289 ФЗ пени

Подборка наиболее важных документов по запросу 289 ФЗ пени (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 17.03.2021 N 310-ЭС21-1774 по делу N А62-8144/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об отмене решений таможенного органа о взыскании пеней в связи с неуплатой таможенных платежей, взыскании денежных средств.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования в части отказано, поскольку погашение обществом как одним из солидарных должников задолженности по таможенным платежам в установленные направленными в его адрес уведомлениями сроки не освобождает общество и его солидарных должников - декларантов от уплаты пеней за период просрочки уплаты таможенных платежей вплоть до даты их фактической уплаты. Дело в остальной части направлено на новое рассмотрение, поскольку придание таможенным органом обратной силы ФЗ от 03.08.2018 N 289-ФЗ при начислении пеней в части спорного периода противоречит законодательству.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
В силу части 1 статьи 75 Закона N 289-ФЗ при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней по истечении срока, указанного в части 19 статьи 73 настоящего Закона, и недостаточности или отсутствии авансовых платежей плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) таможенный орган обращает взыскание на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) в банках и его электронные денежные средства. Взыскание производится на основании решения таможенного органа о взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке.
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.02.2021 N 88а-3281/2021
Категория: Споры с таможенными органами.
Требования таможенного органа: 1) О взыскании таможенных платежей; 2) О взыскании пени.
Обстоятельства: Истец ссылается на неуплату ответчиком таможенных платежей в связи с ввозом на территорию Российской Федерации транспортного средства.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Отменяя решение суда первой инстанции от 18 декабря 2019 года в части отказа во взыскании пени и постановив в данной части новое решение о взыскании с ФИО30 в пользу Курской таможни пени <данные изъяты>., изменив решение в части взыскания госпошлины и взыскав <данные изъяты>., суд апелляционной инстанции указал на то, в силу ч. 3 и п. 2 ч. 16 ст. 72 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Таможенный орган начисляет пени за период, который начинается со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Актуальные проблемы правового регулирования пеней за нарушение сроков уплаты таможенных платежей
(Ермолаева Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)
Например, в 2013 г. Верховный Суд РФ дал разъяснения по вопросу квалификации правонарушений, предусмотренных частью 2 ст. 16.2 КоАП РФ (недостоверное декларирование) <16>, где указал, что, если в декларации на товар участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) заявил полные и достоверные сведения о товаре, но неверно определил код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), привлекать его к ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ неправомерно. Правоприменитель, по всей вероятности, исходил из отсутствия вины в деянии участника ВЭД и наличия возможности у таможенных органов, проверяющих декларацию, своевременно отреагировать на допущенное нарушение. Закон N 289-ФЗ распространил это правило и на взыскание пеней: согласно п. 11 ч. 19 ст. 72 Закона N 289-ФЗ пени не подлежат начислению в том случае, когда таможенный орган по результатам контроля после выпуска товаров доначисляет таможенные платежи в связи с выявлением неверного указания декларантом кода товара по ТН ВЭД (при отсутствии в деянии лица состава правонарушения, предусмотренного ст. 16.2 КоАП РФ). Иными словами, даже если в бюджет несвоевременно поступили таможенные платежи и казна несет убытки, которые можно было бы возместить за счет начисления пеней, выполняющих правовосстановительную функцию, в законе тем не менее не используется этот механизм. В данной ситуации по логике законодателя применение пеней зависит от привлечения лица к административной ответственности. Как расценивать подобную позицию: как исключение из общего правила применения пеней или как подтверждение карательной их функции, которая не может применяться при отсутствии вины плательщика в возникновении просрочки уплаты таможенных платежей?
Вопрос: Организация получила уведомление о не уплаченных в срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней. Вправе ли организация погасить задолженность за счет средств, которые ранее перечислены в счет уплаты платежей, взимаемых таможенными органами, но не использованы?
(Консультация эксперта, 2023)
Авансовые платежи, внесение которых предусмотрено ст. 48 ТК ЕАЭС, могут быть использованы в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, таможенных сборов, денежного залога, таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, а также уплаты иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы (ч. 1 ст. 35 Закона N 289-ФЗ). Например, пеней, взимаемых таможенными органами в соответствии со ст. 72 Закона N 289-ФЗ.

Нормативные акты

Приказ Минфина России от 26.04.2022 N 62н
"Об определении требований к лицам, осуществляющим доставку товаров для личного пользования в качестве экспресс-грузов и декларирование товаров для личного пользования, доставляемых в адрес физических лиц в качестве экспресс-грузов, и порядка совершения таможенных операций в отношении таких товаров, включая операции по уплате таможенных пошлин, налогов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.09.2022 N 69906)
4) не находиться в реестре лиц (учредителей и (или) участников), суммы таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней которых признаны безнадежными к взысканию, ведение которого осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 82 Федерального закона 289-ФЗ;