Аренда земельного участка находящегося в муниципальной собственности земельный налог
Подборка наиболее важных документов по запросу Аренда земельного участка находящегося в муниципальной собственности земельный налог (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Причинение вреда в результате незаконных действий (бездействия) органов власти: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Правообладатель участка хочет взыскать убытки в связи с применением завышенной кадастровой стоимости при расчете земельного налога
(КонсультантПлюс, 2025)Правообладатель участка хочет взыскать убытки в связи с применением завышенной кадастровой стоимости при расчете земельного налога
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.9 "Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование" ЗК РФ"Исходя из принципа платности землепользования (статьи 1, 65 ЗК РФ), положений статей 39.1, 39.9, 39.10 ЗК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и плательщиком земельного налога, за пользование таким участком обязано вносить плату в размере арендной платы, который в силу регулируемого характера платы за пользование земельными участками, находящимися в публичной собственности, определяется в порядке, установленном уполномоченным органом (статья 424 ГК РФ, статьи 39.7, 65 ЗК РФ)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Важно в административном исковом заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости либо об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения указать сведения о правах и обязанностях административного истца, затрагиваемых кадастровой стоимостью. Как отмечалось ранее, от кадастровой стоимости зависят размер земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, плата за публичный сервитут и другие платежи. Соответственно, изменение кадастровой стоимости в судебном порядке повлечет перерасчет соответственно земельного налога, арендной платы и других платежей, рассчитываемых на основании кадастровой стоимости объектов недвижимости, подлежащих кадастровой оценке.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Важно в административном исковом заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости либо об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения указать сведения о правах и обязанностях административного истца, затрагиваемых кадастровой стоимостью. Как отмечалось ранее, от кадастровой стоимости зависят размер земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, плата за публичный сервитут и другие платежи. Соответственно, изменение кадастровой стоимости в судебном порядке повлечет перерасчет соответственно земельного налога, арендной платы и других платежей, рассчитываемых на основании кадастровой стоимости объектов недвижимости, подлежащих кадастровой оценке.
Статья: О цене, скрытых неустойках и о правовом значении сделочного условия, отсылающего к акту власти. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 26 декабря 2022 года N 305-ЭС22-18408
(Репин Р.Р., Радова А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 6)Так, ВС РФ в Определении от 04.05.2017 N 66-АПГ17-13 указывает следующее: "...исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.05.2004 N 209-О, и с учетом схожести правового регулирования земельного налога и арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно. Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков".
(Репин Р.Р., Радова А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 6)Так, ВС РФ в Определении от 04.05.2017 N 66-АПГ17-13 указывает следующее: "...исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.05.2004 N 209-О, и с учетом схожести правового регулирования земельного налога и арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно. Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков".
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в случае заключения договора аренды земельного участка:
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в случае заключения договора аренды земельного участка:
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Общество обратилось в арбитражный суд с иском к администрации о внесении изменений в договор аренды земельного участка в виде установления арендной платы в размере, не превышающем земельный налог, в соответствии с Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 16 июля 2009 г. N 582 (далее - постановление N 582).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Общество обратилось в арбитражный суд с иском к администрации о внесении изменений в договор аренды земельного участка в виде установления арендной платы в размере, не превышающем земельный налог, в соответствии с Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 16 июля 2009 г. N 582 (далее - постановление N 582).
"Комментарий судебной практики. Выпуск 28"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)Согласно действующему законодательству кадастровая стоимость применяется для расчета налога на недвижимость, земельного налога, определения арендной платы за земельный участок, который находится в публичной собственности, определения цены при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. В связи с этим юридические и физические лица заинтересованы в установлении обоснованной кадастровой стоимости, что обусловливает наличие у них права участвовать в установлении кадастровой стоимости и оспаривать ее.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)Согласно действующему законодательству кадастровая стоимость применяется для расчета налога на недвижимость, земельного налога, определения арендной платы за земельный участок, который находится в публичной собственности, определения цены при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. В связи с этим юридические и физические лица заинтересованы в установлении обоснованной кадастровой стоимости, что обусловливает наличие у них права участвовать в установлении кадастровой стоимости и оспаривать ее.
Статья: Споры об определении размера арендной платы за пользование государственным земельным участком как последствие заключения договора аренды неуполномоченным публичным субъектом
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 3)В числе принципов определения арендной платы Правительством РФ закреплен принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки. Он устанавливает и предельный размер арендной платы в связи с переоформлением прав: она не должна превышать более чем в два раза размер земельного налога <14>. Льготная арендная ставка для землепользователей, переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования, является частным случаем применения данного принципа.
