Аудиозапись рассмотрения материалов налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Аудиозапись рассмотрения материалов налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 24.11.2016 N 308-КГ16-18112 по делу N А18-682/2015
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительными решений налоговых органов.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом соблюдены процедуры надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения материалов проверки и направлении в адрес общества решения.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 11, 101, 391, 398 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 1, 4, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", правовыми позициями, высказанными в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О и постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованном начислении земельного налога за спорный период, а также о соблюдении инспекцией процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и направления в адрес общества принятого по ее результатам решения.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительными решений налоговых органов.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом соблюдены процедуры надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения материалов проверки и направлении в адрес общества решения.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 11, 101, 391, 398 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 1, 4, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", правовыми позициями, высказанными в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О и постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованном начислении земельного налога за спорный период, а также о соблюдении инспекцией процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и направления в адрес общества принятого по ее результатам решения.
Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2015 N 303-КГ15-13003 по делу N А04-4979/2014
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения налогового органа.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, так как факт создания формального документооборота без осуществления фактических хозяйственных операций между заявителем и контрагентами подтвержден.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Приведенные в жалобе доводы (в том числе относительно существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки) являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения налогового органа.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, так как факт создания формального документооборота без осуществления фактических хозяйственных операций между заявителем и контрагентами подтвержден.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Приведенные в жалобе доводы (в том числе относительно существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки) являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Электронные доказательства в арбитражном процессе.
Нужно ли согласие или уведомление лица на аудиозапись телефонного или очного разговора, чтобы суд принял ее в качестве надлежащего доказательства
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суд правомерно не принял в качестве надлежащего доказательства диск с аудиозаписью, поскольку заявителем не представлены доказательства, подтверждающие, что аудиозапись велась устройством, расположенным в доступном и явно видном месте, лицам, рассматривающим материалы выездной налоговой проверки не было известно о ведении аудиозаписи, в связи с чем, аудиозапись не соответствует требованиям относимости и допустимости доказательств..."
Нужно ли согласие или уведомление лица на аудиозапись телефонного или очного разговора, чтобы суд принял ее в качестве надлежащего доказательства
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суд правомерно не принял в качестве надлежащего доказательства диск с аудиозаписью, поскольку заявителем не представлены доказательства, подтверждающие, что аудиозапись велась устройством, расположенным в доступном и явно видном месте, лицам, рассматривающим материалы выездной налоговой проверки не было известно о ведении аудиозаписи, в связи с чем, аудиозапись не соответствует требованиям относимости и допустимости доказательств..."
Статья: Суды разрешают контролерам при допросе налогоплательщиков пользоваться диктофоном
(Лахман Р., Юропов Р.)
("Российский налоговый курьер", 2015, N 12)В частности, Седьмой арбитражный апелляционный суд не стал рассматривать аудиозапись рассмотрения материалов выездной проверки. Дело в том, что компания не доказала, что указанная аудиозапись велась непосредственно в день рассмотрения материалов налоговой проверки. Кроме того, записывающее устройство (диктофон) не было расположено в доступном и явно видном месте - аудиозапись велась скрыто, без уведомления об этом инспекторов (Постановление от 09.07.2014 N А27-14596/2013).
(Лахман Р., Юропов Р.)
("Российский налоговый курьер", 2015, N 12)В частности, Седьмой арбитражный апелляционный суд не стал рассматривать аудиозапись рассмотрения материалов выездной проверки. Дело в том, что компания не доказала, что указанная аудиозапись велась непосредственно в день рассмотрения материалов налоговой проверки. Кроме того, записывающее устройство (диктофон) не было расположено в доступном и явно видном месте - аудиозапись велась скрыто, без уведомления об этом инспекторов (Постановление от 09.07.2014 N А27-14596/2013).
