскателями, не прекращены.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Следует отметить, что в ряде случаев публично-правовые образования несут ответственность за действия созданных ими юридических лиц. Так, субсидиарная ответственность государства предусмотрена в отношении государственного унитарного предприятия в случаях, если его несостоятельность (банкротство) вызвана действиями собственника и при недостаточности имущества у предприятия (п. п. 2 - 3 ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях") <262>; по обязательствам казенного предприятия и казенного учреждения при недостаточности их имущества (п. 6 ст. 113 ГК РФ; п. 4 ст. 123.22 ГК РФ); по обязательствам бюджетного или автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, в случае недостаточности имущества, на которое может быть обращено взыскание (п. п. 5 и 6 ст. 123.22 ГК РФ). Во всех этих случаях юридические лица не являются собственниками имущества.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Следует отметить, что в ряде случаев публично-правовые образования несут ответственность за действия созданных ими юридических лиц. Так, субсидиарная ответственность государства предусмотрена в отношении государственного унитарного предприятия в случаях, если его несостоятельность (банкротство) вызвана действиями собственника и при недостаточности имущества у предприятия (п. п. 2 - 3 ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях") <262>; по обязательствам казенного предприятия и казенного учреждения при недостаточности их имущества (п. 6 ст. 113 ГК РФ; п. 4 ст. 123.22 ГК РФ); по обязательствам бюджетного или автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, в случае недостаточности имущества, на которое может быть обращено взыскание (п. п. 5 и 6 ст. 123.22 ГК РФ). Во всех этих случаях юридические лица не являются собственниками имущества.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за июнь 2024 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)На Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам казенного унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления. При недостаточности имущества казенного предприятия субсидиарная ответственность собственника наступает независимо от несостоятельности (банкротства) казенного предприятия.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)На Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам казенного унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления. При недостаточности имущества казенного предприятия субсидиарная ответственность собственника наступает независимо от несостоятельности (банкротства) казенного предприятия.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.
<Письмо> МНС РФ от 18.02.2003 N ШС-6-14/205
"О Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.08.2002 N 11351/01, от 17.09.2002 N 1791/02, от 17.09.2002 N 5375/02, от 08.10.2002 N 11695/01, от 15.10.2002 N 4795/02, от 22.10.2002 N 7358/02, от 10.12.2002 N 5378/02, от 17.12.2002 N 11259/02"
(вместе с Постановлениями Президиума ВАС РФ от 27.08.2002 N 11351/01, от 17.09.2002 N 1791/02, от 17.09.2002 N 5375/02, от 08.10.2002 N 11695/01, от 15.10.2002 N 4795/02, от 22.10.2002 N 7358/02, от 10.12.2002 N 5378/02, от 17.12.2002 N 11259/02)Согласно пункту 5 статьи 186 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не могут быть признаны банкротами в порядке, предусмотренном названным Федеральном законом, унитарные предприятия, не основанные на государственной или муниципальной собственности, к которым применяются нормы о казенных предприятиях, установленные пунктом 5 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
"О Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.08.2002 N 11351/01, от 17.09.2002 N 1791/02, от 17.09.2002 N 5375/02, от 08.10.2002 N 11695/01, от 15.10.2002 N 4795/02, от 22.10.2002 N 7358/02, от 10.12.2002 N 5378/02, от 17.12.2002 N 11259/02"
(вместе с Постановлениями Президиума ВАС РФ от 27.08.2002 N 11351/01, от 17.09.2002 N 1791/02, от 17.09.2002 N 5375/02, от 08.10.2002 N 11695/01, от 15.10.2002 N 4795/02, от 22.10.2002 N 7358/02, от 10.12.2002 N 5378/02, от 17.12.2002 N 11259/02)Согласно пункту 5 статьи 186 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не могут быть признаны банкротами в порядке, предусмотренном названным Федеральном законом, унитарные предприятия, не основанные на государственной или муниципальной собственности, к которым применяются нормы о казенных предприятиях, установленные пунктом 5 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)2) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)2) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
Статья: Правовое положение казенного предприятия в РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок управления муниципальным казенным предприятием, в том числе в отношении его имущества и совершаемых им сделок, конкретизируется нормативными актами муниципального уровня. Например, в абз. 2 п. 2.4.1.1 Положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий городского округа Щелково Московской области, утв. Решением Совета депутатов городского округа Щелково МО от 09.10.2024 N 23/4-8-НПА, собственник имущества муниципального казенного предприятия вправе изымать у муниципального казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок управления муниципальным казенным предприятием, в том числе в отношении его имущества и совершаемых им сделок, конкретизируется нормативными актами муниципального уровня. Например, в абз. 2 п. 2.4.1.1 Положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий городского округа Щелково Московской области, утв. Решением Совета депутатов городского округа Щелково МО от 09.10.2024 N 23/4-8-НПА, собственник имущества муниципального казенного предприятия вправе изымать у муниципального казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.
Статья: Имущественная обособленность как признак юридического лица: теория и практика (по страницам классики и судебных актов)
(Филиппова С.Ю., Шиткина И.С.)
("Закон", 2024, N 8)Четвертая стадия. В случае недостаточности имущества юридического лица для расчетов с его кредиторами, в зависимости от организационно-правовой формы и конкретной ситуации решается вопрос о привлечении к ответственности по обязательствам юридического лица его учредителей. Например, п. 4 ст. 123.22 ГК РФ предусматривает, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Согласно п. 5 и 6 ст. 123.22 по обязательствам бюджетного и частного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения. В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях <32> Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
(Филиппова С.Ю., Шиткина И.С.)
("Закон", 2024, N 8)Четвертая стадия. В случае недостаточности имущества юридического лица для расчетов с его кредиторами, в зависимости от организационно-правовой формы и конкретной ситуации решается вопрос о привлечении к ответственности по обязательствам юридического лица его учредителей. Например, п. 4 ст. 123.22 ГК РФ предусматривает, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Согласно п. 5 и 6 ст. 123.22 по обязательствам бюджетного и частного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения. В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях <32> Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Статья: Правовые формы реализации гражданской правосубъектности государства
(Суханов Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)<23> См.: ст. 18 и 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Казенные предприятия подобно "юридическим лицам публичного права" действуют под неограниченную субсидиарную ответственность учредителей (абз. 3 п. 6 ст. 113 ГК РФ) и при сохранении всех вышеназванных ограничений своей деятельности.
(Суханов Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)<23> См.: ст. 18 и 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Казенные предприятия подобно "юридическим лицам публичного права" действуют под неограниченную субсидиарную ответственность учредителей (абз. 3 п. 6 ст. 113 ГК РФ) и при сохранении всех вышеназванных ограничений своей деятельности.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества.