Административное расследование в отношении неустановленного лица
Подборка наиболее важных документов по запросу Административное расследование в отношении неустановленного лица (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, связанные с деятельностью без регистрации, разрешительной документации (лицензий и др.) или с нарушением правил (техрегламентов): Должностное лицо организации обжалует привлечение к ответственности за производство или оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции без лицензии
(КонсультантПлюс, 2025)не подтвержден довод Должностного лица о вынесении постановления мировым судьей с нарушением подсудности (суд посчитал, что административное расследование фактически не проводилось, т.к. процессуальные действия не заняли много времени: проведение экспертизы не назначалось, потерпевшие не устанавливались и пр.)
(КонсультантПлюс, 2025)не подтвержден довод Должностного лица о вынесении постановления мировым судьей с нарушением подсудности (суд посчитал, что административное расследование фактически не проводилось, т.к. процессуальные действия не заняли много времени: проведение экспертизы не назначалось, потерпевшие не устанавливались и пр.)
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2024 N 88-1787/2024 по делу N 2-18/2022 (УИД 59RS0007-01-2020-007234-89)
Категория спора: 1) ОСАГО; 2) Причинение вреда имуществу.
Требования выгодоприобретателя: 1) О взыскании страхового возмещения.
Требования потерпевшего: 2) О возмещении реального ущерба в связи с ДТП.
Обстоятельства: В результате ДТП автомобилю истца причинены механические повреждения.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части.Проверяя законность и обоснованность решения в части взыскания с П. убытков за период с 02 марта 2019 года по 19 сентября 2019 года, суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела с выводами суда первой инстанции не согласился. Изменяя решение суда в данной части, суд, оценив в совокупности представленные доказательства, принимая по внимание показания свидетеля <данные изъяты>, расчет эксперта ООО "Эксперт-Р", согласно которому стоимость одного дня аренды транспортного средства "Лада Гранта" составляет 1200 руб., пришел к выводу о том, что сумма, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца, составляет 36000 руб. (30 дней (количество дней нахождения автомобиля в ремонте) х 1200 руб.). Оснований для взыскания упущенной выгоды за иной период суд не усмотрел, поскольку доказательств уважительности причин невозможности обращения в страховую компанию истцом не представлено, само по себе проведение правоохранительными органами административного расследования об уважительности столь длительного необращения с заявлением в страховую компанию не свидетельствует, при том, что у истца была возможность представить все необходимые документы, подтверждающие наступление страхового случая, включая справку о дорожно-транспортном происшествии, оформление которой не зависит от проведения административного расследования, более того, административное расследование проводилось не в целях установления виновного в случившейся аварии лица, а в связи с полученными ответчиком травмами.
Категория спора: 1) ОСАГО; 2) Причинение вреда имуществу.
Требования выгодоприобретателя: 1) О взыскании страхового возмещения.
Требования потерпевшего: 2) О возмещении реального ущерба в связи с ДТП.
Обстоятельства: В результате ДТП автомобилю истца причинены механические повреждения.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части.Проверяя законность и обоснованность решения в части взыскания с П. убытков за период с 02 марта 2019 года по 19 сентября 2019 года, суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела с выводами суда первой инстанции не согласился. Изменяя решение суда в данной части, суд, оценив в совокупности представленные доказательства, принимая по внимание показания свидетеля <данные изъяты>, расчет эксперта ООО "Эксперт-Р", согласно которому стоимость одного дня аренды транспортного средства "Лада Гранта" составляет 1200 руб., пришел к выводу о том, что сумма, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца, составляет 36000 руб. (30 дней (количество дней нахождения автомобиля в ремонте) х 1200 руб.). Оснований для взыскания упущенной выгоды за иной период суд не усмотрел, поскольку доказательств уважительности причин невозможности обращения в страховую компанию истцом не представлено, само по себе проведение правоохранительными органами административного расследования об уважительности столь длительного необращения с заявлением в страховую компанию не свидетельствует, при том, что у истца была возможность представить все необходимые документы, подтверждающие наступление страхового случая, включая справку о дорожно-транспортном происшествии, оформление которой не зависит от проведения административного расследования, более того, административное расследование проводилось не в целях установления виновного в случившейся аварии лица, а в связи с полученными ответчиком травмами.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении неустановленных лиц
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Приведем в пример дело, носящее прецедентный характер, хотя и представляющее собой частный случай проведения административного расследования в отношении неустановленных лиц.