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 02.08.2023 N СД-7-4/516@
"Об утверждении Карты коррупционных рисков и мер по их минимизации Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов"Внедрение системы предупреждений для отдельных категорий подконтрольных субъектов при первичном выявлении нарушений обязательных требований; проведение фото-, видео- и аудиозаписи при рассмотрении возражений на акт камеральной налоговой проверки, а также создание условий для приобщения записей к материалам проверки;
"Об утверждении Карты коррупционных рисков и мер по их минимизации Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов"Внедрение системы предупреждений для отдельных категорий подконтрольных субъектов при первичном выявлении нарушений обязательных требований; проведение фото-, видео- и аудиозаписи при рассмотрении возражений на акт камеральной налоговой проверки, а также создание условий для приобщения записей к материалам проверки;
Статья: Постклассическое право и трансформация юридического регулирования в сфере налогового контроля НДС
(Бачурин Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2017, N 6)- четко очерчено стремление придать деятельности налоговых органов карательный характер. Третий пункт Рекомендаций особо выделяет "право карателя" - право руководителя налогового органа "при вынесении решения по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки ужесточать меру ответственности за совершение налоговых правонарушений";
(Бачурин Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2017, N 6)- четко очерчено стремление придать деятельности налоговых органов карательный характер. Третий пункт Рекомендаций особо выделяет "право карателя" - право руководителя налогового органа "при вынесении решения по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки ужесточать меру ответственности за совершение налоговых правонарушений";
Статья: Переговоры по налоговым спорам
(Смолина О.)
("Налоговый вестник", 2013, N 3)Сложившаяся судебная практика приобретает значение в последующем при вынесении решения руководителем налогового органа по результатам налоговой проверки для правильной правовой квалификации уже установленных налоговой проверкой фактических обстоятельств.
(Смолина О.)
("Налоговый вестник", 2013, N 3)Сложившаяся судебная практика приобретает значение в последующем при вынесении решения руководителем налогового органа по результатам налоговой проверки для правильной правовой квалификации уже установленных налоговой проверкой фактических обстоятельств.
Статья: Порядок подготовки возражений по акту налоговой проверки
(Лысенко Д.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2013, N 21)При рассмотрении материалов налоговой проверки составляется протокол. По решению лица, рассматривающего материалы налоговой проверки, и при наличии согласия лица, в отношении которого составлен акт, и (или) его представителя в ходе рассмотрения может вестись аудиозапись, о чем делается отметка в протоколе. В указанном случае аудиозапись приобщается к протоколу. В протоколе рассмотрения материалов налоговой проверки должны быть указаны:
(Лысенко Д.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2013, N 21)При рассмотрении материалов налоговой проверки составляется протокол. По решению лица, рассматривающего материалы налоговой проверки, и при наличии согласия лица, в отношении которого составлен акт, и (или) его представителя в ходе рассмотрения может вестись аудиозапись, о чем делается отметка в протоколе. В указанном случае аудиозапись приобщается к протоколу. В протоколе рассмотрения материалов налоговой проверки должны быть указаны:
Интервью: Налоговики не вправе отказать компании прослушать аудиозапись допроса руководителя ее контрагента
("Российский налоговый курьер", 2015, N 7)Таким образом, контролеры обязаны прилагать аудиозапись допроса свидетеля к акту проверки, а также дать возможность налогоплательщику ознакомиться с материалами налоговой проверки. В рассматриваемом случае - это аудиозапись допроса свидетеля. Но инспекторы нарушили свою обязанность (пп. 1 п. 1 ст. 32 НК РФ).
("Российский налоговый курьер", 2015, N 7)Таким образом, контролеры обязаны прилагать аудиозапись допроса свидетеля к акту проверки, а также дать возможность налогоплательщику ознакомиться с материалами налоговой проверки. В рассматриваемом случае - это аудиозапись допроса свидетеля. Но инспекторы нарушили свою обязанность (пп. 1 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Вопрос: ...Вправе ли ИФНС в ходе выездной проверки применять звукозаписывающее устройство при опросе работников налогоплательщика и рассмотрении материалов проверки?
