Аренда государственного имущества республики Крым
Подборка наиболее важных документов по запросу Аренда государственного имущества республики Крым (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023 N 21АП-4879/2022 по делу N А83-13001/2020
Требование: О взыскании неосновательного обогащения.
Встречное требование: О применении последствий недействительности сделок.
Решение: В удовлетворении требования отказано.При этом следует отметить, что предприятие обратилось с иском, ссылаясь на наличие у него права требования только 30% платы за пользование закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения имуществом согласно пункту 3 раздела 3 Методики расчета и распределения арендной платы при передаче в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденной постановления Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 312.
Требование: О взыскании неосновательного обогащения.
Встречное требование: О применении последствий недействительности сделок.
Решение: В удовлетворении требования отказано.При этом следует отметить, что предприятие обратилось с иском, ссылаясь на наличие у него права требования только 30% платы за пользование закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения имуществом согласно пункту 3 раздела 3 Методики расчета и распределения арендной платы при передаче в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденной постановления Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 312.
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2023 N 21АП-2677/2023 по делу N А83-16218/2021
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.Суд апелляционной инстанции не может согласиться с такими выводами суда, поскольку ссылка на договор аренды от 25.12.2017 N 6 в отношении иного земельного участка муниципальной собственности, не подтверждает правомерность использования заявителем части земельного участка государственной собственности Республики Крым, предоставленного в арендное пользование обществу, и не согласуется с пояснениями самого заявителя, признающего факт отсутствия у него правоустанавливающих документов на спорный земельный участок, а вывод суда о невозможности с достоверностью установить расположение самовольно занятого земельного участка не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.Суд апелляционной инстанции не может согласиться с такими выводами суда, поскольку ссылка на договор аренды от 25.12.2017 N 6 в отношении иного земельного участка муниципальной собственности, не подтверждает правомерность использования заявителем части земельного участка государственной собственности Республики Крым, предоставленного в арендное пользование обществу, и не согласуется с пояснениями самого заявителя, признающего факт отсутствия у него правоустанавливающих документов на спорный земельный участок, а вывод суда о невозможности с достоверностью установить расположение самовольно занятого земельного участка не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Аренда государственного имущества как элемент системы эффективного управления государственным имуществом в Российской Федерации
(Орлова А.Н.)
("Цивилист", 2024, N 5)<6> См.: Калайджан В.А., Ваньян Д.А. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2022. Т. 8. N 3. С. 253 - 259.
(Орлова А.Н.)
("Цивилист", 2024, N 5)<6> См.: Калайджан В.А., Ваньян Д.А. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2022. Т. 8. N 3. С. 253 - 259.
Статья: Уступка права аренды земельного участка
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 5 ст. 22 ЗК РФ дополнительно установлено, что арендатор земельного участка, за исключением участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которым земельные участки предоставлены в аренду без проведения торгов для реализации договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, которым предоставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 5 ст. 22 ЗК РФ дополнительно установлено, что арендатор земельного участка, за исключением участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которым земельные участки предоставлены в аренду без проведения торгов для реализации договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, которым предоставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Арендатор земельного участка, за исключением участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которым земельные участки предоставлены в аренду без проведения торгов для реализации договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, которым предоставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права на земельный участок в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Арендатор земельного участка, за исключением участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которым земельные участки предоставлены в аренду без проведения торгов для реализации договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, которым предоставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права на земельный участок в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)В соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 144-ФЗ ч. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции утратила силу с 1 июля 2013 г. В настоящий момент заключение договоров на новый срок (которые были заключены до 1 июля 2015 г.), предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества по правилам, предусмотренным чч. 9 - 11 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, допускается только в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (ч. 4.1 ст. 53 Закона о защите конкуренции).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)В соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 144-ФЗ ч. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции утратила силу с 1 июля 2013 г. В настоящий момент заключение договоров на новый срок (которые были заключены до 1 июля 2015 г.), предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества по правилам, предусмотренным чч. 9 - 11 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, допускается только в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (ч. 4.1 ст. 53 Закона о защите конкуренции).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Статья: Ликбез по юридической терминологии: обременение имущества и правонарушения
(Полетаева А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 4)...Органы исполнительной власти или органы местного самоуправления в правоотношениях по распоряжению земельными участками государственной и коммунальной собственности (предоставлению земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или в пользование, отчуждению земельных участков государственной или коммунальной собственности, заключению, изменению, расторжению договоров купли-продажи, ренты, аренды земельного участка и иных договоров в отношении земельных участков, установлению сервитута, суперфиция, эмфитевзиса, в том числе принятию государственными органами и органами местного самоуправления соответствующих решений) действуют как органы, через которые государство или территориальная громада реализует полномочия собственника земельных участков.