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Приведем в пример дело, носящее прецедентный характер, хотя и представляющее собой частный случай проведения административного расследования в отношении неустановленных лиц.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)Назначенное по результатам ревизии административное расследование также не установило лиц, виновных в причинении ущерба приемкой и оплатой фактически невыполненных работ, что усматривается из заключения, утвержденного главнокомандующим внутренними войсками МВД России 8 февраля 2014 г.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)Назначенное по результатам ревизии административное расследование также не установило лиц, виновных в причинении ущерба приемкой и оплатой фактически невыполненных работ, что усматривается из заключения, утвержденного главнокомандующим внутренними войсками МВД России 8 февраля 2014 г.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)Мировым судьей не была установлена совокупность действий лица, способствовавших выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным административным правонарушением, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что обществом были предприняты действия, направленные на выявление, раскрытие и расследование преступления, связанного с данным делом об административном правонарушении.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)Мировым судьей не была установлена совокупность действий лица, способствовавших выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным административным правонарушением, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что обществом были предприняты действия, направленные на выявление, раскрытие и расследование преступления, связанного с данным делом об административном правонарушении.
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка расходования средств на предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в 2021 - 2022 годах"
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 12)Отсутствие установленных сроков дополнительного расследования НС привело к различной правоприменительной практике учета решений привлекаемых к нему органов и организаций. Так, до окончания дополнительного расследования пострадавшие в Воронежской области и в КБР были лишены страховых выплат, медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и получали только пособие по временной нетрудоспособности по страхованию на случай ВНиМ. В то же время в Республике Карелия акты о НС поступали до завершения дополнительных расследований с пометкой, что причины НС и степень вины лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, будут установлены в ходе дополнительного административного расследования.
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 12)Отсутствие установленных сроков дополнительного расследования НС привело к различной правоприменительной практике учета решений привлекаемых к нему органов и организаций. Так, до окончания дополнительного расследования пострадавшие в Воронежской области и в КБР были лишены страховых выплат, медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и получали только пособие по временной нетрудоспособности по страхованию на случай ВНиМ. В то же время в Республике Карелия акты о НС поступали до завершения дополнительных расследований с пометкой, что причины НС и степень вины лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, будут установлены в ходе дополнительного административного расследования.
Вопрос: В каких случаях производство по делу об административном правонарушении прекращается в связи с отсутствием состава административного правонарушения?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По многим делам встает вопрос о наличии субъективной стороны. В частности, состав административного правонарушения отсутствует при неустановлении виновности или установлении невиновности лица в совершении административного правонарушения (Определение Верховного Суда РФ от 28.08.2020 N 301-ЭС20-12174 по делу N А43-27288/2019, Постановление Верховного Суда РФ от 28.10.2019 N 44-АД19-27).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По многим делам встает вопрос о наличии субъективной стороны. В частности, состав административного правонарушения отсутствует при неустановлении виновности или установлении невиновности лица в совершении административного правонарушения (Определение Верховного Суда РФ от 28.08.2020 N 301-ЭС20-12174 по делу N А43-27288/2019, Постановление Верховного Суда РФ от 28.10.2019 N 44-АД19-27).
Статья: О проблеме исполнения актов Конституционного Суда РФ по вопросу ликвидации органами публичной власти мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов
(Давыдов А.А.)
("Местное право", 2025, N 4)Согласно пункту 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ в случае непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения либо обращения граждан или организаций протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 КоАП РФ, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), которые в свою очередь на основании статьи 28.7 КоАП РФ обязаны провести административное расследование и установить лиц, виновных в нарушении требований природоохранного законодательства.
(Давыдов А.А.)
("Местное право", 2025, N 4)Согласно пункту 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ в случае непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения либо обращения граждан или организаций протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 КоАП РФ, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), которые в свою очередь на основании статьи 28.7 КоАП РФ обязаны провести административное расследование и установить лиц, виновных в нарушении требований природоохранного законодательства.
Статья: Административное правонарушение: понятие, признаки, состав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем лишь отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, при котором административное расследование должно быть окончено. Это обусловлено тем, что уполномоченным органом или судом не установлено фактов нарушения законодательства вне зависимости от лица, которое привлекалось к ответственности по соответствующим нормам КоАП РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем лишь отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, при котором административное расследование должно быть окончено. Это обусловлено тем, что уполномоченным органом или судом не установлено фактов нарушения законодательства вне зависимости от лица, которое привлекалось к ответственности по соответствующим нормам КоАП РФ.
Статья: К вопросу о финансово-правовом статусе негосударственных судебно-экспертных организаций
(Попова А.В.)