(Консультация эксперта, 2015)При этом отказ налогового органа в представлении налогоплательщику аудиозаписи рассмотрения материалов налоговой проверки, приобщенной к протоколу рассмотрения возражений налогоплательщика и материалов проверки, может быть признан незаконным (Постановление ФАС Уральского округа от 27.05.2013 N Ф09-2480/13 по делу N А76-13437/2012).
(Консультация эксперта, 2015)При этом отказ налогового органа в представлении налогоплательщику аудиозаписи рассмотрения материалов налоговой проверки, приобщенной к протоколу рассмотрения возражений налогоплательщика и материалов проверки, может быть признан незаконным (Постановление ФАС Уральского округа от 27.05.2013 N Ф09-2480/13 по делу N А76-13437/2012).
"Арбитражный процесс: доказывание и доказательства по делам об оспаривании результатов налоговых проверок: Монография"
(Смолина О.С.)
("Норма", 2015)Иные разногласия по вопросам, касающимся различного толкования норм налогового права, нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, рассматриваются вышестоящим налоговым органом и в последующем судом.
(Смолина О.С.)
("Норма", 2015)Иные разногласия по вопросам, касающимся различного толкования норм налогового права, нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, рассматриваются вышестоящим налоговым органом и в последующем судом.
Статья: Встретились, поговорили: урегулирование налоговых споров во внесудебном порядке
(Смолина О.)
("Консультант", 2013, N 7)Переговоры на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки не являются самостоятельной внесудебной процедурой, как при рассмотрении налогового спора судом. Стороны вправе прибегнуть к переговорам только в процессе рассмотрения материалов проверки до вынесения решения по результатам налоговой проверки.
(Смолина О.)
("Консультант", 2013, N 7)Переговоры на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки не являются самостоятельной внесудебной процедурой, как при рассмотрении налогового спора судом. Стороны вправе прибегнуть к переговорам только в процессе рассмотрения материалов проверки до вынесения решения по результатам налоговой проверки.
Статья: О протоколах при рассмотрении актов налоговых проверок
(Азиева А.)
("Практический бухгалтерский учет", 2013, N 11)По решению лица, рассматривающего материалы налоговой проверки, и при наличии согласия налогоплательщика также может быть использована аудиозапись (и этот факт должен быть отражен в протоколе). Сама аудиозапись приобщается к протоколу.
(Азиева А.)
("Практический бухгалтерский учет", 2013, N 11)По решению лица, рассматривающего материалы налоговой проверки, и при наличии согласия налогоплательщика также может быть использована аудиозапись (и этот факт должен быть отражен в протоколе). Сама аудиозапись приобщается к протоколу.
Статья: Комментарий к Письму ФНС России от 07.08.2013 N СА-4-9/14460@
(Кислов С.С.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2013, N 10)При рассмотрении материалов налоговой проверки составляется протокол. В дополнение к нему при отсутствии возражений со стороны представителя налогоплательщика может вестись аудиозапись (о чем обязательно делается отметка в протоколе).
(Кислов С.С.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2013, N 10)При рассмотрении материалов налоговой проверки составляется протокол. В дополнение к нему при отсутствии возражений со стороны представителя налогоплательщика может вестись аудиозапись (о чем обязательно делается отметка в протоколе).
Статья: Практика применения пункта 14 статьи 101 НК РФ при разрешении налоговых споров
(Тараканов С.А.)
("Ваш налоговый адвокат", 2009, N 1)- извещение налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки было вручено (отправлено почтой) адресату после принятия итогового решения по делу (Решения АС Сахалинской области от 29 января 2008 г. по делу N А59-2853/07-С24, АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 июля 2007 г. по делу N А56-2255/2007, оставленное без изменения Постановлением Тринадцатого ААС от 10 октября 2007 г.);
(Тараканов С.А.)
("Ваш налоговый адвокат", 2009, N 1)- извещение налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки было вручено (отправлено почтой) адресату после принятия итогового решения по делу (Решения АС Сахалинской области от 29 января 2008 г. по делу N А59-2853/07-С24, АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 июля 2007 г. по делу N А56-2255/2007, оставленное без изменения Постановлением Тринадцатого ААС от 10 октября 2007 г.);