Аренда земельного участка находящегося в муниципальной собственности земельный налог
Подборка наиболее важных документов по запросу Аренда земельного участка находящегося в муниципальной собственности земельный налог (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Причинение вреда в результате незаконных действий (бездействия) органов власти: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2024)Правообладатель участка хочет взыскать убытки в связи с применением завышенной кадастровой стоимости при расчете земельного налога
(КонсультантПлюс, 2024)Правообладатель участка хочет взыскать убытки в связи с применением завышенной кадастровой стоимости при расчете земельного налога
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2024 по делу N А56-106950/2023
Категория спора: 1) Неосновательное обогащение; 2) Возникновение, реализация, защита прав на землю.
Требования заявителя: 1) О взыскании неосновательного обогащения, возникшего в связи с неправомерным пользованием чужим имуществом; 2) О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик в отсутствие правоустанавливающих документов и без внесения платы осуществлял фактическое пользование земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Формами платы за землю, находящуюся в государственной и муниципальной собственности, является земельный налог и арендная плата. При этом отсутствие договорных отношений по использованию спорного земельного участка не исключает возмездности пользования таким участком и, следовательно, не освобождает от обязанности производить оплату за такое пользование по ставкам, установленным для арендной платы. Плата за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, имеет регулируемый характер и устанавливается в порядке, определенном уполномоченным органом (статья 39.7 ЗК РФ).
Категория спора: 1) Неосновательное обогащение; 2) Возникновение, реализация, защита прав на землю.
Требования заявителя: 1) О взыскании неосновательного обогащения, возникшего в связи с неправомерным пользованием чужим имуществом; 2) О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик в отсутствие правоустанавливающих документов и без внесения платы осуществлял фактическое пользование земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Формами платы за землю, находящуюся в государственной и муниципальной собственности, является земельный налог и арендная плата. При этом отсутствие договорных отношений по использованию спорного земельного участка не исключает возмездности пользования таким участком и, следовательно, не освобождает от обязанности производить оплату за такое пользование по ставкам, установленным для арендной платы. Плата за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, имеет регулируемый характер и устанавливается в порядке, определенном уполномоченным органом (статья 39.7 ЗК РФ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О цене, скрытых неустойках и о правовом значении сделочного условия, отсылающего к акту власти. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 26 декабря 2022 года N 305-ЭС22-18408
(Репин Р.Р., Радова А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 6)Так, ВС РФ в Определении от 04.05.2017 N 66-АПГ17-13 указывает следующее: "...исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.05.2004 N 209-О, и с учетом схожести правового регулирования земельного налога и арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно. Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков".
(Репин Р.Р., Радова А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 6)Так, ВС РФ в Определении от 04.05.2017 N 66-АПГ17-13 указывает следующее: "...исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.05.2004 N 209-О, и с учетом схожести правового регулирования земельного налога и арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно. Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков".
Статья: Обзор правовых позиций в определениях Конституционного Суда России
(Дзедзинский А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 1)Позиция суда. Действующее правовое регулирование гарантирует, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
(Дзедзинский А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 1)Позиция суда. Действующее правовое регулирование гарантирует, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)5. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в случае заключения договора аренды земельного участка:
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)5. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в случае заключения договора аренды земельного участка:
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Общество обратилось в арбитражный суд с иском к администрации о внесении изменений в договор аренды земельного участка в виде установления арендной платы в размере, не превышающем земельный налог, в соответствии с Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 16 июля 2009 г. N 582 (далее - постановление N 582).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Общество обратилось в арбитражный суд с иском к администрации о внесении изменений в договор аренды земельного участка в виде установления арендной платы в размере, не превышающем земельный налог, в соответствии с Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 16 июля 2009 г. N 582 (далее - постановление N 582).