("Банковское право", 2023, N 4)На наш взгляд, подобные предложения были сделаны под влиянием западноевропейского подхода к определению финансово-правового механизма судебно-экспертной деятельности как системы взаимодействия законодателя и частного предпринимательского сектора, что влечет за собой максимальную монетизированность этого вида деятельности. Именно поэтому мы выступаем за государственный контроль и разумное сочетание различных форм и методов финансирования судебной экспертной деятельности. В соответствии с п. 3 ст. 30 законопроекта "исследования для физических и юридических лиц, требующие использования специальных знаний; проведение судебных экспертиз, назначенных арбитражными судами и судами общей юрисдикции, а также при расследовании уголовных дел, при проверке сообщения о преступлении, при проведении административного расследования; и научные исследования в области судебной экспертизы" должны финансироваться из частных средств в соответствии с заключаемыми договорами. Причем порядок определения расценок на такие виды деятельности не устанавливается.
(Попова А.В.)
("Банковское право", 2023, N 4)На наш взгляд, подобные предложения были сделаны под влиянием западноевропейского подхода к определению финансово-правового механизма судебно-экспертной деятельности как системы взаимодействия законодателя и частного предпринимательского сектора, что влечет за собой максимальную монетизированность этого вида деятельности. Именно поэтому мы выступаем за государственный контроль и разумное сочетание различных форм и методов финансирования судебной экспертной деятельности. В соответствии с п. 3 ст. 30 законопроекта "исследования для физических и юридических лиц, требующие использования специальных знаний; проведение судебных экспертиз, назначенных арбитражными судами и судами общей юрисдикции, а также при расследовании уголовных дел, при проверке сообщения о преступлении, при проведении административного расследования; и научные исследования в области судебной экспертизы" должны финансироваться из частных средств в соответствии с заключаемыми договорами. Причем порядок определения расценок на такие виды деятельности не устанавливается.
Статья: Развитие института дознания в Федеральной службе судебных приставов. Процессуальное положение начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя ФССП России
(Хамидов Х.-М.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2020, N 3)К сожалению, процессуальное законодательство не установило ни в ведомственных актах, ни в Федеральном законе "О судебных приставах" процессуальное положение лиц, осуществляющих и контролирующих предварительное расследование в форме дознания. В ведомственных актах указываются контрольные функции, предусматривающие обязанности по контролю соблюдения уголовно-процессуального законодательства при проведении предварительного расследования в форме дознания, то есть административные обязанности по контролю лиц, проводящих дознания. В этих актах совсем отсутствуют уголовно-процессуальные права и обязанности органа дознания, осуществляющего предварительное расследование в форме дознания.
(Хамидов Х.-М.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2020, N 3)К сожалению, процессуальное законодательство не установило ни в ведомственных актах, ни в Федеральном законе "О судебных приставах" процессуальное положение лиц, осуществляющих и контролирующих предварительное расследование в форме дознания. В ведомственных актах указываются контрольные функции, предусматривающие обязанности по контролю соблюдения уголовно-процессуального законодательства при проведении предварительного расследования в форме дознания, то есть административные обязанности по контролю лиц, проводящих дознания. В этих актах совсем отсутствуют уголовно-процессуальные права и обязанности органа дознания, осуществляющего предварительное расследование в форме дознания.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (апрель 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Должностное лицо ФАС России, уполномоченное на составление протокола, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Должностное лицо ФАС России, уполномоченное на составление протокола, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
Статья: О значении правильного установления в ходе проводимого в воинской части (иной организации) административного расследования (разбирательства) причинно-следственной связи между фактом и наступившими вредными последствиями
(Кириченко Н.С., Александрова Н.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 1)Произошло следующее. При проведении контртеррористической операции один из военнослужащих погиб в результате преступных действий лица из числа незаконных вооруженных формирований. Предполагаем, что можно сделать вполне прямой вывод о том, что гибель наступила по вине именно неустановленного преступника.
(Кириченко Н.С., Александрова Н.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 1)Произошло следующее. При проведении контртеррористической операции один из военнослужащих погиб в результате преступных действий лица из числа незаконных вооруженных формирований. Предполагаем, что можно сделать вполне прямой вывод о том, что гибель наступила по вине именно неустановленного преступника.
Статья: О проблемах, возникающих в ходе исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, и путях их решения
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Согласно пункту 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ в случае непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения либо обращения граждан или организаций протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 КоАП РФ, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), которые на основании статьи 28.7 КоАП РФ обязаны провести административное расследование и установить лиц, виновных в нарушении требований природоохранного законодательства.
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Согласно пункту 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ в случае непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения либо обращения граждан или организаций протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 КоАП РФ, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), которые на основании статьи 28.7 КоАП РФ обязаны провести административное расследование и установить лиц, виновных в нарушении требований природоохранного законодательства.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июнь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Должностное лицо ФАС России, уполномоченное на составление протокола, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Должностное лицо ФАС России, уполномоченное на составление протокола, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.