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 3)В числе принципов определения арендной платы Правительством РФ закреплен принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки. Он устанавливает и предельный размер арендной платы в связи с переоформлением прав: она не должна превышать более чем в два раза размер земельного налога <14>. Льготная арендная ставка для землепользователей, переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования, является частным случаем применения данного принципа.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5. В случае заключения договора аренды сторонами (арендодателем и арендатором) в нем же определяется и размер арендной платы (п. 1, 2 ст. 614 ГК). В п. 5 комментируемой статьи установлено ограничение на установление максимального размера арендной платы в случае заключения договора аренды земельного участка, предоставляемого для некоторых целей отдельным субъектам. Всего предусмотрено семь таких категорий возможных арендаторов. Ориентиром для ограничения размера платы является земельный налог, устанавливаемый в соответствии с законодательством. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в данном случае в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5. В случае заключения договора аренды сторонами (арендодателем и арендатором) в нем же определяется и размер арендной платы (п. 1, 2 ст. 614 ГК). В п. 5 комментируемой статьи установлено ограничение на установление максимального размера арендной платы в случае заключения договора аренды земельного участка, предоставляемого для некоторых целей отдельным субъектам. Всего предусмотрено семь таких категорий возможных арендаторов. Ориентиром для ограничения размера платы является земельный налог, устанавливаемый в соответствии с законодательством. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в данном случае в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка.
Ситуация: Может ли ветеран боевых действий приобрести земельный участок на льготных условиях?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Федеральным законодательством ветеранам боевых действий предоставляется первоочередное право на приобретение садовых или огородных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов (пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ; пп. 7 п. 1, пп. 3 п. 2, пп. 2 п. 3 ст. 16 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Федеральным законодательством ветеранам боевых действий предоставляется первоочередное право на приобретение садовых или огородных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов (пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ; пп. 7 п. 1, пп. 3 п. 2, пп. 2 п. 3 ст. 16 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ).
Путеводитель по договорной работе. Аренда. Общие положения. Рекомендации по заключению, изменению, расторжению договораТак, если арендодатель - публично-правовое образование, которое не является плательщиком земельного налога (т.е. имущество находится в государственной или муниципальной собственности), то обязательство по внесению арендной платы сохраняется до момента государственной регистрации перехода права собственности на землю к арендатору. Установить иной момент прекращения обязанности по внесению арендной платы стороны не вправе.
Статья: Защита прокурором публичных интересов в сфере платного землепользования в судебном порядке
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)Из сказанного можно заключить, что публичный интерес, возникающий в сфере платного землепользования, подлежащий защите со стороны органов прокуратуры и суда, заключается в устранении нарушений, касающихся взимания платы за землю как способа пополнения местных бюджетов. В рамках гражданского, административного, арбитражного судопроизводства прокуратура обеспечивает защиту прав публичных образований на получение арендной платы за землю, земельного налога, платы за публичный сервитут, иной платы за использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Проведенный анализ дает основания утверждать, что публичный интерес соотносится с правом публичного образования как целое и частное. Публичный интерес охватывает коллективные потребности в использовании средств бюджета как публичного фонда в государственных и общественных целях. Соответственно, незаконное сокращение количества источников его пополнения требует реакции со стороны компетентных государственных органов путем судебной защиты и восстановления нарушенных прав публичного образования, формирующих содержание права собственности на землю и, в частности, распоряжения ею (ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации). Нарушения, касающиеся платы за землю, допущенные физическими лицами либо субъектами, не связанными с экономической деятельностью, устраняются в порядке гражданского судопроизводства. Нарушения прав и интересов публичных образований, допущенные государственными органами, в том числе в ходе осуществления властных полномочий по установлению размера платы за землю, служат основанием для обращения в суд с административными исковыми заявлениями в порядке административного судопроизводства. В том случае, если нарушение прав публичного образования допущено субъектами экономической деятельности либо связано с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления в сфере платного землепользования с участием субъектов экономической деятельности, дело подлежит рассмотрению в порядке арбитражного судопроизводства.
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)Из сказанного можно заключить, что публичный интерес, возникающий в сфере платного землепользования, подлежащий защите со стороны органов прокуратуры и суда, заключается в устранении нарушений, касающихся взимания платы за землю как способа пополнения местных бюджетов. В рамках гражданского, административного, арбитражного судопроизводства прокуратура обеспечивает защиту прав публичных образований на получение арендной платы за землю, земельного налога, платы за публичный сервитут, иной платы за использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Проведенный анализ дает основания утверждать, что публичный интерес соотносится с правом публичного образования как целое и частное. Публичный интерес охватывает коллективные потребности в использовании средств бюджета как публичного фонда в государственных и общественных целях. Соответственно, незаконное сокращение количества источников его пополнения требует реакции со стороны компетентных государственных органов путем судебной защиты и восстановления нарушенных прав публичного образования, формирующих содержание права собственности на землю и, в частности, распоряжения ею (ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации). Нарушения, касающиеся платы за землю, допущенные физическими лицами либо субъектами, не связанными с экономической деятельностью, устраняются в порядке гражданского судопроизводства. Нарушения прав и интересов публичных образований, допущенные государственными органами, в том числе в ходе осуществления властных полномочий по установлению размера платы за землю, служат основанием для обращения в суд с административными исковыми заявлениями в порядке административного судопроизводства. В том случае, если нарушение прав публичного образования допущено субъектами экономической деятельности либо связано с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления в сфере платного землепользования с участием субъектов экономической деятельности, дело подлежит рассмотрению в порядке арбитражного судопроизводства.