(Полетаева А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 4)...Органы исполнительной власти или органы местного самоуправления в правоотношениях по распоряжению земельными участками государственной и коммунальной собственности (предоставлению земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или в пользование, отчуждению земельных участков государственной или коммунальной собственности, заключению, изменению, расторжению договоров купли-продажи, ренты, аренды земельного участка и иных договоров в отношении земельных участков, установлению сервитута, суперфиция, эмфитевзиса, в том числе принятию государственными органами и органами местного самоуправления соответствующих решений) действуют как органы, через которые государство или территориальная громада реализует полномочия собственника земельных участков.
Статья: Институт приобретательной давности: законодательство, доктрина, судебная практика
(Щенникова Л.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)Определением N 127-КГ23-13-К4 Верховный Суд также отменил состоявшиеся судебные решения и определения по иску гражданки Б. о признании права собственности в силу приобретательной давности на имущественный комплекс "Кошара с. Ключи", расположенный в Республике Крым <34>. Основаниями для отказа в требованиях были: отсутствие регистрации договоров аренды недвижимого имущества, неуплата налогов, а также отсутствие доказательств использования имущества для ведения животноводства в течение нескольких лет. Верховный Суд указал, что именно на такие ситуации, когда государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество невозможна по тем или иным причинам, и рассчитаны нормы института приобретательной давности. Что касается налогов, то у истца, не являющегося титульным собственником, не было возможности их уплачивать. Кроме того, отметил Верховный Суд, на давностного владельца нормы права не возлагают обязанности документально подтверждать каждый день владения имуществом.
(Щенникова Л.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)Определением N 127-КГ23-13-К4 Верховный Суд также отменил состоявшиеся судебные решения и определения по иску гражданки Б. о признании права собственности в силу приобретательной давности на имущественный комплекс "Кошара с. Ключи", расположенный в Республике Крым <34>. Основаниями для отказа в требованиях были: отсутствие регистрации договоров аренды недвижимого имущества, неуплата налогов, а также отсутствие доказательств использования имущества для ведения животноводства в течение нескольких лет. Верховный Суд указал, что именно на такие ситуации, когда государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество невозможна по тем или иным причинам, и рассчитаны нормы института приобретательной давности. Что касается налогов, то у истца, не являющегося титульным собственником, не было возможности их уплачивать. Кроме того, отметил Верховный Суд, на давностного владельца нормы права не возлагают обязанности документально подтверждать каждый день владения имуществом.
Статья: Списание имущества Республики Крым, закрепленного за ГУП
(Каравайкина Е.Е.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Субъектами списания имущества Республики Крым являются:
(Каравайкина Е.Е.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Субъектами списания имущества Республики Крым являются:
"Земельный участок: как грамотно распорядиться"
(выпуск 11)
(Жмурко С.Е.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)В п. 5 ст. 22 ЗК РФ дополнительно установлено, что арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон - арендаторов земельных участков, участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которым земельные участки предоставлены в аренду без проведения торгов для реализации договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.
(выпуск 11)
(Жмурко С.Е.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)В п. 5 ст. 22 ЗК РФ дополнительно установлено, что арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон - арендаторов земельных участков, участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которым земельные участки предоставлены в аренду без проведения торгов для реализации договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)По смыслу указанного Федерального закона участником свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Согласно ст. 13 данного Закона лицо, намеревающееся получить статус участника свободной экономической зоны, должно быть зарегистрировано на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя, состоять на учете в налоговом органе, а также иметь инвестиционную декларацию, соответствующую требованиям, установленным Федеральным законом.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)По смыслу указанного Федерального закона участником свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Согласно ст. 13 данного Закона лицо, намеревающееся получить статус участника свободной экономической зоны, должно быть зарегистрировано на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя, состоять на учете в налоговом органе, а также иметь инвестиционную декларацию, соответствующую требованиям, установленным Федеральным законом.